Рецензия на «А как теперь?» (Вячеслав Абрамов)

И у меня теперь тоска. И опостылело всё. Состарилась в миг единый. Правда! Кто бы раньше сказал, что так бывает - не поверила.. Сначала плакала от горя. Потом перестала плакать, но разучилась улыбаться. Не получалось, и всё. Хотя по природе своей улыбчивая.
И ещё очень испугалась. Даже не самих событий, а как их восприняло большинство, и даже священнослужители. Поразилась... и испугалась!
Столько времени прошло, а тоска не исчезает, боль не проходит. Да ещё ложь, ненависть, злоба, заполонившие пространство, мучают невыносимо. Можно, конечно, не слушать, не смотреть, не читать. Но мне отчего-то кажется, что это неправильно.
Непонятно всё, необъяснимо. Хотя вру, всё понятно и объяснимо, и от этого только хуже.
Спасибо Вам!

Мария Левина   19.04.2024 05:54     Заявить о нарушении
Василий Великий в своих канонических посланиях коснулся темы убийства более подробно. Он вводил принципиальное различие этого преступления на вольное и невольное 54. Первое считалось всегда предосудительным, второе же, хотя и греховным, но заслуживающим снисхождения (см. правила 56 и 57):
«56. Волею убивший, и потом покаявшийся, двадесять лет да будет без причастия Святых Тайн. На сии двадесять лет дастся ему следующее распределение: четыре года должен он плакати, стоя вне дверей молитвеннаго храма, и прося входящих в оный верных, сотворити о нем молитву, исповедуя при сем свое преступление. По четырех летах да будет принят в число слушающих Писания, и с ними да исходит в продолжении пяти лет. Семь лет с припадающими да молится и да не исходит. Четыре лета да стоит токмо с верными, но да не сподобится причастия. По исполнении сих да причастится Святых Тайн.

57. Неволею убивший десять лет да не причастится Святых Тайн. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие».

В то же время Василий Великий, следуя Афанасию, не осуждает убийство на поле брани, хотя и рекомендует применить трехлетнее отлучение, из-за «нечистоты рук» (правило 13): «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющия нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Тайн».

В своих комментариях по этой проблеме Алексий Аристин старается буквально следовать логике Василия Великого: убийство на войне, хотя и не приравнивается к вольному убийству, но считается «нечистотой», препятствующей Причастию. Убийство же при самообороне оценивается более греховным: «Поскольку, по гласу Господа, всяк приемший меч мечем погибнет (Мф. 26, 52); то и те, которые выступают против разбойников и убивают их, должны быть подвергаемы епитимии, именно: миряне не причащаются божественных Таин, а клирики извергаются»

Мария Левина   20.04.2024 03:50   Заявить о нарушении
«Эволюцию общехристианского менталитета в отношении войны хорошо выражает святой Августин, развивающий в своих работах двоякую идею: с одной стороны, обязательного неприятия несправедливой войны… но с другой – признания справедливой войны. Во имя первой идеи он заявляет, например, что следует не заключать мир ради войны, а вести войну ради мира59… В то же время, утверждая вторую идею, он уточняет: кто убивает врага, тот в принципе лишь слуга закона, отвечающий насилием на насилие… Отныне возникает новая идеологическая концепция… Война бывает справедливой, и христианин может без угрызений совести участвовать в ней»60.

Мария Левина   20.04.2024 03:52   Заявить о нарушении
=Война бывает справедливой=
По Христу - т.е. по учению Христа, а не по возникшей с использованием Его образа религии, война не может быть справедливой, и "взявший меч от меча погибнет" - для какой цели взявший, значения не имеет. Война - это "кардинальное" средство исправления человека, экстремальное испытание, которое по-библейски образно обзывается "отделением овец от козлищ".
С уважением,

Вячеслав Абрамов   23.04.2024 09:05   Заявить о нарушении
Вот, вот! И я об этом. Забыв Христа, с того момента самого момента стали придавать большое внимание идеологическому наполнению, содержанию, смыслу, цели. И какую войну не возьми - каждая священная. Каждая! Гнусно всё это и противно.

Мария Левина   23.04.2024 09:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вячеслав Абрамов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мария Левина
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.04.2024