Рецензия на «А в ответ - тишина» (Ирина Ракша)

Спасибо за сладкую ностальгию. Она ведь не только «по времени», но и «по месту». А также - по пахлаве и долме. О принадлежности долмы, кстати, спорят Азербайжан и Армения. А «пахлава» недаром созвучна со словом «Пехлеван», что значит по азербайджански - богатырь. Надо бы спросить у лингвистов.
«Армуди», - название произошло от слова «армуд», по азербайджански - груша. Стаканы, и впрямь, имеют форму груши. И это не случайно. В верхней расширенной части чай остывает быстро, а по мере сужения процесс замедляется, - таким образом достигается равномерность температуры напитка. К чаю подаются желтоватые кусочки сахара-рафинада, сваренного в молоке.

Далее.
«И вообще, как и почему всё это могло произойти?» (С). Для того, чтобы получить ответ, если Вы искренне желаете этого, придётся окунуться во "всё отрицательно-гадкое, чёрное" (С)
<<Как же Вы заточены на ВСЁ отрицательно-гадкое, чёрное, так и выискиваете м в ЛЮБОМ тексте то, чего там нет и не подразумевалось. Мне Вас человека умного - жаль. Век пессимиста короток. И.Р.>>
Это из Вашего ответа на рецензию к http://proza.ru/2023/10/17/928
(ПРОПИСЬЮ" выделено мной).
Оставляю на совести автора поспешность обобщения.
К сведению: 9 Мая 2024 г, если Бог милостив, мне исполнится 86. Так что моего века мне хватило. Даже, пожалуй, с избытком. Мы с Вами, как оказлось, - ровесники.
И благодарю за признание незаурядности моих умственных способностей

Замечу ещё, (о "заточенности на"), что мастерски изображённый Вами в «Реплике о кино», весьма "яркий" портрет, - не столь важно, действующей ли актрисы, или просто ныне живущей женщины, ничем, вероятно, Вас лично не оскорбившей: - «Её лицо с кулачок с мелкими чертами, да ещё с курносым, поросячьим носиком в две дырочки промеж глаз, которые не скрыть никаким ракурсом киносъёмки», - весьма «пессимистичен».
Полагаю, что Вы на Вашем прфессилнальном уровне найдёте более соответствующий данному случаю синоним термину в «кавычках», применённому технарём, - дилетантом в области словесности. А также - нравственную оценку.

Надеюсь, что это замечание не помешает Вам продолжить чтение, и дочитать сей опус до конца.

Итак, непосредственно по теме.
Проблема эта многослойна и многопланова. От аспектов богословского и психологического, до исторического и политического. А для меня, еврея по крови и русского по языку, а также по всей моей культурной ориентации, крещённого в православие в возрасте 40-ка лет, - она ещё и в достаточной мере - личная.

Начнём. Вы были в Баку проездом, а я там родился и вырос. «Атмосферу» во время моей юности можно охарактеризовать эссе http://proza.ru/2018/03/17/1031. Это был воистину тёплый город. И не только по температуре воздуха, но и по «заточенности» на добро. Притом, - со специфическим восточным колоритом. И на самом деле - интернациональным. Казалось, что это качество не только декларировалась и демонстрировалось, но было «укорено в народе».
И никому, по крайней мере, из моего окружения, даже в голову не могла прийти мысль, что в 1988м возможно подобие событий из прошлого века, - резня в Сумгаите.

Встречались в литературе леденящие кровь подробности турецких зверств по отношению к армянам. Но есть описание набега запорожцев на Польшу, где были и еврейские поселения, - как бравые казачки весело поднимали на свои пики жидовских младенцев на глазах у матерей.
Это – «летопись», в точной достоверности которой можно сомневаться. Но вот, – с каким смаком великий русский писатель Н.В. Гоголь в "Тарасе Бульбе" живописует эпизод, где столь же бравые казачки столь же весело бросали в реку «верещавших от страха евреев»!

Зверство везде одно и то же. Природа одна. И это явление отличается от просто геноцида. В Освенциме, как это не ужасно, всё было обустроено «деловито», без всякого «смака». «Машина смерти». Машина. Без чувств и эмоций. Не будем сравнивать, - что страшнее. И что - подлее.
В этом свете столь же трудно воспринимать библейские описание истребления воинами Иисуса Навина нечестивого населения Ханаана, - всех поголовно, «и мужей, и жён, и младенцев», - да не атомной бомбой с самолёта, а «вручную», в прямом контакте, «остриём меча». Надо отдать евреям справедливость, - они не приукрашивали свою историю, не в пример многим. Оправдывались волей своего Бога. Так же многие оправдываются чем-нибудь.
Вспомнились строчки из поэмы Иосифа Уткина, - написанные, замечу, совсем по другому поводу:
Редкое, мудрое слово сказал сапожник Илья: - «Мотеле, здесь не причём Иегова, а причём - ты и я!».
Что вдохновляло рядовых навиновцев, - повеление Иеговы, или то, что «та земля хороша зело, в ней течёт молоко и мёд»? Не будем гадать.
Вот, испанцы и англосаксы при захвате Американской земли, которая «хороша была зело», оправдывались, ссылаясь на эту главу из Библии. Тут и гадать нечего.

Замечу ещё следующее. Где-то встретилось описание событий векоаой давности. Подробностей не помню, но суть такова. Русская команда преследовала отряд армии Кемаля целый день, все устали до изнеможения. К вечеру, дойдя до какого-то армянского поселения, оставленного турками, и, надеясь, наконец, отдохнуть, солдаты увидели мёртвую женщину, привязанную к телеге. На ней не было ран, её не убили, она умерла сама. Перед ней на железной решётке лежал обугленный труп младенца, его сожгли у неё на виду. Эта картина привела отряд в такую ярость, что они, забыв об усталости, догнали и уничтожили турок, несмотря на превосходство врага в численности и вооружении.
А теперь другая картина. Симпатичный юноша посадил собаку на кол и выложил это видео в ИНЕТ ради получения «лайков», а другие подонки, не меньшие, чем автор клипа, свои «лайки» ему посылали.
Этот «частный случай», и весь геноцид армян, и весь холокост евреев - явления одного порядка, независимо от масштабов. По крайней мере, - по одному из многих «параметров». По «личностному».
И никуда не деться от «отрицательно-гадкого, чёрного». Увы.

Употребляя слово «зверства», мы незаслуженно обижаем животных. Среди них нет ни одного Дракулы. Только человек направил богоданную способность к творчеству на изобретение пыток. Оса-наездник откладывает яйца в гусеницу, и вылупившиеся личинки поедают этот живой консерв изнутри. Жестоко? Но тут нет «изощрённости», только «рациональность» природы. А вот привязать человека так, чтобы сквозь него, живого, по сантиметру в день прорастал тростник, вместо того чтобы просто убить его - это совсем другое дело. (Само убийство не обсуждается)
Апологеты аскезы любят проводить пример опыта с крысой, которая непрерывно нажимает педаль, включая через вживлённый в мозг электрод, возбуждая «центр удовольствия», не ест и не пьёт, до тех пор, пока не издохнет от истощения. Но умалчивают о продолжении эксперимента, когда рядом в другой клетке помещали другую крысу, так, то при нажатии педали ту ударяло током, и она визжала от боли. И первая, слыша этот визг, нажимать педаль переставала.
А вот другой пример. Социологи разделили вполне дружную группу молодых студентов на две части для ролевой игры в тюрьму: одним дали роль надзирателей, другим - зеков. Эксперимент пришлось прекратить досрочно: начались издевательства первых над вторыми, жестокость нарастала. И психологические травмы и тех, и других потом долго не заживали.
Вот, что делает неограниченная власть одних над другими, - даже, если это всего лишь игра. Вот, что происходит, когда отпущены "тормоза".

Можно ещё долго рассуждать о корнях жестокости, о происхождении «мирового зла», о последствиях грехопадения прародителей, - богословы сломали по этому поводу немало копий, - но de facto в геноме человека эти качества имеются. В разной степени, в разных особях они заложены изначально, и проявляются или тормозятся в зависимости от разных условий. И есть много способов эти тормоза отпустить, подогнав соответствующую мотивацию, или без оной. И начинает раскручиваться «спираль».
Чеченцы в Беслане, стрелявшие в спины убегавшим школьникам, тоже имели какую-то оправдывающую мотивацию. А ведь у них наверняка были свои дети.

Осталось добавить, что в любой нации найдутся «любители», которым мотивация не нужна, – достаточно личных наклонностей и отсутствия внешнего «табу».
И речь не только о «кровавой» жестокости. Вот, какова «природа» любого, самого «невинного» вандализма, свойственного только человеку?

Тезис настолько банален, что не буду его развивать. Однако, следует различать психологию личности и психологию нации, хотя они, конечно, взаимосвязаны. Синдром превосходства - это национальное свойство. Считать свою национальность безусловно лучшей, (британскую, еврейскую, арийско-германскую, арийско-украинскую), и, соответственно, выбрать для угнетения и преследования безусловно худшую, неполноценную, - ту же армянскую или еврейскую, подводя под обе позиции научную базу, - особенно в этом преусиели немцы при Гитлере.

Теперь, похоже, «под раздачу» угодили русские. На себе "...фобию" почувствовали.

Притом, следует различать шовинизм, как идеологию, подогнанную под политический курс, и укоренённость в менталитете народа. Вот, у германцев свои Шекспиры есть, а Киплингов нет. «Майн Кампф», всё-таки, - событие иного масштаба, не вполне характерное для германской литературы (Это моё личное дилетантское мнение,- могу и ошибаться).
И не путать шовинизм с патриотизмом, спекулируя на подмене. Вот в России, кстати, патриотизм наличествует, а шовинизма нет. Отдельные «течения», конечно, есть, но это, всё-таки, в какой-то мере, - извращения русского национального духа.

Продолжение следует

Марк Олдворчун   29.03.2024 18:05     Заявить о нарушении
Сенсация последних времён - арийское происхождение украинской нации. Этот предложенный политиками и поддержанный «теоретиками» посыл, доходящий до совершенно уж безумных и смехотворных пределов, как оказалось, попал на благодатную «народную» почву, соответствуя украинскому национальному духу.

В 2020м, задолго до «вторжения Путина», у меня на ПРУ в поле рецензий завязался диалог с автором украинцем. Речь зашла о языке, и всё было не только корректно, но и вполне доброжелательно, но вот вспомнили Гоголя, потом Шевченко. И тут мой оппонент, по профессии врач, сообщил, что он был в патруле, увидел автомобиль, у которого на антенне была георгиевская ленточка, и «с удовольствием влепил этим колорадам пулю в лобовое стекло». Не столь существенно. было ли так на самом деле, - важен настрой, мотивация.

Следует признать, что у евреев тоже наличествует упомянутый синдром, и он мне претит. Однако здесь это в какой-то мере можно объяснить стремлением сохранить идентичность нации в условиях длительного отсутствия собственной государственности. Но печать давней «избранности», восходящая к Торе, также «имеет место быть».

Я не расист. Полагаю, что украинец или еврей, с рождения выросший в русской семье, будет на 100% ощущать себя русским. Или, соответственно, французом. При этом, его личные качества, в т.ч. способность к толерантности или склонность к агрессии, останутся его личными качествами, подчиняющимися общей статистике.
Ещё один штрих к далеко не полной картине, нарисованной здесь.
Есть на ПРУ автор, Элам Харниш. Он бакинец, и на этой почве у нас была ничем не примечательная «переписка». До тех пор, пока не произошли события в Карабахе 2020. Далее – по ссылке и гиперссылке.
http://proza.ru/2023/06/25/775
http://news.day.az/politics/1575498.html
Там есть достаточно нового и неожиданного материала для размышлений и выводов. От комментариев воздержусь.
И, в заключение.
Турецко-армянский перманентный конфликт, сопровождаемый периодической резнёй, - все-таки, явление в достаточной мере локальное, а антисемитизм - глобальное. Поэтому, отвечая на Ваш «узко- академический», семантический и зтнографический подход к проблеме, я позволил себе «перевести стрелки».
«Мой друг и наставник, алкаш с бакалеи, сказал, что семиты - простые евреи. Ведь это ж такое везение, братцы, - теперь я спокоен, чего мне бояться?»… и далее по тексту.
***
Теперь к вопросу о геноциде русского народа. Его также следует отличать от двух упомянутых, а также от военных потерь.
А именно: там убивали «чужих». Армян -турки, и иже с ними. Евреев -- все, кому не лень. В том числе - русские. «Имело место быть»

В нашем же случае русский народ целенаправленно истреблялся собственными правителями. Сначала одним, потом другим. Убивали «своих». Не сами, конечно. Опричниками, развратив их поощрением и безнаказанностью.
И оба эти упыря о сих пор присутствуют на хоругвях и скрижалях до сих пор действующей партии, которая позиционировала себя, как «Ум, честь и совесть нашей эпохи». Так было написано на лозунгах и транспарантах, которые и Вы наверняка видели и читали.
"Думаем одно, гворим другое, делаем третье", - Это был истинный алгоритм идеологии этой партии и формула нашего с Вами ощетвенного бытия.
«Что ни день — фанфарное безмолвие
Славит многодумное безмыслие».
Так об этом писал Александр Галич, лекции которого Вы слушали.

Вы на их партсобраниях наверняка присутствовали. И, возможно, в президиумах сидели. «Потому что полезней молчание…»,- (это тоже Галич), - о Викторе Некрасове. навпример. А может быть, и не молчали, а «соответствовали «Генеральной линии». А как иначе? Noblesse oblige. Хотя, наверное, всё видели и понимали, - Вы ведь умный человек.
Но никто не решится Вас за это осуждать. Все мы были способны максимум на фигу в кармане. Ну, максимум, - на Авторханова. ночью, в туалете, четвёртую копию при свете фонарика. "Эрика берёт четыре копии". И это- Галич.

И все так же, не проще,
Век наш пробует нас —
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь,
В тот назначенный час?!
И это Галич.

Были такие, которые смели и смогли. Четверо вышли на Красную площадь, как когда-то декабристы на Сенатскую, Валерий Саблин повторил судьбу лейтенанта Шмидта. Разбор и оценка «обстоятельств» — вне рамок рассматриваемой темы. Важно, что они ПОСМЕЛИ.
Но «Безумство храбрых», - это не для всех. Далеко не для всех. К тому же: «Безумство» - оно и есть безумство.

<<А что, все эти мои друзья и многочисленные знакомые из столицы цветущего Азербайджана, или их родители, или тем более их деды, что, они не знали о страшном факте геноцида армян?>>

Вот Вам и ответ.

Не обессудьте, если интонация этой рецензии не столь благостна, как у остальных. Присутствие диссонанса даже и в гармонии не исключается.

***

Ещё немного ностальгии.

В Баку, «при всём при том», педалировались преимущества «титульной нации». Это проявлялось во всех сферах распределения, от руководящих должностей до пространства культуры. И, в том числе усиленно внедрялась народная музыка, - «мугамы». Для непривычного слуха они напоминают переливчатый вопль. И, когда такие вопли звучат целый день из уличного динамика во всю дурь децибел, — это сильно «напрягает», и вызывает «отрицательно-гадкое, чёрное» чувство.

Сравнительно недалеко от Баку находятся отроги Кавказского хребта, и скальный выход, известный под названием «Беш Бармаг». Он и впрямь напоминает ладонь со сложенными пальцами. Эти места были нам знакомы, – там занималась альпинистская секция нашего ВУЗа, приезжая на институтском крытом грузовике под названием «алабаш».
Однажды мой приятель, Борис, которому от отца-охотника остались ружья, предложил отправиться туда, пострелять диких голубей и горных куропаток-кекликов. Просто добравшись "общественным транспортом" до ближайшего населённого пункта, дальше пешком. "Вперед и вверх, а там..."

Охота – не моя страсть, но какой мальчишка откажется попользоваться «настоящим» ружьём? Воронёные стволы, приклад у щеки, отдача в плечо, запах пороха… оружие обладает некоей магией, это точно. Во всяком случае, для мужчин. Любого возраста.

Тут есть ещё одна тонкость. В первый раз нырнув с маской и увидев, как колышется на камнях борода водорослей и снуют какие-то рыбёшки, я решил – вот сказка, лучше которой нет, и быть не может, и не надо. Но уже в третий раз, привязав проволокой столовую вилку к палке от швабры, и получив, таким образам, «гарпун», я из наблюдателя превратился в почти равноправного насельника и участника этого, дотоле чуждого мира. Совершенно другое впечатление.
Так и на охоте. Ружьё заставляет лениво скользящий взгляд превратиться во внимательный и зоркий: – замечаешь всё.
Дело не в «трофеях». Но, конечно, это – точка зрения «ненастоящего» охотника. Моя.

Мы вскоре поняли, что вдвоём охотиться неэффективно, и решили пойти по двум отдельным хребтам. И особое ощущение Мира, когда ты с ним «один на один», да ещё при оружии – также хотелось испытать. (Ролевая игра "Одинокий Охотник", и пр, и пр).

«Дичь» не попадалась, и я шёл, закинув ружьё на ремне за плечо. Как вдруг уловил чуть слышный звук, – это был мугам. Там, в горах, он слышался совсем по-иному. чем в городе. Пение раздавалось издалека. И я решил, что поёт какой-то чобан, пасущий отару овец на склоне соседнего хребта. Но, оглядев окрестности в бинокль, ничего не увидел, и двинулся дальше.
Звук не прекращался. И вдруг я понял, откуда он. Это ветер переливчато играл на стволах моего ружья, как на свирели Пана. И это тремоло многократно обострило моё чувство гармонии с окружающим меня в этот момент миром.
Воистину, – всему своё место!

С Юрой Визбором мы катались на лыжах в Алибеке, на «хижине». Там был забавный эпизод, который может быть Вам, как журналисту, интересен. http://proza.ru/2010/01/14/70 птих два.
***
Не охраняю мои авторские права. Не возражаю против заимствования любых моих сюжетов и мыслей. Не жалко! Это, в некотором роде, увеличивает тираж, (хотя и не влияет на гонорар). К тому же, «технология» ПРУ всё равно воспрепятствовать этому не позволяет. Зато есть методики искусственной накачки своего рейтинга. Вот только вопрос, - а зачем?
С интересом –

Марк Олдворчун   29.03.2024 10:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ирина Ракша
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марк Олдворчун
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.03.2024