Рецензия на «Пророческие иконы миф и реальность» (Тамара Кочнева 2)

Открытая семинария
вы подписаны

Вы подписаны
Первичные источники сведений об Авеле и его пророчествах
11 августа 2023
761 прочитал
В альманахе “Альфа и Омега”, № 54, 2009 была опубликована статья, содержащая прекрасную, еще дореволюционную библиографию монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII — начале XIX века. А дальше в статье идут наезды на Авеля и попытка доказать, что он - еретик, царебожник, негодный православный и т.д. Этими комментариями я не хочу даже марать информационное пространство, а вот заимствованную библиографию приведу здесь, чтобы читателю было понятно, что имея дело с пророчествами Авеля мы имеем дело с прекрасно документированными материалами.

1. Опубликованные первичные источники сведений
1) Воспоминания современников Авеля
Это краткие воспоминания А. П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником4, известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова5, воспоминания известного историка М. В. Толстого6, “Записки” И. П. Сахарова7, а также воспоминания Л. Н. Энгельгардта8. Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия (Брянча­ни­но­ва)9.

2) Документы и их фрагменты
В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие:

А) Статья под названием “Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе”, опубликованная в журнале “Рус­ский Архив” в 1878 г.10, представляет, по словам анонимного автора, “извлечение из” архивного “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. Начато марта 17 ого 1796 года, 67 листов”.

В статье приводятся: 1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г. 2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров. 3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость. 4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г. 5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию. 6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокуро­ру Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.

Б) В другой анонимной статье “Предсказатель монах Авель” в журнале “Русская старина” за 1875 г.11 опубликованы следующие сочинения монаха Авеля: 1) “Житие и страдание Отца и монаха Авеля” (с купюрами, содержащими “некоторые мистические измышления” (С. 415–416)), написанное, по словам автора статьи, по-видимому, им самим. Заметим, что принадлежность авторства “Жития” Авелю у ряда историков, писавших об Авеле, не вызывало сомнений12. 2) Фрагмент из трактата “Жизнь и житие отца нашего Дадамия”, которое представляет собою вариант изложения “Жития” монаха Авеля.

Дадамий — имя, которым Авель иногда подписывал свои письма13. Это новое имя (“Дадамей”), по словам Авеля, было дано ему “духом”14. По словам автора статьи, принадлежность Авелю данного сочинения в этом случае у него сомнений не вызывает. 3) Выдержка из трактата Авеля “Книга бытия” — толкование на первую книгу Библии. 4) Автор указывает на находящуюся в его распоряжении тетрадку, принадлежавшую Авелю, где “на 28 страницах находятся разные символические круги, фигуры с буквами славянской азбуки и счёта, при них находится краткое толкование”15. Две из подобного рода символических таблиц из другой подобной тетрадки в 64 страницы опубликованы на С. 428–429, а толкование Авеля к ним — на С. 427 в сноске.

Автор указывает также на находящиеся в его распоряжении трактаты Авеля: 1) “Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество”, 2) “Бытия книга первая”, 3) “Церковные потребы монаха Авеля”, а также 12 писем Авеля к графине П. А. Потёмкиной за 1815–1816 годы и письмо Авеля к В. Ф. Ковалёву, управляющему фабрикой графини П. А. По­тём­киной в Глушкове. Выдержки из писем к графине П. А. По­тёмкиной приводятся.

«Я нижайший монах Авель обошел все страны и пустыни, был и в царских палатах и в великолепных чертогах и видел в них дивная и предивная, а наипаче видел и обрел в пустынных местах великая и тайная и всему роду полезная…» Из письма Авеля Амвросию,митрополиту Петербургскому
В) Другой номер журнала “Русская старина”16 публикует документы, собранные Н. П. Розановым: 1) Изложение содержания справки Консистории святителю Филарету, митрополиту Московскому о монахе Авеле от 1823 года. 2) Распоряжение святителя Филарета об определении монаха Авеля в Высоцкий монастырь в Серпухове от 6 окт. 1823 г. 3) Копии писем Авеля некой Анне Тихоновне и духовному отцу Доримедонту, 1826 год. 4) Изложение донесения о побеге Авеля из Высоцкого монастыря и изложение содержания других документов.

3) Публикации историков, основанные на анализе документов

А) Книга М. Н. Гернета “История царской тюрьмы” (Т. 1), в которой излагаются некоторые сведения об Авеле, извлечённые из “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре” (Архив эпохи феодализма и крепостничества. VII. № 2881) (С. 109) и документальные данные из архивов Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале (С. 174).

Б) Важные сведения о дате кончины Авеля приводятся в работе А. С. Пругавина, впервые опубликовавшего секретные документы о заключённых Спасо-Евфимиевого монастыря в Суздале17.

Титульный лист дела о заключении в Суздальский Спасо-Евфимиев муской монастырь Авеля
Что касается неопубликованных документов, укажем помимо “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре”, и на выдержки из “Книги бытия” Авеля (Центральный Государственный архив Ок­тябрьской революции. Ф. 48. Ед. хр. 13)18.

2. Аресты и предсказания. Документальные данные
Наиболее подробно опубликованы документы, связанные с обстоятельствами первого заключения Авеля в 1796 году22. Некоторые важные материалы дела 1796 года рассматриваются во многих исторических источниках. Важно отметить, что, согласно данным историков23, в это время не известно ни одного случая фальсификации следственных материалов со стороны органов безопасности, аналогичной известным фальсификациям НКВД-КГБ в ХХ веке.

Выводы ОС
Редко бывает, когда жизнь какого-то исторического персонажа имеет столько много исторических источников. Вещий Авель и его пророчества - не выдумка. Уж если и можно подробно исследовать жизнь пророка - так это будет жизнь Вещего Авеля. Но, как мы говорили уже прежде, ни жизнь, ни пророчества Авеля никогда не вписывались и не вписываются в прокрустово ложе церковного формализма - что лишь лишний раз указывает на истинность его пророчеств и на святость его жизни.

1Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя. Пророчества дому Романовых // Литературная учеба. Кн. 1. М., 1993; Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000; Россия перед вторым пришествием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993; Каверин Н. Православная мифология ХХ века // Благодатный огонь. № 13. 2005.

2Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995.

3Там же; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя…; Россия перед вторым пришествием.

4Ермолов А. П. Рассказы // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. Кн. 4. М., 1863.

5Давыдов Д. Сочинения. М., 1962.

6Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995.

7Сахаров И. П. Записки // Русский Архив. № 6. М., 1873.

8Энгельгардт Л. Н. Записки. М., 1860.

9Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. Письмо № 453. Москва-Париж, 1996.

10Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе // Русский Архив. М., 1878. № 7.

11Предсказатель монах Авель (1757–1841) // Русская старина. СПб., 1875. № 2.

12Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1941. С. 168; Ильин-То­мич А. А. Васильев Василий // Русские писатели 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1. М., 1989; Каратыгин П. Граф Павел Сергеевич Потемкин // Исторический вестник. Т. XIII. СПб., 1883; Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.; Русский биографический словарь. Т. 1. М., 1999.

13Предсказатель монах Авель (1757–1841). С. 426.

14Там же. С. 418.

15Там же. С. 415.

16Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812–1826 гг. // Русская старина. СПб., 1875. № 4.

17Пругавин А. С. В казематах. СПб., 1909. С. 226.

18Ильин-Томич А. А. Васильев Василий. С. 394.

19Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1.

20Имеется в виду по-видимому допрос в Тайной экспедиции весной 1796 года, после которого Авель был заключён в Шлиссельбургской крепости.

21Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. С. 109.

22Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе.

23Анисимов Е. Дыба и кнут. М., 1999; Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Т. 1. С. 109.

Сергей Фокин 3   25.03.2024 13:45     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тамара Кочнева 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Фокин 3
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.03.2024