Рецензия на «Ильф и Петров как символ русско-еврейск. симбиоза» (Александр Бурьяк)

И.Ильф и Е.Петров, несмотря на то, что я - их поклонник, - антисоветчики высшей пробы, рядом с которыми Солженицын нервно курит в сторонке. По масштабам растления советской молодёжи их можно сравнить пожалуй только с Л.Гайдаем и В.Высоцким, поклонником которых я также являюсь, но истина дороже.
"12 стульев" и "Золотой телёнок" - если и сатира, то очень небольшая, незначительная. Все высмеиваемые персонажи - всего лишь фон, на котором блистает во всём своём великолепии Великий Комбинатор, всеобщий любимец советских читателей, а с 1968-71 г. ещё и кинозрителей. Один из главных объектов для подражания советских пионеров и комсомольцев. Уверен, что не смотря на уверения советской пропаганды, Павка Корчагин в рейтинг этих объектов не входил.

Голубев Николай   29.02.2024 16:34     Заявить о нарушении
По-моему, несколько преувеличиваете. Не помню, чтобы в СССР массово зачитывались "Золотым телёнком" и "12 стульями". Что "Литературная газета" про них старательно напоминала - это да.

У Гайдая хватает ярких очень положительных персонажей. Да и отрицательные персонажи у него не патологичны.

Александр Бурьяк   29.02.2024 18:19   Заявить о нарушении
До выхода фильмов - да, зачитывалась в основном интеллигенция. Об этом есть в воспоминаниях А. Сахарова. А вот после выхода фильмов Швейцера и Гайдая, спрос на книги резко возрос. Особенно в среде подростков. Помню это на примере своих одноклассников. Да и сам тогда, что называется "заболел" этим "положительным" героем.
А кто у Гайдая положительные герои? Помню всего двоих - Шурик (в "Операции Ы" и "Кавказской пленнице", но никак не в "Иван Васильевиче") и Семён Семёнович. Но оба они никак не потянут на "объекты для подражания". Во всяком случае не знал ни одного школьника, желающего быть на них похожим. Вот на элегантного Гешу Козодоева - сколько угодно. Не говоря про Милославского, ну и опять же про сына турецко-подданного.

Голубев Николай   29.02.2024 20:25   Заявить о нарушении
В том-то и дело, что отрицательные персонажи Гайдая не патологичны, а наоборот, привлекательны. Зритель, в частности подросток подсознательно их копирует, хочет быть похожим, перенимает их манеры, самые маленькие - играют в них. Разумеется речь идёт о советских подростах, а не о современных тинейджерах. Это же очень сильно влияет на воспитание, на формирование личностей. Верно заметил небезызвестный Аниськин: "Раньше дети играли в Чапаева, в Щорса, а теперь - в Фантомаса."
И это не только у Гайдая. Вспомним хотя бы "17 мгновений весны" Ах какие обаяшки Мюллер и Шелленберг! Да и Гиммлер с Кальтенбруннером личности довольно симпатичные. Не с этого ли начались молодёжные неформальные движения "нациков" и т. п.

Голубев Николай   29.02.2024 20:45   Заявить о нарушении
Не в старопёра же Анискина было детям играть.
А что не все гестаповцы в "17 мгновениях" были показаны садистами и мразями, так оно и в реальности наверняка так было. В НКВД тоже не только чудовища служили.
Я точно не помню, кто от кого "тащился" в 1960-е, 1970-е, 1980-е. По-моему, было скорее так: какое впечатляющее кино ты посмотрел последним, от того и пребывал в восторге. Мне нравился Кот в сапогах, потом Зорро, потом Маккена, потом Великий Лесли, потом дивизионный комиссар Боровиц и т. д.

Александр Бурьяк   01.03.2024 14:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Бурьяк
Перейти к списку рецензий, написанных автором Голубев Николай
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.02.2024