Рецензия на «Сага о Форсайтах. Сомс и Ирэн» (Ермилова Нонна)

Рецензия ни о чем. Не знаю есть ли такие, кому кроме женщин, могут быть интересны воображаемые отношения воображаемых персонажей. Конечно, любовь, брак, семья занимают большое место в "Саге". Но ведь она не о любви, а об обществе, об общественных отношениях. А любовь -- это лишь средство для выявления этих отношений. Каковы люди в любви, таковы они и в жизни -- в этом главный интерес художественного произведения, а не наоборот

Владимир Дмитриевич Соколов   09.02.2024 15:15     Заявить о нарушении
Владимир Дмитриевич,если бы эта книга была только об общественных процессах, то это был бы учебник социологии или обществоведения.Любовная история, так или иначе, служит драматургической основой этой книги, как и многих других произведений литературы. Образы Татьяны и Онегина, Печорина и княжны Мэри,Наташи и князя Болконского, Мастера и Маргариты, не волновали бы людей, не зависимо от пола и возраста, если бы великие произведения, героями которых они являются, были бы адресованы исключительно скучающим дамам.


Ермилова Нонна   17.03.2024 03:52   Заявить о нарушении
Вся классическая литература нового времени -- где-с сер 18 до сер 20 вв -- была заточена на общественную проблематику. Но литература это не социология. Социология это наука, которая, как и всякая наука, имеет дело с общим, а не с единичным. Социология, в частности, с классами, группами, типами людей. А литература показывает, как общественные отношения преломляются в повседевной жизни.

Поэтому так важна в литературе любовь. Как иначе показать жизнь, как в не столкновениях конкретных людей. Классы сталкиваются в классовой борьбе или сотрудничестве классов, где отдельная личность сама по себе не имеет особого значения. Даже если бы пролетарий или буржуа и хотел вести себя иначе, связанный общественными механизмами, он этого не может. Он винтик, шпунтик. А про винтики сами по себе песню не сложишь: нужен человек.

А вот через личность писатель может показать социальный психотип, когда личное и социльное так срослись друг с другом, что непонятно, где одно переходит в другое. Вот Сомс любит Ирэн, и на каждом шагу из него лезет его буржуазность, собственнический инстикт. Жена покидает его, и он первым делом бросается е шкатулке, где она хранит подаренные ей драгоценности. А шкатулка не заперта, и все драгоценности, до мелочей на месте. Вот тут-то он и крепко пригорюнился, и зачесал себе репу. До самых печенок его пробрало, что он ей со всей его собственностью абсолютно по барабану.

Кстати, хотя все Форсайты и собственники, но в каждом из них -- даже в Джолионе Джолионовиче -- инстинкт собственности проявляется по-разному.

Ну а в современной литературе любовь не у места. Любовь, можно сказать, в литературе неактуальна. И вовсе не потому, что ее в жизни или больше или меньше. А потому что женщины теперь самостоятельны и социально самодостаточны. Так что фиг писателю удастся через любовь показать характер человека.

Владимир Дмитриевич Соколов   17.03.2024 07:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ермилова Нонна
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Дмитриевич Соколов
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.02.2024