Рецензия на «Не спешите делать добро» (Сергей Большой)

Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.

Давно известная истина, но психолог Селье потратил много лет, чтобы прийти к тому же выводу.

Вот что такое добро. Даже у самого закоренелого маньяка есть осознание греховности своих поступков. Человек осознает, что есть плохо или хорошо, подсознательно, и именно этот довод приводил Платон в качестве второго доказательства бессмертия души. Откуда мы изначально знаем, что такое хорошо и что такое плохо, вопрошает Платон. Почему вообще появляется этот вопрос, если мы, как животные, проживем всю жизнь, удовлетворяя инстинкты. Значит, все гораздо сложнее.

Разумеется, поскольку мы не можем спрогнозировать, что случится с нами через долю секунды, мы не можем знать, что случится со старушкой, которую мы переведем через улицу. Может, ей на голову упадет сосулька и убьет ее.

Но это - хитрый довод для пассивного созерцания жизни или для эгоистичного животного удовлетворения собственных желаний. Монах Максимилиан Кольбе, находясь в нацистском концлагере, добровольно вызвался заменить обреченного на смерть голодом абсолютно незнакомого ему человека, сержанта польской армии, который плакал и умолял пощадить его ради жены и ребенка. Начальник концлагеря принял жертву Кольбе, польский сержант был пощажен. Кольбе и его товарищей, через несколько дней, умертвили инъекцией - они не умирали от голода в срок, который им определили. Сержант выжил, вернулся домой. Смешно, что жена, впоследствии, развелась с ним.

Я спрашиваю: правильно ли поступил Кольбе? Он не мог знать - может, его обманули бы. Убили бы и человека, за которого он пошел на смерть. Может, сержант погиб бы через неделю, месяц. Ведь никто не мог знать, что он выживет. Так как поступил монах Максимилиан Кольбе - правильно или нет?

Притча о добром самаритянине: самаритянин оплатил лечение незнакомого ему человека. Он не спрашивал ограбленного и избитого разбойниками мужчину - кто он, как мы не спрашиваем вероисповедание и национальность тонущего человека, когда собираемся помочь ему.

И это ответ всем тем, кто никак не может определиться - где добро, где зло. И уже если среди них есть атеисты и неверующие, то пусть, хотя бы, последуют совету известного римского императора - делай, что должно, и будь, что будет.

И многие из нас (я, в том числе) ожидали или ожидают, что им отплатят за добро: поблагодарят и т.д. Нет, добрые деяния мы творим перед Богом. Если же мы будем в этой жизни постоянно получать воздаяние за наши благие поступки, то в чем тогда наша награда в жизни после физической смерти?

А если мы атеисты и неверующие, то, опять же, не уподобляемся ли мы торговцам, желающим получить выгоду за продажу своего товара? Т.е., помогая, мы, всего лишь, удовлетворяем собственное самолюбие. Но, тогда, кто нам должен за это? Ведь нас никто не просит о помощи.

Помогать надо, не надеясь на благодарность. Помогать более тем, кто не может отблагодарить нас по разным причинам. Помогать, любя людей. С другой стороны, вопрос - насколько правильно помогать через силу? С одной стороны, вот не хотите вы помочь финансово кому-нибудь, не нравится вам этот человек. С другой - понимаете его страдания и нужды. Думаю, в такой ситуации, все же, лучше помочь, хоть и через силу. Может, в таком случае, произойдет какое-нибудь прозрение. Возможно, в последнем пункте я ошибаюсь, но что касается темы - где добро, где зло - там все вполне определенно. Высшее благо - спасение жизни, и не случайно евреи утверждают, что спасший одну жизнь, спас весь мир.

Армен Григорян   06.02.2024 12:04     Заявить о нарушении
Вот опять... "Помогать надо, не надеясь на благодарность." Опять не то... Рпять неправильное понимание... Мой пост о том, что АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО просящийх о помощи - мошенники и стоит ли отдавать свои "кровные" ради призрачной возможности кому то действительно помочь. Бывший хозяин моей фирмы оплачивал лечение детей и взрослых, но только адресно, убедившись в том, что это действительно помощь... А я о том, что мы не помогаем, а плодим тунеядцев... Перечислив 300 рублей в месяц, в неделю или в день вы всего лишь пополняете мошну мошенников!

Сергей Большой   06.03.2024 01:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Большой
Перейти к списку рецензий, написанных автором Армен Григорян
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.02.2024