Рецензия на «Юдизм президента Ельцина» (Вадим Бережной)

И Ельцин, и Америка - сделали очень много зла!

Принц Андромеды   16.01.2024 16:24     Заявить о нарушении
Тут надо зрить в корень. Русские измальства вырастают и воспитываются в общине. Американцам, как и всем англо-саксам, в большей степени присущ индивидуализм, кастовость. Что такое каста, всем известно? Познание обычаев у различных народов должно быть изучено и принято во внимание

Вадим Бережной   16.01.2024 19:54   Заявить о нарушении
В связи с противоречием между индивидуализмом и коллективизмом надо сказать вот что. Роман "Ты не была в Париже" - это и есть настоящая американская индивидуалистическая литература

­­­­­­­­­­­­­­­­Роман "Ты не была в Париже" - это и есть настоящая американская литература. Потому что, для сравнения - в классической американской литературе конца XIX века, начала XX века, да и отнюдь не только внутри этих временных рамках - мало озабоченной проблемами классовой борьбы, что было характерно - озабоченность проблемами классовой борьбы - для русской литературы того же времени - восстановления справедливости для представителей низов общества - зато в классической американской литературе была облюбована другая тема, в чём-то, возможно, и близкая - как человек с самых низов общества - мужчина ли, девушка - вдруг ни с того ни с сего, то ли благодаря своему трудолюбию и упорству, то ли благодаря особому стечению обстоятельств поднимается наверх. Здесь можно вспомнить и Джека Лондона, и Теодора Драйзера...

Восемнадцатилетняя Каролина (Керри) Мибер едет из родного маленького городка Колумбия-сити к старшей сестре и её мужу в Чикаго. И родственники, и город встречают её неласково. С трудом найденную после долгих поисков тяжёлую и низкооплачиваемую работу на фабрике Керри потеряла из-за болезни. Найти новое место было сложно. Девушка долго сидела без денег, но ей помог молодой коммивояжёр Чарльз Друэ, с которым она познакомилась ещё в поезде.
Он уговорил девушку переехать от родственников и сделал своей любовницей. Вскоре Друэ познакомил Керри с Джорджем Герствудом — управляющим баром. Тот сразу стал проявлять интерес к хорошенькой девушке, который только усилился после того, как Герствуд увидел Керри в любительском спектакле.
Видя, что Керри уже тяготится отношениями с Друэ, Герствуд начал ухаживать за ней, в надежде на взаимность, хотя был женат. Когда Керри узнала об этом от Друэ, она решила порвать с новым любовником, но тот хитростью заставил её бежать с ним сначала в Монреаль, а потом в Нью-Йорк. Там им пришлось жить под другими именами, так как перед отъездом Герствуд обокрал бар, которым управлял и, не объяснившись со своей женой, сбежал. Большую часть денег он потом вернул, и им с Керри вскоре стало не на что жить. Попытки Герствуда найти работу не увенчались успехом.
Тогда с разрешения мужа Керри решила попытать счастья в театре. Не сразу, но ей удалось устроиться статисткой. Постепенно, благодаря своему таланту, она стала популярной комедийной актрисой под псевдонимом Керри Маденда, ранее придуманным для неё Друэ, когда она дебютировала в любительском спектакле, и бросила Герствуда, который постепенно скатился на самое дно и покончил с собой.

Иначе говоря, то ли рядовой чистильщик обуви становится миллионером, то ли подобная нищая "сестра Кэрри" тоже становится кем-то типа миллионерши.

Можно вспомнить и Скарлетт из "Унесённых ветром" Маргарет Митчелл, которая - проявляя жёсткие черты характера - сумела разбогатеть в сложной для Юга США и нищей обстановке после разгрома его Севером США после войны 1861 - 1865 - и при этом не постеснялась обрушить в ещё большую нищету близких ей людей с того же Юга, то есть, попросту говоря, их ограбила.

Именно такая же коллизия и наблюдается в романе "Ты не была в Париже". Этот роман, при всём его антиамериканизме, при всей его симпатии к России, СССР, коммунизму - в своём смысловом и культурологическом ядре, однако, менее всего озабочен реализацией тех путей, которые не дают покоя Александру Проханову, Захару Прилепину и т.п. Роман "Ты не была в Париже" - это история о том, как победителем ни более ни менее как всего Запада, включая пресловутые Соединённые Штаты Америки - оказался индивидуалист до мозга костей - в определённом смысле святее папы римского, то есть индивидуалистичнее самых отъявленных индивидуалистов, воспетых и классической американской литературой, и подобными литературами. То есть Глеб оказался "святее папы римского", и - чем-то похож на Скарлетт. Это ещё более парадоксально и неожиданно - тем, что Глеб одновременно похож и на Васисуалия Лоханкина (в начале романа). Эта Скарлетт построила своё благополучие во многом на предательстве, спекулятивных продажах, что особенно неблагородно с её стороны с учётом нищеты, неплатёжеспособности после поражения в войне 1861 - 1865 окружавших её жителей Юга, и тому подобном. Точно так же и Глеб построил своё благополучие именно на предательстве родной планеты Земля - продав с выгодой для себя свой математический интеллект - инопланетянам. Но есть и существенные отличия. Скарлетт предала поверженных в войне. А "рядовой чистильщик обуви", то есть рядовой исполнитель математических расчёток для студентов, и притом весьма малоуспешный исполнитель математических расчёток (то есть малоуспешный в денежном бизнесе на этих расчётках, хотя при этом сам по себе прекрасный знаток математики, физики), а за свои стихи математик-поэт Глеб вообще не получил на Земле никаких денег - тем не менее, и благодаря своему трудолюбию и упорству, и благодаря особому стечению обстоятельств поднимается наверх настолько, что выше - с точки зрения обывателей Земли - выше уже некуда, он стал успешным разработчиком сверхсветовых звездолётов в галактическом конструкторском бюро - и это за счёт предательства не - кого-либо поверженного, как сделала Скарлетт, а математик-поэт Глеб предал планету Земля, и прежде всего Запад, Америку, Европу - находившиеся в момент его предательства "на вершине своего могущества" - мнимого могущества, как оказалось. Став перебежчиком - перебежал в лагерь инопланетян. Конкретные детали этого побега намеренно затенены автором, скрыты, даже элиминированы, можно так сказать. Читатель видит лишь результат - он в самом конце романа, и огромную роль в этом результате сыграла самоотверженность девушки Светы, решившейся на весьма неординарный поступок - реальный публичный демонстративный побег со своей собственной свадьбы от ставшего ей ненавистным поначалу "успешного" её официального жениха прозападного бизнесмена Максима - к поначалу "неуспешному" математику-поэту Глебу.

Естественно, и в том, и в другом, и практически во всяком подобном сюжете не обходится без соответствующей любовной линии - которая своя индивидуальная для каждого сюжета.

В случае романа "Сестра Кэрри" - это и Кэрри, и Герствуд, и Друэ, и прочие.

В случае романа "Унесённые ветром" - это любовный многоугольник, в котором и Скарлетт, и Ретт Батлер, и много кто ещё.

В случае романа "Ты не была в Париже" - это любовный треугольник Глеб - Света - Максим.

Георгий Атаманенко   16.01.2024 22:12   Заявить о нарушении
Рифмованная и очень сокращённая версия сюжета
Света, которая не была в Париже...
Света, которая не была в Париже...

Фотография из интернета

Текст сценария - по мотивам соответствующего романа http://stihi.ru/2020/12/12/12 http://stihi.ru/2021/07/18/1870

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал...

Михаил Лермонтов

Казачья колыбельная песня

"С изумлением увидели демократию в ее
отвратительном цинизме, в ее жестоких
предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве.
Всё благородное, бескорыстное, всё
возвышающее душу человеческую — подавленное
неумолимым эгоизмом и страстию к довольству
(comfort); большинство, нагло притесняющее
общество; рабство негров посреди
образованности и свободы; родословные гонения
в народе, не имеющем дворянства; со стороны
избирателей алчность и зависть; со стороны
управляющих робость и подобострастие; талант,
из уважения к равенству, принужденный к
добровольному остракизму; богач, надевающий
оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить
надменной нищеты, им втайне презираемой:
такова картина Американских Штатов,
недавно выставленная перед нами."

А.С. Пушкин из статьи "Джон Теннер"

Лиду застали врасплох, она не знала,
как отвечать. И отвечала осторожно,
выдавая недосказанное подергиваниями
плеч, то ли себя выгораживая, то ли
Светку. Прежде чем говорить, спросила:
а что сказала Люся? Сказала, что она
уехала? Нет, не обманула, вправду уехала.
А к ним возле торгового комплекса
подошел парень. Он на рынке фруктами
торгует, приезжий. Как зовут? Он сказал,
как зовут, я нерусские имена не умею
запоминать. Говорил? Он к Светке приставал,
говорил, что она ему понравилась, он
к Светке не в первый раз подходит.
Говорил: зачем ты меня обманула, тебя
зовут не Марина. Сказал… город ему
понравился, просил показать город…
Я, говорит, поймаю машину, вы мне
покажете. Нет, не согласились.
Мы уходим, а он не отстает, прилип.
Кое-как убежали. Потом Светка
пошла к дяде Володе, а я поехала домой.

Валентин Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана"

Наверно, я погиб: глаза закрою - вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом -
Куда мне до нее - она была в Париже,
И я вчера узнал - не только в нем одном!

Владимир Высоцкий

Она была в Париже

Георгий Атаманенко   16.01.2024 22:12   Заявить о нарушении
Ну вот - мечтаю о престиже!
Ведь он - как сладкое вино?
Роман "Ты не была в Париже" -
Желаю на язык кино

Перевести! Создать сценарий!
По крайней мере - черновик!
Зато поймёт - и пролетарий,
И бизнесмен, и большевик!

В нём - не Ромео, не Джульетта,
И - не Герасим, не Муму...
Девчонку в фильме звали - Света,
Как звали парня, не пойму -

Пусть имя зритель даст, читатель!
Зря, что ли, кушает он хлеб?
Герой мой - диссидент-предатель!
Условно он зовётся - Глеб,

Так молодого человека,
Наверно, звали... Может быть.
Был житель пасмурного века
Тот Глеб! Он так хотел любить

И мир, и формулы, и женщин!
Взаимность с формулами - да,
Была, но с миром - куча трещин,
А с девками - совсем беда!

Ведь, к сожалению, эпоха
Была негодной! И вообще,
Девицы, мир - всё было плохо!
И даже не было в борще -

Обычной ложечки сметаны!
Зато бандиты-богачи
На "мерседесах" в рестораны
Въезжали, жрали калачи,

И с ними - жадные девицы!
Ни тех девиц Глеб не любил,
Ни дрянь, что шла из-за границы!
А США - как крокодил,

С Европой Западной совместно,
Всем блоком НАТО пасть открыв -
И бомбы применив бесчестно,
Да и коварство применив -

Сожрали бедную Россию!
А Глеб - о девушке мечтал
Простой, чтоб пятками босыми
По полю мчалась! И страдал -

Ведь не любили девки Глеба!
Вот дуры! Было не понять
Им то, что Глеб умом - до неба
Посредством формул - мог достать,

Что он посредством интегралов
Перевернуть мог шар земной,
И был, по сути, генералом,
Хоть и формально - рядовой,

И не любил при том Парижи,
И все парижские духи,
И западные все престижи,
Зато он, Глеб - писал стихи! -

А формулами - всех Эйнштейнов
Мог опровергнуть, и мудрей -
Был всевозможных Эйзенштейнов,
И не было его - добрей,

И всем пора бы знать об этом!
Ему - сниматься бы в кино,
Как всем учёным и поэтам
Простым и самобытным - но

Понять стихи его, расчёты -
Никто не мог! Ни США,
Ни девушки! Печально что-то!
Как Глеба мучилась душа!

Пусть - буржуазные девчонки
Столь не способны на любовь,
Но - в сельской нищенской юбчонке,
Стерев босые пятки в кровь,

Простая девушка Светлана -
И та его не поняла!
Устал от мерзкого обмана
Страдалец Глеб! Ну и дела!

Несостоявшийся, точнее,
Был Глеб тот - кандидат наук!...
...Девчонку Свету, с тонкой шеей,
Тем временем - чечен-паук

Поймал в свои блатные сети!
Рабыней стала у него -
Светловолосая!... О Свете -
Пожалуй, лишь Виктор Гюго

Сумел бы, как об Эсмеральде,
Роман талантливый сложить,
Но - где он?... На чужом асфальте
Пришлось рабыней - Свете жить,

Георгий Атаманенко   16.01.2024 22:13   Заявить о нарушении
В пост-эС-эС-эРии, на рынке...
Работала, как лошадь... Но -
Ей не положены ботинки!
Боса! Но Свете - всё равно.

И не дарили ей букеты -
Девчонке этой из села,
И грязь была на пятках Светы,
Зато душа чиста была!

А озверение чеченца -
Дошло до бешеных высот!
Видать, чеченец был без сердца;
Соорудил он эшафот

И виселицу для Светланы,
За то, что та посмела вдруг
Украсть - чеченские бананы!
Такие - есть? Чечня - ведь юг?

Неважно! И - болтайся, Света,
Публично, в постсоветской мгле,
Рабыня юная - в петле ты,
Но - спас её! - на "шевроле"

Подъехавший, весьма некстати
Для злых чеченов всех - Максим!
Не бьёт, не выстрелит! Заплатит!
Сорит деньгами пред любым

Американцем-бизнесменом
Максим - сам видный бизнесмен,
И уж тем паче - пред чеченом!
Окончились - и казнь, и плен

Для Светы! Чудо избавленья!
И выкупил Максим её
Столь круто, что стихотворенье
Даёт здесь сбой - но, ё-моё,

Желаю я продолжить тему!
А что же в это время - Глеб?
Доказывал он теорему,
Жуя при этом чёрствый хлеб,

В битком набитый сев автобус...
О чём же теорема та?
Что и земной привычный глобус,
И доллар - прах и суета,

И суета - любое евро,
Капитализм, феодализм,
Нацизм диктаторский и нервный,
И коммунизм, социализм,

И бормотал Глеб: "Я сумею
С инопланетным миром связь
Наладить!" Кто-то - дал по шее
Ему чувствительно, и грязь

Оставил на тетради Глеба,
В которой вёл расчёт он свой,
А Глеб - всё ждал сигналы с неба
Под надоевший шум земной,

И знал - сверхсветовой ракетой
Мир сей быть может изменён!
И вдруг - увиделся со Светой
В автобусе! Под гул времён!

В автобус Светка вдруг с Максимом
Случайно села... Почему?
Что, в "шевроле" - невыносимо
Девчонке русской? Не пойму.

Ведь Свету тоже Глеб пытался
Спасти - но злой чечен, как грязь,
Над той попыткой надругался!
Времён, любви - распалась связь?

А может быть, соединилась?
Глеб - признавался ей в любви...
Автобусная дверь - открылась,
Удар случился - c’est la vie -

Чудовищный удар по Глебу
Со стороны Максима - ведь
Кормил отнюдь не только хлебом
Тот, как любовничек-медведь

Светлану, бедную, босую -
Златые горы ей сулил!
Картину жуткую рисую:
Максим, как евро-крокодил,

Остался с русской девой Светой...
Ну, а от Глеба - лишь тетрадь,
И с галактической ракетой,
И со стихами, что писать

Так Глеб любил - осталась Свете...
И чудо вдруг произошло
На буржуазной сей планете,
Земле, где Светино село

Разрушили американцы,
Убили мамочку, отца
Светланы - НАТОвцы-поганцы!
Она Максима-молодца,

Что спас её - вдруг разлюбила,
Влюбилась в Глебовы стихи
Зато! И Глеба полюбила!
Неважно, что Максим духи

Дарил парижские Светлане,
И, чтобы подчеркнуть престиж -
Кормил Светлану в ресторане!
Плевала Света на Париж,

В котором не была Светлана,
Но обещал туда свозить
Невесту поздно или рано
Жених Максим... Его любить

Светлана больше не хотела:
Ударил Глеба ведь Максим!
О, удивительное дело:
Хотела с Глебом быть, лишь с ним,

Лишившимся своей тетради,
Пропавшим в городской толпе...
Любви своей прекрасной ради
Она б помчалась по тропе

Трансгалактической - за Глебом,
Забыв Максима - навсегда,
Питаясь только чёрствым хлебом!
Но рядом - лишь Максим... Беда!

Здесь надобно сказать, что Максик -
Был бизнесменом на крови!
За трупы получал он баксик!
Сердца детишек - c’est la vie!

И почки взрослых из России -
В Америку он продавал!
Да и китайчики косые
Платить ему за криминал

Привыкли! Заодно - Европа!
А Светка-то зачем ему,
Любимцу евро-эскалопа?
Наверно, так же, как Муму -

Герасиму... Как собачонка!
Насытившись Светланой - он
Прикончит в будущем девчонку,
Пока же Макс - как Аполлон!

Всё ближе день проклятой свадьбы
Светланы с Максом настаёт!
От свадьбы - Свете убежать бы!
И Света путч-переворот

Устроила, шальная дева!
Публично Макса по щеке
Ударила, как королева,
Хоть и босая, налегке,

В день свадьбы с этим бизнесменом,
На свадьбе прямо на своей!
С восторгом! Жуткая измена!
И чудился, как чародей,

Глеб ей исчезнувший, учёный,
Родной исчезнувший поэт...
А Макс - немил, как хрен копчёный!
Противней бизнесменов - нет!

И многочисленные гости
На свадьбе - увидали вдруг,
Как, Максу фигурально - кости
Сломав, послав его "на йух",

Умчалась от Максима Света!
А за Светланой мчал Максим!
Невероятен - фильм об этом!
И, высунув язык - за ним,

За Максом - гости и коллеги!...
Однако, что за кавардак!
Макс - знавший Фрейда, и Карнеги,
И "шевроле", и "кадиллак" -

Прибил свою невесту Свету!
И пролилась Светланы кровь,
И пошатнулась вся планета!
Но - ты бессмертна, и любовь,

А заодно и Глеб, Светлана!
Отряды инопланетян
В порыве бешеном и рьяном
Вошли на Землю, и туман -

Рассеялся, и стало видно:
В инопланетном рабстве все -
Нью-Йорк, Берлин, Париж! Обидно!
Как будто белки в колесе -

Теперь и все экс-президенты,
И экс-чечен, и экс-Максим...
Друг другу - морды бьют за центы,
За доллар - за зелёный дым,

Что обесценился навеки -
В инопланетных клетках! Кайф!
Сошли с ума все человеки
Земли-планеты! Life is life!

В дурдоме - при любой погоде
Владельцы "мерсов"-"шевроле"!
Одна Светлана на свободе
На завоёванной Земле,

А остальные люди - в клетках,
Как звери дикие Земли...
Меж клетками - гуляет Светка,
Глядит, как к клетке подошли

С далёких звёзд - туристы, дети...
Как кормят дикарей-землян...
Как рад экс-президент - конфете,
Подачке инопланетян!

Обиду испытай, читатель,
Ты за землян - в такой момент!
А Глеб - Земли родной предатель,
Инопланетный диссидент -

Необычайного успеха
У гуманоидов сумел
Достичь! На Вегу он поехал,
Поэт и маг амурных стрел,

Сверхсветовые там ракеты
В КБ рассчитывает он!
И галактические Светы,
Чей символ - звёздный Орион,

Внимают Глебову таланту,
Читают Глебовы стихи -
Те, что подобны бриллианту!
А на парижские духи

Плевать тем звёздным светлым феям!
Ну, а земная Света? Что,
Простая, с юной тонкой шеей,
Ты выиграла в спортлото?

Ты - не в Париже, а - на Альфе
Центавра побывать смогла,
Поскольку острый Глебов скальпель
Земле дал хук - и все дела,

И видела красоты Веги,
И звёздный тамошний отель -
Где неизвестен Дейл Карнеги,
Зато прекрасный менестрель

С Ригеля или Бетельгейзе -
Поёт лишь для тебя одной!
И для тебя - мильон созвездий,
Такой наивной и простой,

А не Париж какой-то мелкий -
Теперь похожий на дыру!
Париж - он не в своей тарелке!
Глеб - круче боссов ЦРУ!

Да, предал он родную Землю,
Глеб, физик-диссидент-герой!
Его предательству - я внемлю!
Сумел он стать самим собой -

При этом смог заставить Свету
Себя, в итоге, полюбить,
А Землю, дикую планету,
Глеб навсегда сумел забыть -

Земную любит лишь Светлану!
А Света Глеба ждёт и ждёт,
Внимая Глебову обману,
Свершив свой путч-переворот...

Ну и, в зверинце - на закуску
Бьёт Макса шомполами Глеб,
Как настоящий парень русский -
Не зря он ест межзвёздный хлеб!

Бьёт заодно Глеб и чеченца,
И президента США -
Ах, доброе у Глеба сердце,
Ах, добрая его душа!

Стал богачом с дворцом и дачей
На звёздах, продав им свой ум -
Тот самый Глеб, что, чуть не плача,
Был полон депрессивных дум!

Стал заодно и филантропом
Для нищебродов - c’est la vie!
Америки, Руси, Европы!
Видать, весь полон он любви

И жалости к землянам бедным...
Особенно - к Парижу! Торт
На Веге он под гимн победный
Жуёт - и строит космопорт!

И пишет заодно в журналах
Он в галактических - статьи
Антиземные! И немало!
На Сириусе - соловьи

Герою, Глебу-диссиденту,
Симфонии поют, и он -
Пожалуй, станет президентом
Вселенским - будто Аполлон!

А плюс к тому - ещё девчонку
Глеб чужезвёздную сумел
Спасти вдруг от земных подонков -
Взял и устроил им расстрел,

Когда те вырвались из клетки,
На девочку с Тау Кита
Напав из-за её конфетки!
Не жизнь - сплошная суета!

Так какова у басни-фильма
Антиземного - есть мораль?
Кто бизнесмен земной был сильный -
Стал слабый ноль! Таких - не жаль!

А кто непризнанным поэтом,
Непризнанным учёным был -
Стал царь Вселенной! Стих - об этом!
А также - про любовный пыл!

Синдром неадекватной силы -
Что Землю слопал, как медведь,
Довёл планету до могилы -
Не излечить иначе ведь!

Но, чтоб совсем правдоподобным
Был мой рифмованный рассказ,
Не чем-то приторным и сдобным -
Добавлю, что ли, я сейчас,

О том, как снова на свободу
Земляне-гады-дикари
Вдруг вырвались - ишь, взяли моду! -
И детский садик подожгли

С инопланетной детворою -
И Глеб погиб, но спас детей,
Сказав землянам: "Вас - урою!",
И по заслугам гад-злодей

Из экс-Парижа, экс-Берлина
Смог получить... И по зубам...
Нет Глеба? Грустная картина!...
...И, на балу, средь звёздных дам,

По-прежнему босая, Света -
Целует фото Глеба, и -
Как Золушка земной планеты -
Не хочет новой уж любви...

А любит Глеба, только Глеба!
Живого? Мёртвого? Пускай!
Жуёт кусок ржаного хлеба,
И ждёт - на Орион трамвай...

...А может - выдумка всё это?
Но - сказка ложь, да в ней - намёк!
И тем, кто Глеб, и тем, кто Света,
И тем, кто Макс - живой урок!

Георгий Атаманенко   16.01.2024 22:13   Заявить о нарушении
Я восхищён представленными текстами как в прозе, так и поэтическими. Желаю больших творческих успехов автору

Вадим Бережной   17.01.2024 12:07   Заявить о нарушении
Вадим, спасибо.

Георгий Атаманенко   17.01.2024 13:30   Заявить о нарушении
И, пожалуйста, напишите рецензию на моё произведение http://proza.ru/2024/01/17/294

Георгий Атаманенко   17.01.2024 13:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вадим Бережной
Перейти к списку рецензий, написанных автором Принц Андромеды
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2024