Рецензия на «Иерархия ценностей» (Константин Александрович Филатов)

Хорошее эссе; только если рассмаривать его как повод для рассуждений о жизненных ценностях, то режет внутренний слух идея лидерства, американизм по происхождению. Человеку для счастья нужны всего две вещи, одновременно простейшие и далеко не всегда достижимые - иллюзия безопасности и самореализация. Я имею в виду безопасность в плане биологического существования, хотя это только иллюзия - в силу хрупкости оного. Под самореализацией подразумеваю реализацию неповторимой личности каждого человека, с которой он явился в этот мир, в своей сфере - в служении ближним, исследовании мира, науке, любви, творчестве...
Реализованная личность самодостаточна и не нуждается в самоутверждении или заманчивой мишуре мира сего; о такой личности достаточно писал Абрахам Маслоу, один из основателей гуманистической психологии, к нему и отсылаю. У нас, правда, его только и знают по "пирамиде потребностей", примитивно преподаваемой всяким маркетологам. В этой связи ещё один пунктик представляется мне сомнительным - "в еде он [мудрый] не ищет сытости и в жилье не ищет удобства". Ладно, чревоугодие - один из семи смертных грехов, но полуголодное существование не способствует душевному спокойствию и мудрости, насколько могу судить по себе. И жильё - знаете ли, монастырская келия может быть очень даже удобной, поскольку минимализм в быту означает минимум забот, лишь бы при этом была возможность содержать жильё и тело в чистоте. Наши соотечественники отчего-то редко умеют организовать пространство в своём жилье, да и к окружающей среде относятся неряшливо. За что уважаю пророка Магомета, так это за наставление "чистота - половина веры" и заповедь правоверным не обижать кошек.

Ирина Филева   15.01.2024 04:35     Заявить о нарушении
Я - не философ, я только излагаю христианскую доктрину смысла жизни через призму собственного сознания, безо всяких претензий на истину. Что же касается гуманистической психологии, то я тут склонен придерживаться мнения Честертона, который утверждал, что христианское и есть гуманистическое в самом чистом виде. По поводу "пунктика". Правильное и спокойное отношение к своим бытовым условиям - это не признак мудрого человека (мудрого такие мелочи просто не интересуют), это признак внутреннего благородства. Византийская императрица Феодора (бывшая проститутка)была готова скорее умереть, чем расстаться с властью и стать простолюдинкой, а семья бывшего императора Николая II спокойно приняла его отречение и под арестом жила и радовалась мелочам обычной жизни русских людей. С точки зрения мудрости, решение об отречении от престола Николая II (да ещё не только за себя, но и за сына) представляется мягко говоря сомнительным, но с точки зрения внутреннего благородства и готовности к самопожертвованию - оно дорогого стоит. Романовы были несомненно благородными людьми. Я тоже сторонник гигиены, но это ни к мудрости ни к благородству никакого отношения не имеет. Тут вполне достаточно здравого смысла (с которым у многих наших соотечественников есть проблемы).

Константин Александрович Филатов   15.01.2024 05:14   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Константин Александрович Филатов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Филева
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.01.2024