Иерархия ценностей

Константин Александрович Филатов
Предисловие

Потратив много сил и стараний на размышления о достойном образе жизни, я пришел к необходимости изложить свои взгляды письменно, чтобы стали они не только созревшим плодом познания, но и вполне практическим руководством к действию для меня самого и людей, близких мне по духу и мировоззрению. В сущности, в этом тексте нет никаких философских открытий. Все изложенные здесь мысли были обточены бурным потоком исторических времен. Я только отобрал все, что посчитал важным, для создания системы определенных нравственных понятий, необходимой для принятия верных решений в жизни.
Надеюсь, доброжелательный и вдумчивый читатель не сочтет за наглость мое притязание рассуждать о мудрости в не слишком древние лета. Написать эту статью меня подвигло не желание облачиться в мантию законоучителя или нового апостола, а стремление упорядочить собственные взгляды на существо этого вопроса. Но если эта статья кому-то из моих читателей поможет четче определить его приоритеты в жизни, или хотя бы станет достойным поводом для рассуждений о жизненных ценностях, я буду считать свою авторскую задачу перевыполненной многократно.



Нравственный облик современного русского лидера

История мира дала человечеству пример абсолютно идеальной личности, которая смогла самореализоваться в совершенстве, благодаря своей Божественной сущности. Личность Христа уже две тысячи лет служит направляющим образом цивилизации, она в высшей степени безупречна, гармонична и закончена. Земная жизнь Иисуса Христа стала пиком развития человечества, высшей точкой этического прогресса. Он был единственным исключением из известного правила, гласящего, что «святые по земле не ходят». Вся история мира после Христа – это путь этического регресса, повреждения нравов, размытия моральных устоев и угасания религиозных чувств. Момент же абсолютного и всеобщего отрицания Христовых Заветов станет, как известно, Концом Света и истории человечества.
Но и при наличии универсального образа этического лидера на все времена, всякое время порождает и свои несравненно менее совершенные, но зато гораздо более достижимые образцы для подражания. Меняющиеся обстоятельства жизни и социальные перемены формируют потребности людей в новом стиле жизни, в новых этических объектах притязаний, совмещающих идеологические основы с возможностью достижения успеха и личного благополучия в земной жизни.
Такой образец по определению не может быть слишком далек от того, кого он побуждает к подражанию, иначе он станет для него чуждым и непонятным.
В основе цельной личности современного лидера, «героя нашего времени» достойного подражания, должно лежать четкое понимание иерархии жизненных ценностей, с тем, чтобы никогда не поступаться большим ради меньшего. Только на этой основе возможно мудрое поведение в жизни, достижение гармонии с миром и самим собой. Так следует всегда помнить, что религиозное важнее национального, а национальное важнее личностного, поскольку большее определяет меньшее, а не наоборот.
Итак, первое необходимое качество идеального лидера – это мудрость.
Мудрый человек должен во всей полноте представлять себе – насколько слаб, несовершенен и хрупок человеческий организм, что болезни, старение и смерть – неизбежны. Он должен осознавать, что не всегда и не во всем может полагаться на зрение, слух, обаяние и осязание, поскольку в некоторых случаях органы чувств могут обмануть человека, и ввести в заблуждение, и только Истина абсолютно верна и достойна безграничной веры. Также он должен помнить, что и само сознание и ум человеческий непостоянны и несовершенны, и то, что вчера казалось человеку важной ценностью может завтра утратить для него всякий смысл. И то, что хорошо для человека, а что плохо не всегда для него очевидно, и любое человеческое умозаключение – не истинно. Мудрый человек должен ясно осознавать свою ничтожность во вселенной, во времени и в пространстве, но при этом ему нельзя забывать о своей неотъемлемой принадлежности к бесконечной вселенной. Мудрый человек понимает, что лишь немногие вещи в жизни по-настоящему важны. Он знает, что мудрости свойственен покой, а наивность обречена на бесконечную суету. К серьезным делам мудрый человек относится легко, а к незначительным делам он относится серьезно, потому что важные дела он осмысливает заранее и в нужный момент пользуется готовым решением, а над маловажными делами он всегда готов поразмыслить.
Мудрый человек избегает резких эмоций, говорит спокойно, понимая, что и радость и горе, и любовь и ненависть, и восхищение и гнев – все чувства в общении с людьми преходящи и непостоянны. В беседах он предпочитает больше слушать и меньше говорить, поскольку мудрость и многословие ходят обычно порознь. Мудрый человек не входит в споры о базовых ценностях с теми, кто эти ценности не разделяет, поскольку это неоспоримый вопрос веры и самоопределения. Бесполезно ругать атеиста за то, что он атеист, нельзя убедить противника не исходя из его предпосылок.
Мудрый человек никогда не лжет, но при этом он не обязан всегда и всем говорить всю правду. Степень своей откровенности в общении мудрый человек определяет необходимой достаточностью.
Мудрый человек всегда размышляет о причинах и следствиях в окружающем мире, чтобы избегать ложных суждений. Оценивая ситуацию, мудрый человек всегда исходит из реальности, а не из идеальных представлений. Но, принимая решения, он руководствуется идеалами, ставя перед собой задачу движения в определенном направлении к идеальному. Он ясно осознает, что практическое достижение идеала почти никогда невозможно, и поэтому он не испытывает разочарования при неудачах, не падает духом и не отказывается от намеченной цели.
Мудрый человек знает, что время относительно, и те события, что случились сотни лет назад, или те, что случатся в будущем, могут быть гораздо более важны и реальнее, чем то, что происходит сейчас. Поэтому свои действия мудрый человек должен оценивать не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и оглядываясь на прошлое и всматриваясь в будущее. Перед принятием решения он должен задать себе вопросы – одобрили бы это мои предки и будут ли благодарны мне мои потомки? Поэтому в определенной ситуации мудрый человек может пожертвовать жизнью, если эта жертва поможет ему достичь его цели в будущем.
Главный закон для мудрого человека – это Закон Божий. Только этот Закон от Бога, а потому безупречен, несомненен и неизменен. Он первичен по отношению ко всем другим законам, и служит для них образцом. Человеческие же законы создаются людьми, а людям свойственно ошибаться. Тем не менее, законы должны исполняться всегда, если только они не вступают в противоречие с Законом Божиим. Выносить подобные определения имеет право только Святая Церковь, но иметь свое мнение имеет право любой мудрый человек.
Мудрость определяет стратегические задачи жизни человека, но человеку приходится ежедневно, ежечасно и незамедлительно решать и  множество более мелких, тактических задач, глубоко анализировать которые просто нет времени. Поэтому второе необходимое качество идеальной личности – это благородство. Чтобы быть мудрым – им, по сути, нужно родиться – это дар Божий, но благородство духа – результат правильного воспитания и самовоспитания.
Благородство духа – непременное условие притязаний на лидерство в современном обществе.
Благородный человек никогда не жалуется и ничего не просит. Он говорит и действует явно и прямо. Он соблюдает золотую середину между швырянием денег на ветер и мелочной привязанностью к деньгам. Благородный человек легко расстается с деньгами, но никогда не тратит деньги попусту. Он не стремится ограничивать свои потребности, но его потребности всегда разумны. Однако, и разумные потребности человеческие не равнозначны, и при нехватке средств для реализации всех потребностей в полном объеме, необходимо соблюдать первоочередность обеспечения наиболее важных потребностей. Но постоянное откладывание денег по мелочам без определенной цели, скопидомство, откладывание лучшего на потом – все это признаки подсознательного страха перед жизнью, неуверенности в своих силах, духовной ущербности, а это не пристало благородному человеку. В такой борьбе за выживание неизбежно будет утерян и сам смысл жизни.
При этом благородный человек должен быть скромен в быту, стараясь как можно меньше давать поводов для зависти. Он должен избегать всякой роскоши, всего, что находится за гранью разумной необходимости. В еде он не ищет сытости и в жилье не ищет удобства. Он всегда живет по средствам и избегает делать долги. Он ценит порядок, но не комфорт, поскольку любовь к удобствам влечет к безволию и исключает героизм.
В трудную минуту благородный человек смело идет навстречу опасности и не щадит своей жизни, понимая что не стоит цепляться за жизнь любой ценой. Он никогда не унижается перед высокопоставленными людьми, но не возносится над теми, кто ниже его по положению. Он независим и самодостаточен, никогда не теряет чувство собственного достоинства. Он предпочитает правила и не любит исключений, он надежен и точен в выполнении взятых на себя обязательств. Благородный человек свободен от неумеренных страстей и доброжелателен.
Кроме того, благородный человек непременно должен быть хорошо образован, он понимает и ценит искусство. В то же время, глубокая научная специализация и связанные с этим научные звания и степени - не являются сами по себе обязательным условием ни благородства духа, ни мудрости ума. Это скорее либо показатель личных склонностей и интересов, либо признак тщеславия. Ведь известно, как много на свете скромных ученых и как гордятся своей скромностью все остальные.
Разумеется, психологические особенности характера имеют большое значение для успешной реализации этих установок, поэтому стать лидером, не родившись им, - невозможно.
Для современного лидера предпочтительнее всего гуманитарное образование, дающее знания об общих принципах устройства человеческого общества и мотивах человеческих поступков. Философия, история, богословие, социология, психология, экономика, юриспруденция и иностранные языки – это важнейшие дисциплины для подготовки лидера.
Лидер обязан правильно понимать интерес общества в целом. Ему часто приходится принимать решения за других – в этом его право и обязанность. Он заботится об интересах многих людей, не спрашивая их мнения, а нередко и вопреки их воле, как заботятся родители о собственных детях. Об объективных интересах общества можно судить только на основании ясного представления об истинной иерархии ценностей, не зависящей от частных мнений обывателей, от мнения тех, кто умеет только жить, а потому могут только умереть.
В любой борьбе за интересы тех, кого он представляет, современный лидер должен руководствоваться, прежде всего, волей к победе. Он должен помнить, что реальная борьба – это не игра, и выбор средств, для достижения успеха, должен вестись с точки зрения наибольшей эффективности.
Лидер должен полностью отождествлять себя с делом, которому он служит, и свою ценность измерять личным вкладом в осуществление общей цели. Забота о сохранении собственного достоинства, даже тогда, когда из-за этого могут пострадать те, кого он ведет за собой, – недостойна настоящего лидера, потому что свидетельствует о нарушении им принципа иерархии ценностей. Ведь гордый все на свете примеряет к себе, а не к истине.
Отстаивая свои личные интересы в своем кругу, лидер обязан соблюдать «правила честной игры», но в борьбе с «чужими» его действиями должен руководить «командный дух»» и «интересы дела».
Политическое кредо современного русского лидера – все та же проверенная временем триада графа Сергея Семеновича Уварова: Православие, Самодержавие, Народность. Православие – было, есть и будет национальной идеологией русского народа, Самодержавие – основной принцип наиболее эффективного государственного устройства России, Народность – это верность национальным традициям в общественной, политической и культурной жизни нашей страны.
Лидер всегда обязан учитывать, что даже самые смелые замыслы будущего нуждаются в авторитете прошлого.
Русский лидер должен быть патриотом России, но при этом, как и каждый православный человек, должен помнить, что Отечество наше – Царствие Небесное. Он должен быть верным сыном Церкви Православной, а кому Церковь не Мать – тому и Бог не Отец.