Рецензия на «9. Илона. Игра в бирюльки» (Мария Шпинель)

Доброй ночи, Илона.
Продавщица, худосочная рыжая девица с невыразительными, почти бесцветными глазами и редкой чёлкой, прикрывающей тонкие кукольные бровки, обнажив в искусственной улыбке мелкие, словно подпиленные зубы….
Такое начало! – Этакая крыса, и то героиню презирает. Другая крыса с ней дружит, но не поднимается до настоящего друга человека.
Мы читаем, что крыса привязалась к героине как бездомный щенок.
На самом деле гостья «Изо дня в день в течение недели объёмная серая тень сидела на полке поверх книг, вперившись в хозяйку немигающим взглядом, чем подтвердила свою верность». – Так себе дружба, особенно если вспомнить, что других крыс «Пират» передушил.

Женщина выбрала для жизни трущобу. Складывается впечатление, что она старательно рвёт с прежней жизнью, зарывается в землю, лишь бы никаких старых знакомых. Недаром Олег неделю не может её найти. А времена у нас явно не восьмидесятые: мобильники, электронная почта, соц.сети, те же атрибуты у старых знакомых, всё это героиня похоронила. При этом, в прошлом у неё всё не хуже, чем у многих. Покажите человека, не пережившего неудач в любви, непонимания, обмана, использования чужих чувств в личных целях! Почему для героини этого оказалось довольно, чтобы потерять интерес к жизни, да ещё и поддерживать в себе эту потерю интереса? – Автор этого не показал. Выбор героини показался прихотью автора. Или спонтанным, как сказал автор о решении Олега вернуться на родину. Хотя его-то решение ни разу не спонтанно. На чужой почве быстро исписался, а замах на место в мировой литературе сделать успел. Его интересуют две вещи – родная почва как источник вдохновения и черновик брошенного романа как отправная точка для нового витка в творчестве. Ну, возможно, бывшая помощница, как дополнение к родной почте и замена бывшей жене, нашедшей себя в Америке. А уж чтобы он её любил…. Нет, не тот персонаж. По крайней мере, Олег, каким он здесь описан, любит только себя, и если у автора другое мнение, то я попросил бы предъявить читателю другого героя.
–« Эмма! Дорогая… что с тобой? Эмма, очнись, посмотри на меня, я здесь, вернулся… скажи мне, что случилось? –– Я больше никогда не оставлю тебя… пожалуйста, открой глаза… Эмма» - Эти слова могли быть произнесены, но с почти нулевой искренностью. – Олегу может быть просто жалко женщину, любую, постороннюю, почему бы не наговорить лишнего, если это поможет вытащить умирающего из безнадёжного состояния. Я даже готов поверить, что он в этот момент думал не только о рукописи, эгоист, но не безжалостный.
Но всего, что автор вложил в этот момент Олегу в голову, не было, не тот человек.
А вот кого не хватило, так это Димки, который мог бы, и даже должен был, образ обязывает, не дожидаясь щедрого незнакомца забить тревогу, и проявить для доброго дела воровские навыки.
Ну, а бирюльки тут уж и вовсе оставлены про запас. Может быть, намечается продолжение?
Но написано хорошо, много вкусных мест, меткого глаза, цепкого языка, въедливого ума.
И финал с двумя знаками вопроса. Пусть не продолжение, но что-то ещё тут последует.
С наступающим

Гутман   28.12.2023 01:42     Заявить о нарушении
Доброе утро.
Перечитываю отдельные абзацы рассказа и понимаю, что многое - просто на грани! Не правдоподобное, фантастически не справедливое, ужасающе горькое... да, именно таким образом, неординарно сложилась судьба Эммы. О заурядной жизни обычной женщины стоило ли писать? Таких мы встречаем в жизни повсеместно, хотя, если задуматься, у каждой наверняка есть, как говорят, скелеты в шкафу и, если ненароком приоткрыть дверцу, то сколько всего любопытного можно узнать и чему удивиться!

Читаю полноценные рецензии - эмоциональные, рассудительные впечатления наших участников конкурса и читателей... И явно ощущаю, одно - чувство протеста! ) Так быть не должно, могло ли произойти случившееся с образованной, умной женщиной? Как она могла опуститься до такой степени крайности? Какая-такая несчастная любовь её настигла и погрузила в состояние опустошённости и саморазрушения? Видимо, на все эти вопросы существует один ответ: таковы правила игры!

Если, предположим, сидеть дома и, желательно, под колпаком, то ничего такого с тобой не случится. Ни плохого, ни хорошего.

С самого рождения мы пускаемся в открытое плавание под названием жизнь. С возрастом, опыт добавляет нам ума, чтобы становиться более осторожными, трезвомыслящими, рассудительными.

Наверное, Эмма, под влиянием эмоционального стресса, вышла за рамки того, чему учит жизненный опыт. Пренебрегла правилами... и вот - итог.

Вы говорите: "Покажите человека, не пережившего неудач в любви, непонимания, обмана, использования чужих чувств в личных целях! Почему для героини этого оказалось довольно, чтобы потерять интерес к жизни, да ещё и поддерживать в себе эту потерю интереса? "
А почему вы рассуждаете так однобоко?
Существует множество примеров (и в литературе и в жизни) тому, когда из-за неудач в любви не только теряют интерес к жизни, но и решаются шагнуть в открытое окно... Так что Эмма ещё держалась и, условно, не опустилась на самое дно.

Да, вы правы, Олег - эгоистичен, амбициозен и самовлюблён. Любовные отношения, да ещё и вне рамок супружеского долга его напрягают, отвлекают от главного, - творчества. Возможно, Эмма это понимала и даже ценила в нём. Пришлось лишь смириться и ждать.

На мой взгляд, присутствие Димки в рассказе вполне достаточно. Он мальчишка, совестливый, порядочный... Стучал, но не достучался. Вскрывать дверь с помощью отмычки? Зачем? Он решил, что если Эмма не открывает, значит, её нет дома. Кто бы на его месте мог додуматься, что ей отчаянно нужна помощь и необходимо действовать срочно?

Настоящую игру "Бирюльки" искала по магазинам я долго. Нашла на рынке у одного любителя, который сам выточил малюсенькие игрушки. Не простая игра, как можно подумать с первого взгляда. Нужны сноровка, исключительная аккуратность и продуманность, прежде чем, не задев другие, вытащить из горки нужную фигурку.
Эта задумка и легла в основу главной темы рассказа.

Не уверена, что стоит писать продолжение. Что ещё значительного можно добавить к сказанному? Тем более, что не ставилось цели писать полновесный роман. Рассказа, думаю, достаточно.
Ответ на вопрос - жива ли Эмма - отдан на усмотрение читателя...Хочется верить, что Олег не опоздал )

Спасибо вам за разговор, за вопросы и неравнодушное отношение к судьбам героев.

С уважением и наилучшими пожеланиями радости и благополучия в новом году,
Илона

Воинственный Читатель   28.12.2023 10:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Шпинель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гутман
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.12.2023