Рецензия на «Как на самом деле нужно прощать» (Сергий Пономарь)

Читала когда-то, надо перечитаь наверное. Спасибо за ссылку.

А вопрос вот, как-то непонятно мне.

"Принципиальная наша ошибка состоит в том, что мы пытаемся простить людей, а не их поступки и совершенное зло по отношению к нам." - цитата.

А св.отцы учат, что прощать надо именно человека, а грех - осудить.
Да и сколько раз повторяется в Евангелях, "кто Он такой, что и грехи прощает"?
Т.е. прощать грехи может только Бог.
Мы же должны не обижаться на согрешившего или загасить обиду.
Потому что и сами таковы, согрешаем.

Светлана Энь   19.12.2023 19:39     Заявить о нарушении
Мир Вашей душе, Светлана!
Надо разбираться по сути вещей и их смыслам, потому что сказать можно одно подразумевая, а поймут поверхностно или по-другому смыслу. Для этого нужно иметь разумение. Давайте по-порядку.

1.) «А св.отцы учат, что прощать надо именно человека, а грех – осудить».

Что значит «прощать человека»? Что такое есть человек и что в нем прощать? Почему возникла вдруг такая задача «прощать»?
Человек - это есть ЛИЧНОСТЬ, которая совершает определенные ДЕЙСТВИЯ, и пока эти действия нам не причиняют неприятности, у нас не возникает необходимости и задачи «прощать».

Как только эти ДЕЙСТВИЯ наносят нашей ЛИЧНОСТИ какой-либо ущерб, возникает конфликт и задача ПРОСТИТЬ и устранить причину этого конфликта. Причина конфликта – совершенные ДЕЙСТВИЯ.
Стало быть ПРОСТИТЬ необходимо ДЕЙСТВИЯ человека по отношению к нашей Личности, тем самым разрешить возникшую проблему конфликта.

ДЕЙСТВИЯ, совершенные под влиянием какой-либо СТРАСТИ, являются ГРЕХОМ или ЗЛОМ.
Саму эту СТРАСТЬ, как источник зла, мы должны НЕНАВИДЕТЬ и ОСУЖДАТЬ в СЕБЕ, - в таком случае мы её не приемлем для своей ЛИЧНОСТИ, как противную и не попадаем под ее влияние. Именно для этого нам дан ГНЕВ, как орудие против пытающих проникнуть в нашу ЛИЧНОСТЬ страстей.
А ДЕЙСТВИЯ другого человека по отношению к нам мы должны прощать, тем самым разрешается проблема и нет необходимости какого-либо другого «прощения».

Вот смысл слов святых отцов, только для женского ума это всё очень сложно и непонятно, женщина руководствуется больше своим сердцем, поэтому ей тяжело прощать, она начинает входить в СУД над Личностью: «Он (она) такая-сякая, но я должна ее прощать…» А как Вы сможете простить Личность «такую-сякую»? – она ведь не меняется, - это значит подспудно заставлять себя безуспешно признавать зло в Личности добром, что невозможно, поэтому обида в сердце на Личность остается в глубине всё равно и выливается в дальнейшем в болезнь тела вплоть до опухолей.

Теперь от теории перейдем к практике.
Чтобы было это всё понятней, рассмотрим недавний простой пример из моей жизни.
При расчёте в одном из банков за коммунальные услуги за свой дом и еще за квартиру одного пенсионера, я кассиру подал целый ворох квитанций, примерно прикинув необходимую сумму уплаты. Кассир посчитала, назвала сумму 6 тыс. и стала пробивать чеки. Мне показалась, что сумма завышена, но не стал ничего говорить, думаю, - сам ошибся, по чекам дома проверю.
Проверил, оказалось, что уплатил кассиру наличными по ее указанию на 300 руб. больше, чем значится в чеках.

Первая волна чувств справедливого возмущения по поводу обмана сразу же подкатила внутри меня и попыталась разрушить мир в душе. Это сразу же почувствовал, всё понял, и сказал себе: «стоп!» Далее мысленно рассуждаю: «Мне очень жаль эту женщину-кассира, душа которой подверглась влиянию страсти наживы, обмана, ведь она может погибнуть для вечности, но я ее не сужу и желаю ей спасения, и прощаю её поступок по отношению ко мне, и не имею к ней претензий. Господи, вверяю ее в Твои Руки, прости ее (действия по отношению ко мне), ибо не понимает, как вредит своей душе, настави ее на пути покаяния и спаси ее ими же веси судьбами».
Всё, - душа моя вновь обрела снова свой покой в Боге, и я уже не возвращался больше беспокойными мыслями к этой ситуации. А на следующий день пришел на службу в храм, и мне сразу же один человек вручил 500 руб. с просьбой помолиться о своем родственнике. Тем самым Господь Сам компенсировал причиненный мне накануне некий ущерб. Слава Богу за всё!

А ошибочные действия были бы в этой ситуации такие, - если бы стал пытаться «прощать» саму ее Личность, входя вместо Бога в Суд над нею: «Вот она, мол, жадная такая и наглая, но я должен ее простить жадную…» А как жадных прощать? Посчитать их хорошими? Это значило бы стать равнодушным ко злу. И зло войдет в тебя! Или обмануть самого себя, что простил, но на самом деле, жадность не может быть прощена, она подлежит осуждению! И будет так душа издеваться над собой, мучаясь своей обидой и не имея никакого права судить другого человека.
«КТО ТЫ, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4)
А Господь Сам знает, как вести того человека по жизни, чтобы дать покаяться во зле, и спасти свою душу, - вот этого мы ей и должны желать, тем самым мы становимся соработниками Богу, а не его противниками, как если бы пытались «простить», войти в Суд над Личностью человека, а не простить его Поступки по отношению к нам.

2.) «Да и сколько раз повторяется в Евангелях, "кто Он такой, что и грехи прощает"?

Т.е. прощать грехи может только Бог».
Вопрос: Что такое грех? – Это рана, которую наносит человек своей душе. Много грехов, - много ран. От этого душа у человека болит. Посмотрите вокруг, сколько преуспевающих материально и богатых людей! А Вы знаете, как у них ДУША БОЛИТ?! Только они сами знают, и носят эту боль в себе всю жизнь, а к Богу в Церковь не идут, мучаются всю жизнь.
Больная душа является причиной болезни тела. И только Бог мог прощать грехи, т.е. злые поступки человека, исцеляя его душу и тело.
Но, повторяю, Бог не судит человека до самой его смерти, а пытается спасти, вразумить, наставить, явить Свою милость в прощении грехов в надежде на покаяния человека и отвращении от зла и т.д.

Мы же, когда прощаем человеку его ПОСТУПКИ по отношению к нам, - не занимаемся прощением его грехов и Судом над человеком, что может и имеет право совершать только БОГ.
Когда мы прощаем его ПОСТУПКИ, мы тем самым СПАСАЕМ СЕБЯ от ГРЕХА, - греха осуждения, злобы, ненависти, обиды, зависти, напрасного гнева, а согрешившему против нас – ЖЕЛАЕМ спасения, только желаем, - и не более в нашей власти, а Бога ПРОСИМ о его спасении, а не указываем Ему, - спасать или прощать, потому что это СУД БОЖИЙ!

3.) «Мы же должны не обижаться на согрешившего или загасить обиду».

Вы знаете, что «должны» не обижаться, а как – никто не знает! Я тоже не знал 30 лет после своего Крещения. В книге «Радость прощения» подробно рассказан процесс и метод прощения, который мы должны совершать по определенным духовным законам и последовательности, которую должны четко в себе уяснить, иначе ничего не получится.
Не получится «загасить обиду», загнать ее внутрь, в глубину души, от этого возникают глубинные поражения души и тела, - одна из причин раковых опухолей, в том числе.
Ну теперь-то хоть что-то понятно стало из моего объяснения, Светлана?)

Сергий Пономарь   20.12.2023 01:18   Заявить о нарушении
Мы обижаемся на человека, хотя и за проступок. Потому что часто не хотим с ним после этого вообще общаться,а не где-то в области поступка.

Не обижаться или загасить - то есть если все не обидеться не удалось, надо от обиды избавиться.

И прощение - это вот когда неважно что там сделал , какой грех совершил - а раз грех неважен, значит не его прощаю, а человека, нанесшего рану тем или иным способом.

"Бог не судит человека при жизни" - вот и мы не должны, а обижаясь - выносим ему суд, а осуждая грех -"да , ты неправ был" - человека любим.

Вот у меня все-таки такое построение)

А книжку перечитать в любом случае надо (это я о себе), может тогда мне Ваш ход мыслей станет более понятен.

Светлана Энь   20.12.2023 01:54   Заявить о нарушении
Как и предполагал, женщины всё воспринимают не столько своим умом, сколько своим сердцем, которое не очень старается оперировать мысленными категориями, как ум, чтобы разделять их. Поэтому и любовь у них бывает безраздельная и вера ревностная (поэтому и в церкви 80-90% женщин). Но и ненависть ко злу поэтому глубоко ранит сердце женщины, и ей очень трудно от этого излечиться.

Но еще одну попытку сделаю, заключительную, чтобы пояснить. Если не получится понять, тогда мой ум безсилен уже как-то объяснить. Тогда надо помолиться Богу, чтобы дал разуметь, если на то будет Его воля и польза для души. А меня простите за мою назойливость.
И правильным и корректным с духовной (а не чувственной) точки зрения ответ будет на это мое прошение таким: «Бог простит!». Потому что «простить» или «наказать» душу согрешившего человека может реально только Судья, а пострадавший человек, прощая своего обидчика, имеет право и может простить только поступки человека в отношении себя, не предъявляя уже никаких претензий к обидчику в дальнейшем на Суде Божием, желая ему добра и спасения, - тем самым, как Вы говорите, - «прощая самого человека» в Вашем чувственном понимании этого термина.

То есть, если постараться мне перейти на Ваше восприятие терминов, то можно сказать, что предлагается «простить человека», «не обижаться на человека» путем определенной духовной методики, руководя сознательно своими мыслями и чувствами.
Но вот чтобы руководить своими мыслями и чувствами как раз и нужно понять суть и смысл этих шагов и разделить своим пониманием в человеке Образ Божий, его Личность, которую мы не вправе судить, от его греховных поступков и действий по отношению к нам, которые мы можем отпустить, — это является нашей возможностью и в наших силах, было бы только желание это сделать.
А желание возникает от понимания той огромной пользы, которую получает наша душа, избавляясь от обид, неприязни, осуждения и прочих страстей, обретая мир и покой в Боге.

Теперь по Вашим суждениям:
— «Мы обижаемся на человека, хотя и за проступок. Потому что часто не хотим с ним после этого вообще общаться, а не где-то в области поступка».

В том-то и беда, что мы как раз обижаемся, осуждаем и входим в суд над Личностью человека, не рассматривая уже возможность прощения его поступков. От этого страдает и болеет наша душа.
А если прощать поступки, не судя Личность, какая она есть, а желая ей добра и спасения, то наша душа освобождается от засилья зла.
И дальнейшее общение при этом происходит уже на другом духовном уровне, мы как бы поднимаемся над греховным уровнем человека, уважая в нем Образ Божий, и хотя и учитываем склонность человека к этому греху, но не входим над ним в суд, сохраняя от повреждения свою душу.

— «Не обижаться или загасить - то есть если все же не обидеться не удалось, надо от обиды избавиться».
«Не обижаться или загасить», «надо от обиды избавиться» - а как? В том-то и дело, что человек, если не поймет действие духовных механизмов прощения, не избавится от внутренних переживаний, от мысленных мучений на основе своего самолюбия и гордыни.

— «И прощение - это вот когда неважно, что там сделал человек, какой грех совершил - а раз грех неважен, значит не его прощаю, а человека, нанесшего рану тем или иным способом».

Это самообман, в котором можно заблудиться. Не может быть неважно, «что там сделал человек» греховного или преступного, тем более, если нанес «рану тем или иным способом».
Не важного не бывает греха ни перед Богом, ни перед людьми. Но для нас важно простить греховный поступок в отношении нас (тогда и наши грехи будут прощены), не входя в суд над греховным состоянием души человека, тем более, если он не кается, - у него есть свой Господь, Который с него Сам спросит так, как нужно.

— «"Бог не судит человека при жизни" - вот и мы не должны, а обижаясь - выносим ему суд, а осуждая грех -"да, ты неправ был" - человека любим».

«- вот и мы не должны» — а как «не должны», не понимаем на самом деле.
«а обижаясь - выносим ему суд» — потому и обижаемся, и «выносим ему суд», что начинаем судить неподсудную для нас Личность, не доходя до прощения Её поступков, т.е. делаем всё наоборот, поэтому не можем справиться с обидой, которую просто пытаемся забыть. Но забыть – это не значит простить, рано или поздно она будет о себе болезненно напоминать, потому что душа остается больной и неисцеленной, и от этого начинаются внутренние болезни тела.

— «осуждая грех -"да, ты неправ был" - человека любим».

Здесь тоже сумбур, куча-мала…
Осуждать и ненавидеть мы должны зло (за которым стоит падший демон, влияя на человека), как источник греха; самого же человека – жалеть (что он попал под это влияние), а его греховные поступки к нам – прощать.
"да, ты неправ был" – само это выражение звучит, как укорение человека, а не прощение его поступка. Правильно было бы: «Да, ты не прав был, но я прощаю твое неправое действие по отношению ко мне, желая тебе понимание своей неправоты и покаяния в этом, а также всего доброго и спасения души», - тогда это будет по Любви, Которая не входит в Суд над Личностью, а желает ей спасения от Бога.

Помоги, Господи, всем в разум Истины прийти и обрести пути спасения и прощения своих грехов через прощение грехов других людей по отношению к себе.

Сергий Пономарь   20.12.2023 12:58   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергий Пономарь
Перейти к списку рецензий, написанных автором Светлана Энь
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.12.2023