Рецензия на «К барьеру! Студент» (Конкурс Копирайта -К2)

Не хотелось бы рассказывать, как я поняла этот рассказ, потому что тогда это будет МОЙ рассказ, а не автора )) Вряд ли, и даже совершенно точно он не закладывал в свой текст то, что занимает сейчас мои мысли.
Поэтому попробую пройти между сциллой писателя и харибдой читателя.
Итак…
Если брать сюжет, то:
1. Никакого значения для истории Эмэса и Студента не имеет вражда двух питейных заведений.
2. Это значит, что подробное описание, что и как там в этих двух харчевнях\кофейнях происходило, для истории двух главных героев лишняя. Ни уму, ни сердцу, ни сюжетной линии. Очень много слов, но по сути в пустоту.
3. Из того, что написано в тексте, получается, что Студент весь истаял, измучился и в итоге повесился только потому, что не мог постоянно исполнять свои _внешние_ желания, т.е. ему нужен был постоянный допинг в виде путешествий, новых впечатлений, «чувствовать безграничную свободу перемещения» с незначительным довеском «за полётом мысли» и т.п. О внутреннем, т.е. его духовном внутреннем мире автор ничего не пишет. Хотя попытка обозначить эту линию имеется: «Но страшен был не разрыв – утрата целостности». От чего именно студент утратил целостность? Что такого он взял\узнал из этих снов, что его так расколбасило? Словом, что же он потерял в себе реальном, обретя в жизни сонной?
4. Об Эмэсе... Опять же – дано, к сожалению, только внешнее. Внутреннего нет, а хотелось бы. Зачем он это делал? Что и кому доказывал или кого наказывал, а может, от скуки развлекался? Какова была мотивация бросать одних ради других? Чем жил, чем дышал, куда деньги тратил? Если коротко: он «дьявол» или «бог»? Для себя, для других… Мне всего этого не хватило - ни со Студентом, ни с Мастером.
5. Убийца выскочил, как чёрт из табакерки. Никаких объяснений, кто он, зачем он, автор дать не захотел. Т.е. Крыс был нужен только для того, чтобы Мастер погиб. Ну... можно было и поизящней придумать уход этого человека. А так получилось скорее смешно, чем трагично: "ну, кто на новенького? шлёп-шлёп - уноси готовенького!"
6. Совершенно не понравились какие-то ученические «продолжения»: «Однако история со статьёй получила неожиданное продолжение»,- и: «На этом, казалось бы, и конец истории, но случилось ещё кое-что». Такие завлекалочки в духе романов девятнадцатого века. Но в двадцать первом о подобных «хвостах» мне нравится такое выражение: «эта история уже дважды закончилась, а вы всё продолжаете говорить».

В целом рассказ понравился, есть о чём подумать (в разных направлениях), да и написано неплохо.

*исправила опечатки

Светлана Малышева   01.11.2023 16:30     Заявить о нарушении
Светлана, здравствуйте!
Спасибо за отклик, за развернутую рецензию.
По 1,2,5 пункту соглашаюсь. Недоработка, даже возразить нечего.
По 3-му вижу, что существенная информация не считалась. Какая, пока говорить не буду, вдруг, кто-то всё-таки считает.
По поводу Эмэса. Его внутренний мир не показывается намеренно, так и было задумано.
Как вы поняли рассказ было бы интересно узнать, чтобы увидеть насколько замысел оказался далёк от воплощения.
Над 6 пунктом пока думаю. Здесь ваш взгляд оказался неожиданным.
Студент

От Автора   01.11.2023 16:57   Заявить о нарушении
Мне рассказ понравился. Да, мне оба рассказа понравились.
И понятно о чём, лично для меня.
Уходя во сны, человек забывает о реальной жизни. Думаю автор, скорей всего, смотрел на сны пошире, имея в виду зависимости вообще. И собственно видимо идея рассказа такова, что увлекаясь чем-то одним человек теряет себя.
Витёк

От Автора   01.11.2023 18:38   Заявить о нарушении
Студенту:
Не, я не стану раскрывать своё видение этой истории, там много чего. Но могу поделиться тем, что меня уже некоторое время заводит. Узнала о таком совсем недавно и применяю теперь где придётся )) Получаются настолько удивительные результаты, что сразу наступает просветление на тему каких-то насущных вопросов. Как в литературе, так и в жизни.
Короче! ) Помимо всяких разных известных классификаций типов личности существует (в продажах) такая, как Принцесса, Рыцарь и Дракон.
Взаимодействие между ними следующее:
Дракон побеждает Принцессу;
Принцесса побеждает Рыцаря;
Рыцарь побеждает Дракона.
Принцесса с Принцессой = скандал;
Рыцарь с Рыцарем = договоренности, т.к. хорошо понимают друг друга.
Дракон с Драконом - могут попытаться договориться, а если нет, то - схватка, битва до чьего-то победного конца.

В вашем тексте:
Мастер победил Студента, но самого Мастера победил Крыс. Отсюда:
Студент - Принцесса
Мастер - Дракон
Крыс - Рыцарь.

И вот теперь можете посмотреть на этих троих сами )) Соответствуют ли ваши персонажи внутрисущностным характеристикам их типа личности. Характеристики Принцессы, Рыцаря и Дракона можете составить сами, они в общем-то у каждого человека одинаковые. Принцесса - инфантильна, Рыцарь - прямолинеен, спасает, Дракон - пугает, использует свое влияние, жесток, и т.д. Для примера: доктор Хаус - типичный Дракон.
Насчет "целостности" Студента тоже есть мысли, но они уже из другой оперы.

Светлана Малышева   01.11.2023 19:31   Заявить о нарушении
Еще не дочитав рассказ до конца, завистливо подумал:"Здорово написано". Если это дуэль, то "отличный выстрел"))
Видимо загипнотизированный словами первого абзаца /Иногда в обыденную жизнь приходит нечто неведомое, необъяснимое и странное.../, погрузился в атмосферу размеренной жизни захудалого городка в ожидании "события".
И /в городе появился Эмэс... странный человек – человек ли, большой вопрос/
Неизбежно что-то должно , было случиться. В данном случае - продолжение по заданной теме. Рассказ воспринял как отношения между городком и событием (Эмэс), и тогда студент не ГГ, а один из многих, кто пытается уйти от реальности, просто ему меньше повезло.
Потому не обращал внимание на "мелочи"(ну разве что ситуация с убийцей слегка напрягла).
И да, безусловно /есть о чём подумать в разных направлениях/

Волонтёр

От Автора   01.11.2023 20:18   Заявить о нарушении
Интересная раскладка.
Ладно, раскрою карты.
Почему студент теряет целостность?
Он сын обеспеченных родителей, послушный мальчик, привык жить под родительским руководством. Сказал отец учиться, пошёл учиться. Куда сказали, туда и пошёл. Душа просила путешествий, а приходилось сидеть дома. Встреча с мастером даёт возможность следовать склонностям души, путешествовать, пусть и во сне.
Студент постепенно понимает, что учёба, это не его. Выучится, ничего по большому счету не изменится, как был привязан к одному месту жительства, так и будет. Только теперь навсегда. А уйти из дома, значит незаслуженно обидеть отца и причинить горе семье. Незаслуженное. И вот перед ним выбор, быть хорошим для семьи и отца (равно прожить свою единственную жизнь в серости) или прожить жизнь по зову души, но ценой причинения боли близким. То есть перестать быть хорошим, стать плохим. А ещё он понимает, что боится совершать решительные поступки. На учили его этому в детстве, вернее, наоборот, учили так не делать. Вот от этого его и плющит.

От Автора   01.11.2023 20:36   Заявить о нарушении
Предыдущий коммент - ответ для Светланы.
Студент

От Автора   01.11.2023 20:41   Заявить о нарушении
Волонтёру:
В прои студент один из многих, но он не такой, как все. Потому что, во-первых, он единственный, кто захотел сказать спасибо за оказанную, пусть и оплаченную уже услугу. А во-вторых, он единственный, кто не просто "смотрел кино" развлечения ради, а у кого это кино вызвало работу ума и души. Потому и акцент на нём.
Студент

От Автора   01.11.2023 20:57   Заявить о нарушении
Волонтёр, спасибо большое за отклик. С этих слов надо было начать предыдущий коммент, но задние мысли (о герое прои), обогнали передние (о благодарности).
Простите великодушно.
Студент

От Автора   01.11.2023 21:08   Заявить о нарушении
Витьку:
Благодарю за коммент. Знаете, он натолкнул меня на мысль, что с идеей прои на самом деле проблема. У меня как-то не получилось сходу её сформулировать. Мысли побежали в нескольких направлениях. В общем, Змей Горыныч по ходу, а не идея))
Студент

От Автора   01.11.2023 21:28   Заявить о нарушении
Автору на: \\И вот перед ним выбор, быть хорошим для семьи и отца или прожить жизнь по зову души, но ценой причинения боли близким. То есть перестать быть хорошим, стать плохим. \\

Именно это, то, что вы сейчас написали, можно угадать, предположить, но, увы, не прочитать. Упор в тексте вы, повторюсь, сделали на внешнем, оставив все внутренние метания героя за кадром.
И вот еще интересный момент в вашей "выжимке". Вы как автор определяете за своего героя суть его возможных поступков. Уедет и станет жить по-своему, значит, плохой. Останется жить не своей жизнью - значит хороший.
Первое - наследие советских времен, когда всё для других, а о себе – «да как-нибудь», по остаточному принципу. На самом деле это принцип жертвы. Который позволяет родителям упрекать выросших детей: я на тебя всю свою жизнь положил, а ты уехал!
Второе - данность нашего времени. Когда люди начинают ставить в приоритет и брать на себя ответственность за свою жизнь, ценить собственное мнение, не пытаясь быть хорошим и удобным для всех (в том числе и для родных). Перекос в этом варианте в том, что отвергается чужое мнение и чужая жизнь. Типа, Я хочу так, а как хочешь ты, мне без разницы. Принцип агрессора.
Из этой дилеммы можно вынести на первый план три разных идеи и, соответственно, будет три разных решения\финала.
Первую и вторую обозначила выше. А третья – баланс между ними и переход «в заботу о…». О себе. И о других. Когда человек ставит на первое место свою жизнь, но при этом и другим дает право сделать то же самое.
На этом «балансе» тоже будут происходить драмы, но уже осмысленные. Например, Студент сказал отцу о своих истинных желаниях, о своём понимании собственного жизненного пути. Отец может принять это и благословить сына, и тогда они расстанутся физически, но останутся вместе духовно, и каждая встреча будет в радость. Или отец не примет самостоятельность сына, и тогда они расстанутся духовно, хоть и под одной крышей, а может и так, как у вас в рассказе. Но у вас Студент принял решение уйти из жизни, не поговорив с отцом, а что-то там себе внутри себя надумав. Т.е. он оказался слаб по части ответственности за свою жизнь, но настолько силен, что принял ответственность за свою смерть (не задумавшись о том, какую боль причинит этим отцу). Та самая «целостность», она в том и заключается, чтобы осознав ценность своей жизни, принять решение жить, а не умереть или подстраиваться под чужие ценности.
В общем, думать тут можно много о чем. За что и спасибо :)
Но вот сам рассказ в этих думах полностью теряется.

Светлана Малышева   02.11.2023 08:28   Заявить о нарушении
Светлана, спасибо, я понял ваш взгляд.
Беда в том, что, как я вижу, в тексте не прописан, соответственно не считывается существенный момент. Студент не вешался, и не собирался это делать. Это репортёр допустил такую мысль и решил сделать сенсацию на ровном месте. Потому и портрет к статье, сбежавшего полгода назад банкира. Поди, проверь, где он и его дети.
Но, увы, это осталось в голове у автора, в тексте этих сведений нет, потому не считается.

От Автора   02.11.2023 10:47   Заявить о нарушении
УПС...
Из этого абзаца можно сделать однозначный вывод! Так что ваш прокол - здесь:

\\Некоторые посетители даже оглянулись посмотреть на говорящего. Репортёр городской газетёнки (дело было утром, когда он мог позволить себе визит в Карамель), даже отметил про себя: «Хорошо одет. Молод. Из богатых. Этому-то какого рожна не достаёт? Решил поскулить, чтобы привлечь внимание? Так девиц поблизости вроде не видно. Хлипкая молодёжь пошла. Интересно, дотянет до завтрашнего утра или…»

Наутро газета вышла с первой полосой: «Повесился сын известного…»\\

Светлана Малышева   02.11.2023 10:54   Заявить о нарушении
а финальное появление студента и мастера в одной, так сказать, плоскости - говорило за то, что жизнь после смерти у них обоих продолжается в том же русле, что и в реальности. Один не может взять ответственность за себя на себя, ему нужен костыль в виде разговора с мастером, а второй получает кайф от манипулирования чужими судьбами.

Светлана Малышева   02.11.2023 10:57   Заявить о нарушении
Светлана, взгляд интересный))
Но по моей задумке, жизнь продолжается в реальном мире живых людей, в котором непозаваемое проявляется когда захочет и в том виде, в каком посчитает нужным.

От Автора   02.11.2023 11:14   Заявить о нарушении
Так что, вижу, мысли автора, остались в голове у автора, переместить их в текст в полной мере не удалось.
Вот чем хороша и полезна обратная связь. Сразу видно, удалось донести или не удалось.
Студент

От Автора   02.11.2023 11:17   Заявить о нарушении
Светлана, это так неожиданно:
//В вашем тексте:
Мастер победил Студента, но самого Мастера победил Крыс. Отсюда:
Студент - Принцесса
Мастер - Дракон
Крыс - Рыцарь.//

Потому захотелось поделиться своими впечатлениями.
Решил, что харчевня и кафэшка, расположенные напротив друг друга через площадь, есть ни что иное, как конкурсные площадки К2 и Шпинель. И описания их очень даже были мне интересны и не вызывали сомнений, что это так. В том, кто продавал сны, видел МБ (или собирательный образ: МБ + ведущие), сновидцы - участники конкурсов, во что они погружают читателей? - в свои миры. Студент - один из конкурсантов, но не такой как все, самый увлекшийся. Хотел бы быть прототипом, но какая из меня Принцесса, скорее, Крыс - не могу избавиться от зависимости приходить на эти площадки и читать чужие сны. Понимаю, что не выстрелами из пистолета "убит продавец снов", а какими-то каверзными словами и крысиными действиями. И не рыцарь Крыс вовсе. Хотя ему должно быть лестно.
*
Прямая речь в тексте изобилует ошибками. Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире и слова автора пишутся со строчной буквы, например:
– Добрый вечер! Это правда, что вы продаёте сны? – немного стесняясь, просил студент.
– Да, да, конечно, пожалуйста(.), – студент, смущаясь, подал Эмэсу новенькую, хрустящую купюру, а тот её принял.
Перед тире ставится запятая, или восклицательный и вопросительный знаки, а после тире слова автора во всех случаях пишутся со строчной буквы, если не начитаются с имени собственного героя:
«А, чтоб вам всем!» – негодовал студент, когда опаздывал заключить сделку.
– Да, ну! Это за что же интересно? – после небольшой паузы спросил мастер и отправил в рот первый кусок.
– Хватит трепаться. Ты работаешь на меня или нет? – в руке похожего на крысу появился пистолет.

* и ещё...
Не хочешь – нЕ бери. А по факту выходит пироженка для толстушки. Для фигуры есть вредно, да отказаться нет сил. Эх, не пробовать бы (того)ту пироженкУ никогда, да кто ж знал, что окажется так вкусно и сладко, что отказаться сил нет.
*
Финал с лопатой просто классный.

Фёдор Верин   02.11.2023 16:31   Заявить о нарушении
Фёдор, вопреки расхожему мнению, что через художественное произведение писатель показывает своё мировоззрение, скажу, что всё наоборот )) Это читатель показывает себя во всей красе своими умозаключениями. Какой взгляд у писателя на мир, можно понять только по документалистике, и реже по художке (если автор уж чрезмерно бьёт в одну точку в каждом прои).
А читатель обнажается каждый раз, когда пытается рассказать, что же он такое прочитал. Потому что читает человек в первую очередь "себя", т.е. свой внутренний мир и то, что занимает его мысли на момент чтения.
Поэтому я уже некоторое время избегаю рассказывать, что конкретно я прочитала ))

Светлана Малышева   02.11.2023 16:45   Заявить о нарушении
Федор, здравствуйте!
Своеобразный у вас взгляд на прои. Даже шокирующий. Ничего подобного мне бы и в голову и пришло. Прои ровно о том, о чём написано и никакого второго дна или скрытого смысла в нем нет. Да и писано, как вызов самому себе, по принципу: а слабо тебе, написать рассказ по заданным условиям? В общем, у меня дуэль с собой))
В этот раз на этой площадке. В следующий раз может быть на другой. Сегодня я с благодарностью принимаю критику здесь, в другой раз с благодарностью приму там, если доведётся выиграть бой с собой и что-нибудь написать.
Студент

От Автора   02.11.2023 22:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Светлана Малышева
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.11.2023