Рецензия на «7. Кира. Камила» (Мария Шпинель)

Героиня с разбитым сердцем пытается обратиться в училку-мегеру, в благородную девицу, в многодетную мать, в гейшу, в заядлую дачницу, но в итоге муж вернулся на запах жареных котлет. В уверенности, что будет принят с распростёртыми, и даже попугай не скажет ему в лицо какой-нибудь нелицеприятности. Обнимашки, занавеска в спальне задёргивается.
Я не люблю уверенности сытой.
Ну вот, начал с плохого. Обычно стараюсь начинать с хорошего.
Давайте о хорошем.
Великолепен попугай. Хотя попугаев в литературе огромная стая, начиная от Робинзона Крузо. Но автор с избитым приёмом справляется. Говорящая птица – отличный помощник в том, чтобы почувствовать пустоту и лживость некоторых слов, и наоборот, ценность, уникальность, и неповторимый привкус других. Птица умеет говорить, но относится к словам не так, как человек, она чувствует в них что-то своё, и это порой это оказывается самым важным. Попугай умеет отбросить лишнее. И это у автора получилось. Наш Сопляк вроде говорит банальности из рекламных роликов. Но произносит он их именно в тот момент, когда героине нужно от этой банальности отряхнуться. Он подталкивает героиню к новому витку развития.
То, что в результате всех толчков героиня всего лишь возвращается к пройденному, это отдельный вопрос, об этом я уже сказал в начале.
Впрочем, попугай почти в самом начале рассказа предрёк именно такой финал. Когда героиня всего лишь собралась позавтракать одна. Может быть, за этим кроется что-то ещё, чего я не понял? Или автор заложил, но не выразил?
Успехов

Гутман   19.06.2023 15:41     Заявить о нарушении
Добрый день.
Хорошим знаком для меня явилось то, что не последовало упрёка из-за большого объёма текста :-) По вашей рецензии видно, что я, по всей видимости, ошиблась и с названием и с главной героиней. Надо было развивать тему попугая, сочиняя про него разные небылицы; возможно, тогда история удалась бы в полной мере. Это я шучу.

Согласна, что сюжет тривиален, местами, "проседает" в сбалансированности, энергетике и эмоциональной составляющей. Важно было не сбиться с пути, удержаться в рамках последовательности изложения и логичности происходящего.

То, что муж внезапно появился на пороге, вряд ли что-то поменяет в семейных отношениях. Камила самодостаточна и "убиваться" по поводу своего одиночества долго не будет. Просто нужно было придерживаться темы конкурса и это обязывало...)

Здесь уже ответила Арти, что решилась обратиться к жанру иронической прозы. Оказалось, всё не так просто, как хотелось бы.

Спасибо, за рецензию и добрые слова в адрес Попугая. Они оба вместе с таксой помогали мне как могли..:-)

С уважением, Кира.

Воинственный Читатель   19.06.2023 17:17   Заявить о нарушении
Здравствуйте Кира.
Когда я начала читать, то страшно обрадовалась – как же все здорово – и завязка сюжета, и неунывающая героиня, и ее бесподобные питомцы. Как хороша эта легкая ирония. Несколько напрягло имя героини Камила, но, подумалось, наверное, далее будет какое-то оправдание такому выбору.
Первые две главы все было замечательно. Правда, темп повествования несколько затормозился, но опять же подумала – это для разбега, сейчас рванет.
Из третьей главы впечатлили только котлеты, но образ яркий, решила назавтра пожарить.
А дальше сюжет завяз в рассуждениях. Это, конечно, интересно – примерять на себя разные типажи женщин, но это интересно было бы в развитии сюжета, а не в рассуждениях. Опять же неясен Проводник – кто такой этот Проводник, откуда взялся, зачем, реален он или литературен – ничего не понятно.
И чем дальше, тем хуже. К финалу уже ничего от блестящего зачина и хорошей задумки и даже иронии не осталось. Сюжет исчез, идея растворилась, ирония увязла в длинных сентенциях. Возвращение мужа вообще раздосадовало. С чего это он вернулся, соскучился по котлетам? Никто его и не ждал, котлеты съели. «…сходу поймал на руки обалдевшую от счастья любимицу»? Это кого - жену или таксу? Финал слит, причем слит с половиной рассказа.
А ведь как хорошо все начиналось!

С уважением,
Рея


Шпинель   20.06.2023 11:25   Заявить о нарушении
Добрый день, Рея!
Если с конца, то поймал на руки таксу, ведь это она первой рванула в прихожую.
Про реакцию Камилы нам ничего не известно :-)

По прошествии времени появляется ощущение, что три мини в теле рассказа кажутся несколько инородными. Догадываюсь, почему. Меняется ритм повествования, исчезает ирония, уходит из поля зрения уютная семейная картинка с забавными питомцами... Словом, Камила остаётся наедине с собой, со своими внутренними желаниями, размышлениями и поиском духоподъёмной альтернативы, чтобы приспособиться к жизни в новых условиях. Поэтому и складывается впечатление, что сюжет разваливается на глазах.

Финал не то чтобы слит, но не вполне ожидаем.
Тут могла бы многое рассказать о том, почему муж вернулся, но это не по правилам. Всякие дополнения-пояснения - это уже за рамками рассказа.

Могу лишь сказать, что этой мой новый опыт, эксперимент, когда я решилась выстроить подобного рода композиционную структуру рассказа.
Если его переделывать, то радикально.

Спасибо за высказанное мнение, Рея.
С уважением, Кира.


Воинственный Читатель   20.06.2023 12:24   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Камила
По структуре рассказа вроде бы понятно, что вставки – это то, что Камила думает или скорее всего пишет от первого лица. Но короткие переходы к авторскому тексту создают преломленное ощущение, что Камила к себе обращается иногда в третьем лице. Это ломает восприятие.
А финал мне кажется нормальный. Открытый. Ведь мы не знаем, как поведет себя Камила. Она же вполне может сказать: извини, я уже привыкла жить без тебя и // жареная картошечка с лучком, да с белыми грибочками// приготовлена только для меня одной - триединой гейши, дачницы и писательницы. И, пожалуйста без предварительной договоренности никогда не открывай дверь своим ключом. И тут уж попугай что-нибудь скажет нравоучительное. Предложит купить билеты куда-нибудь подальше.
С уважением,
Рая

Шпинель   20.06.2023 16:17   Заявить о нарушении
Не смогла побороть желание добавить - а вдруг это важно.
Как мне кажется, это и есть основная ошибка - ваш рассказ не выдержан в едином стиле. Помните, как неоднократно повторял МБ:"Рассказ - это единство от начала до конца". Если уж начали писать ироническую сюжетную прозу, надо было до конца ее и писать. К примеру, развивая идею, заменить пространные рассуждения на сюжет - героиня предстает перед своим Проводником то в роли гейши, то в роли, скажем, дачницы-ковбойши, то строгой учительницы. Тут возможны множество поводов для иронии. И, наконец, при возвращении мужа, она понимает, что самое лучшее - оставаться собой, лучше быть, чем казаться, а любимый, хоть и гулящий муж лучше идеального, но чужого Проводника. Извините, мне тоже захотелось, как Рае, дофантазировать сюжет. Это говорит о том, что рассказ заинтересовал и требует доработки сюжета. Но решать, конечно, автору.

С уважением,
Рея

Шпинель   20.06.2023 17:52   Заявить о нарушении
Спасибо большое вам, Рая и Рея! Ценно ваше участие в обсуждении многострадальной "Камилы" :-)

Я уж тут, в других комментариях признавалась в том, что три в одном это не вариант. Он рушит всю конструкцию, смешивает жанры и сбивает ритм повествования. Но, что получилось, то получилось. Я хотела провести эксперимент, априори, не надеясь на положительный результат.

Пока описывала семейную идиллию с попугаем и таксой, чувствовала себя вполне комфортно. Как только дело доходило до образов, которые примеряла на себя Камила, всё стопорилось.

Получила много полезных замечаний. Взгляд со стороны даёт возможность переместить ракурс собственного видения и критически посмотреть на всю эту историю отвлечённо.

Про рекомендации МБ помню, но случается так, что действующие лица сами направляют автора по "сюжетной" дорожке и тогда им сложно противостоять.)

С уважением и благодарностью,
Кира.

Воинственный Читатель   20.06.2023 19:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Шпинель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гутман
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.06.2023