Рецензия на «Студенческие споры» (Владимир Бененсон)
Не могу не сказать... хоть немножко, по прочтении. И поговорить, блин, хочется - и опаска есть. Причина - тема не моя. Вам хорошо... - сразу вспомнилось выражение из фильма "Операция С Новым годом", где герой Маковецкого говорит - "У вас вон чё есть!". Вам хорошо - вы музыкант. И вам легко говорить о музыке, когда имеется целый мешок познаний о ней. А мне как быть? Поговорить хотелось бы, да разговор будет ещё более трудным, чем у врача с пациентом. Задумался. Да - похоже. Пациент не знает о болезнях, а врач - с неимоверным усилием пытается понять, что именно тревожит докучателя. Ну, для начала, - очень интересно и познавательно изложено. И верно подметила одна из "рецензенток", что тем для размышлений в ваш некрупный текст впихано капитально много. Причём - непростых. Кстати, не так часто приходится сталкиваться с ситуацией такого рода, при которой одновременно обозначается несколько, вроде бы однородных, и вроде как изначально вполне удерживаемых одновременно вниманием тем, а разложить их хоть в каком-нибудь порядке не выходит. Примерно как пытаться удержать двумя ладошками шесть крупных апельсинов - просто валятся из рук. Не знаю, насколько доходчиво излагаю свои ощущённые ощущения - но иначе выразить не смогу - не спец. Умнейший вопрос затронут, усмотренный в качестве основного - о выражении музыки словами. Вообще, в принципе, - о соотношении передачи информации музыкой или словом. Не знаю, имеются ли научные работы по этой теме, а скорее всего - вряд ли, т.к. учёное музыкальное сообщество не рассматривало бы это в качестве серьёза научного изыскания (при том, что в музыкальной научности изучаются и разрабатываются вещи, мало кому нужные в практическом смысле), а если бы такого рода труды и выпекались, то весьма сомнительно, что это были бы плоды дерзновенные и фееричные. Здесь ведь проблема не чисто музыкального свойства. Чтобы рассмотреть дело со всех сторон, нужны познания как музыкальные, так и философские, филологические, информационные, семантические, и ещё чёрт знает какие. По сути главного вопроса - я бы даже выразиться не осмелился бы. Можно ли словами выразить любое музыкальное произведение? Какое-то - можно. Описать, наверное, любое можно. А вот выразить? Наверное, не все. И тут уже весь раствор из бетономешалки неизбежно выливается в Интерпретацию. О ней у вас тоже была любопытная ремарка (об уже покойных авторах). Отдельно мучающий меня вопрос: А насколько точно (верно) я понимаю всё то, что хотел выразить (сообщить) мне (или кому-то, или всё равно кому) композитор? Это примерно так же воспринимает большинство слушавших? И совершенно отдельная, не менее сложная тема - музыку нужно понимать или/и чувствовать? И тут уже другой вопрос. Парижане - музыкальнейшая на тот момент публика - освистали премьеру "Кармен". Они не поняли или не почувствовали музыку? Или же, сводя всё к себе самому. Я слушаю что-либо. Вот это - мне нравится. Я не знаю - я это понял или прочувствовал? Собственно, для меня это и не вопрос. В вопрос это выливается лишь в случае, если мне не понравилось. Я не понял или я не почувствовал? Автору этот вопрос не задашь. Его, во-первых, уже нет. А во-вторых, он передо мной ничем не виноват - т.к. не мне и писал. Но между нами всё равно идёт незримое молчаливое недопонимание: это я такой непонятливый, или же автор как-то кривенько изложил? Дмитрий Сухарев 10.05.2023 18:08 Заявить о нарушении
Дмитрий, я ещё много мог бы сказать на эту тему, но лень. В музыкальном сочинительстве графомании ещё больше чем на Прозе, и не стримитесь углядеть в каждом произведении красоту или смысл. У Моцарта куча симфоний, а великая только сороковая. Все остальные чисто за деньги. Ну да ладно, пойду смотреть сериал.
Владимир Бененсон 11.05.2023 06:32 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |