Рецензия на «Моя подруга Вика идеальна» (Мария Шпинель)

Да вообще, отличная новелла. И происходит на наших глазах, в какую бы сторону мы глаз ни косили. Не откосишь. В некоторых вполне приличных странах считают, что лет через десять наличных вовсе не останется. По мне так это – новый тоталитаризм. Ворованное – чек, ворованное – чек, тьфу – плевательница. Купишь букетик для любовницы, а жена увидит в банковском отчёте. Налички-то нет, любые деньги пахнут.
Да, разумеется, здесь есть много общего с известными антиутопиями. 1984 к своему стыду, не читал, но «Мы» вспоминаемся, и от фильма Бразилия что-то есть. А уж от жизни сколько!
Героиня. Героиня, всё-таки, Валя. Не согласен с МБ, что она попросту воспользовалась освободившейся вакансией, и перескочила на двадцать баллов вверх по шкале счастья. Она очеловечила сразу троих! Сразу трое забыли о баллах, и начали человеческую жизнь внутри бесчеловечной системы. Героиня не стала винтиком, разрушившим шестерёнки беспощадной машины – это правда. Не стала, кому нужен такой сюжет, смотрите Бразилию. У Марины свой сюжет: как остаться человеком, как найти свою нишу. Тем более, героиня, архитектор, ёлы-палы, эти ниши создаёт. Появляется надежда, что однажды стенки между нишами истончают, секретные пространства соединятся, можно будет докричаться до счастья без баллов.
Тут, кстати, замечание по ходу: пусть Валя остаётся архитектором, производство таблеток счастья должно остаться за Викой. И чище будет: не надо Вале снабжать похотливого священника.
Вика. Ну да, свалила на свободу и в безопасность, забыв о тех, кого приручила. Ой, как знакомо, даже боязно развивать тему. Тссс.
Лучше по тексту. Вот такой эпизод:

qte
- Она что-то рассказывала, может быть, жаловалась?

- Жаловалась? Вика?

- Ну да, о чем это я. Можете позвонить ее родителям? Может, она у них?

- А вы?

Он нахмурился.

- Как вы себе это представляете?

Ну да, ну да. Муж и не знает, где находится его супруга. Уже два дня. А в самом деле, куда она могла деться?

- Вы же не знаете мой номер телефона, - продолжил Сергей с нажимом в голосе, - а с ними знакомы. Так что это будет вполне нормальным. И вообще не спрашивайте, у них ли она, постарайтесь так понять. Попробуйте, вы же умная, Вика говорила.
Unqte

Я раза четыре перечитал, пока понял, кто что кому сказал, и что попросил сделать. Посмотрите пожалуйста.
И вообще, примерно начиная от момента, когда Валя решила идти в церковь, в тексте встречаются неточности, опечатки, словно вы торопились к сроку. Посмотрите, всё увидите.

Последняя фраза – отличная. Умерла так умерла. Тоже всё лежит на поверхности, насколько про нас с вами, где бы мы ни находились.
Спасибо.

Гутман   08.05.2023 22:44     Заявить о нарушении
"Купишь букетик для любовницы, а жена увидит в банковском отчёте."

Биткойны еще никто не отменял.

Дарси Остин   09.05.2023 00:01   Заявить о нарушении
\\Героиня, всё-таки, Валя\\
Да, Валя – героиня. В значении: главное действующее лицо художественного произведения.
Однако у слова есть другое значение: герой – это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.
Посмотрим, что в тексте про Валю, которая, безусловно, является главным действующим лицом, протагонистом, да еще и рассказчиком (повествование от 1-го лица).

Исходное положение протагониста.
Вале 35 лет, она работает сортировщицей кукол на фабрике. Семьи нет, есть 2 собаки и кошка. Квартира маленькая. Это информация из экспозиции.
Завязка – визит Вики, ее рассказ о незапланированной беременности, следом – визит мужа Вики и его рассказ об исчезновении Вики.
Вот проблема, которую Вике предстоит решить. Причем заметьте, Валя бросается на поиски подруги (единственной, кстати). Валя достаточно пассивна, скорее, соглашается на уговоры что-то сделать. Это – черта к ее образу. Ведь как создается образ героя? Через его поступки, речи и (в случае соответствующего способа повествования) мысли.
Смотрите, как Валя рассказывает о событиях завязки, которая (теоретически) весьма драматична – человек-то пропал.
\\Мы не виделись месяца два, и это нормально. <…> Предложил встретиться. Сказал, что я ее лучшая подруга. Я – лучшая подруга? Вот уж никогда бы ни сказала. Но на встречу согласилась. <…> Я понятливо кивнула. <…> А потому я ответила уклончиво <…> Надо же, сколько сегодня я о себе узнала. Я и лучшая подруга, и умная. Ну что же, мне нетрудно.\\
Согласитесь, на первом этапе Валя не проявляет себя героической фигурой.
Однако сюжет – это рассказ о метаморфозах протагониста. Поэтому следим за метаморфозами Вали. Что и как она делает?

Звонит матери Вики. \\Мы поболтали о том, о сем <…> Я вежливо попрощалась и нажала отбой.\\
По настоянию Сергея приходит в их дом поговорить с детьми Вики. \\Не знаю, видел ли кто, как я пробираюсь в Викин дом с черного хода. В любом случае, мне это не повредит, а Сергей пусть разбирается с соседями самостоятельно.\\
Разговор с сыном получился весьма драматичным. \\Мальчишка последние фразы уже провизжал, и я выскочила из его комнаты. Замерла, сжав кулаки, пытаясь успокоиться. Меня испугал этот звереныш. \\
Далее следует разговор с дочерью.
Кстати, чтоб два раза не вставать – здесь надо бы исправить: \\Тут открылась соседняя дверь, и из-за нее выглянула девичья мордашка\\. Наверное, все-таки девчачья? Машке-то 7 лет. Опять же: лапка…
В заключение визита – разговор с Сергеем. Валя настаивает на звонке в полицию, Сергей категорически против. Вот здесь интересный момент. Валя за то, чтобы подключить посторонних, отлично зная, что семье это пойдет во вред. Но она руководствуется самыми благими намерениями, считает, что Вике нужна помощь, ибо не допускает мысли, что та исчезла по собственному желанию. \\Но как такая образцовая женщина могла уйти куда-то сама? У нее же девяносто восемь баллов счастья. Девяносто восемь из ста.\\

Далее Вика рефлексирует. Напомню, что повествование от 1-го лица, следовательно, герой перед нами, читателями, полностью открыт и выражает свои подлинные мысли.
\\Все это время не могла отделаться от мыслей о Вике. А что, в самом деле, если она лежит где-то в больнице под капельницей без сознания, или, скажем, потеряла память. Ведь мы не осмеливаемся ее искать по официальным каналам. Потому что само подозрение о том, что такое могло случиться, снизит ее баллы. И семья ее пострадает. Могу ли я взять на себя ответственность за это? Нет. Лучше я буду думать о том, что она сказала им, куда едет, предупредила своих, просто те ее не услышали, не поняли, забыли. Наверное, она отдыхает в каком-то санатории, это не возбраняется, а мы напрасно тут беспокоимся. Она сказала, что не хочет ребенка, но она не имела права его не хотеть. Это гормоны, просто гормоны. Как бы идеальна Вика ни была, совладать с несовершенным женским организмом полностью не могла и она. \\
Рефлексия протагониста (мысли, оценка ситуации) – всегда толчок к его последующим, более существенным, изменениям. За которыми, напомню, мы и следим.

Валя случайно встречает нового персонажа (\\Мужчина лет шестидесяти, полноватый, краснолицый. И да, его седые волосы были собраны в косичку, что выглядело диким и неуместным\\), и тот приглашает ее в кафе «Колибри».
Всякий сюжет есть последовательность неких случайных событий. Случайных – для читателя. Тогда как для героя – это часть авторского плана. Автор проводит героя по сюжетным точкам, провоцируя тем самым метаморфозы героя.

В «Калибре» Валя узнает о некоей афере, в которой была замешана Вика. Причем афере, связанной с деньгами. Валя приходит в дом Вики и обнаруживает подвал.
Кстати, очень удачно связано: то, что Валя архитектор – Валя поняла, что площадь подвала позволяет выгородить там помещение. Такие крючочки хорошо стягивают текст в единое целое.
Валя снова рефлексирует. Рассуждает вроде бы о куклах, но центральное в это фрагменте это – \\да и вообще – неправильно это как-то\\
Про сортировку кукол – тоже очень удачно.
Валя собирается в церковь наводить справки о Вике. Для этого ей нужна подходящая одежда. Которую она заимствует из Викиного гардероба.

Не знаю, насколько автор сознательно акцентировал внимание читателя на одежде, в любом случае получилось хорошо. Краденое платье все отметили (смеюсь).
Одежда героя (как часть внешнего облика) является инструментом для создания образа. Кроме того, одежда может служить и способом углубить смыслы произведения. Особенно, если герой переодевается. Не к ужину переодевается, а значительно меняет свой облик. Как бы надевает новую кожу, обращается в другого человека.
Вот как бы мне не возражали уважаемые оппоненты, но прав я (смеюсь). Подлинные метаморфозы героя начались с момента проникновения Вали в чужую гардеробную. Очень по-женски.
Чтоб два раза не вставать. \\А потом быстро подобрала себе элегантный юбочный костюм.\\ Все понимаю, раз есть брючный, значит, должен быть и юбочный. Но фонетически звучит плохо.

Итак, с момента обретения новой кожи метаморфозы героини значительно убыстрились. Она становится все более уверенна, раскованна. Будучи весьма неглупой, быстро соображает, как можно (вот здесь важно!) не разрушить систему, а обойти ее.
Ведь чем завершается рассказ?
Практически идиллией. Валя и Сергей съехались, Вику опознали как труп, дети, конечно, переживали, но забыли. Собаки и кошки при них. С фабрикой кукол покончено. \\После нескольких экспериментов стало получаться и у меня. Так что ее каналы сбыта я восстановила. Благо желающих вокруг полно. Неожиданно нашлось, куда применить и мои собственные познания. Я время от времени проектирую места уединения – такие, куда Комитету счастья и его клевретам точно уж хода нет. Такие, где можно хорошо… оттянуться. Ну или просто посидеть в тишине. В общем, сейчас все было хорошо.\\

Как там Семен написал?
\\Она очеловечила сразу троих! Сразу трое забыли о баллах, и начали человеческую жизнь внутри бесчеловечной системы. Героиня не стала винтиком, разрушившим шестерёнки беспощадной машины – это правда. Не стала, кому нужен такой сюжет, смотрите Бразилию. У Марины свой сюжет: как остаться человеком, как найти свою нишу.\\
Разве? Финальные события рассказа четко показывают, что Вика, думая, что обошла систему, на самом деле, стала ее частью.

Вот такая история. Повторю свою оценку: рассказ весьма хорош. Цельный, логичный, неглупый.
Но о бунте ли он героя против системы?
Если о бунте, то в русском изводе (вспоминая сакраментальное про бунт на коленях).
На мой взгляд, рассказ о соглашательстве, опять-таки в русском изводе. Ну да, есть отдельные неприятности, типа контроля за баллами и прочими санкциями, но в целом-то все неплохо. Дом, бизнес в подвале, дети, собаки, женский клуб. Чем плохо-то?

Мужик Бородатый   09.05.2023 15:07   Заявить о нарушении
Ох, пропустил существенный предлог. Виноват.
Следует читать:
Вот проблема, которую Вике предстоит решить. Причем заметьте, Валя НЕ бросается на поиски подруги (единственной, кстати).

Мужик Бородатый   09.05.2023 15:10   Заявить о нарушении
Привет всем. Не буду вмешиваться в дискуссию. Гутман, спасибо, фразу исправила, думаю, теперь понятнее. Не, у меня даже в мыслях не было, что священник похотливый (грожу пальцем с укоризной).
НЕ могу убрать производство таблеток - это влечет за собой побочную линию для развития сюжета. Нет таблеток - значит, кто-то должен этим заняться. Потому что свято место.
За архитектора вам обоим спасибо. Архитектором я ее сделала случайно, а оно вон как пригодилось.
Биткоины... не видала...
М.Б., не буду мешать вам с Гутманом.
Спасибо!

Марина Добрынина   09.05.2023 16:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
У меня возникли мысли, похожие вот на эти слова //Она очеловечила сразу троих!//

Вика точно не изменит эту систему. Она свалила, ей хорошо. А Валя, воспитывая Викиных детей, "очеловечив" их, может что-то и изменит.
Бунт "по-русски", но "не на коленях" мы уже, кстати, проходили, Зимний брали, только потом почему-то что-то пошло не так.

С уважением,

Варвара Солдатенкова   09.05.2023 18:14   Заявить о нарушении
Увы, Варвара, Зимний брали штурмом только в фильме Эйзенштейна. Там не было никакого народного бунта, только политический переворот, если мы о 25 октября 1917.
Рекомендую книгу Н. Н. Суханова «Записки о революции». События глазами очевидца. Суханов – псевдоним эсера Николая Гиммера.

Мужик Бородатый   09.05.2023 18:46   Заявить о нарушении
Добавлю. Перечтите еще раз финал рассказа. Чем занимается Валя? Расхаживает по дому в домашних туфлях на каблуках, придирчиво оглядывает в зеркале свои волосы, которые она каждый месяц выпрямляет у парикмахера. Собирается в женский клуб поболтать с любовницей мужа.
И т.д. и т.п.
Сравните ее в начале рассказа и в финале. Каковы ее метаморфозы?
И чем она «осчастливила» детей по большому счету? Ну разве только таблетками не кормила, это да.

Мужик Бородатый   09.05.2023 19:06   Заявить о нарушении
Книжек много есть хороших, МБ. Читать не перечитать.
Не, без солдатского бунта не было бы ничего. Другой вопрос, кем он был спланирован и организован. Но без этого ни один бунт не начнётся.
Я вообще за поступательное развитие общества, без бунтов и прыжков. Прыжки вызывают отрыжку. И швах.

Варвара Солдатенкова   09.05.2023 19:43   Заявить о нарушении
МБ, это Вика считала Валю своей подругой - как выяснилось в процессе расследования. А Валя считала, что Вика её навещает, потому что за убогую подружку дают +3 балла. Там так написано. Валя к Вике никаких особо дружественных чувств не испытывала, соответственно и на поиски (заведомо непростые и предположительно длительные) не бросилась.
По поводу выпрямленных волос Вали и т.п.
МБ, там, где Вы работаете, дресс-код есть? Если есть, Вы его соблюдаете? Если вдруг нагло перестанете, что будет?
За внешний вид (внешнось, одежда) дают баллы. Чем больше баллов - тем гражданин свободнее в тайной реализации своих желаний. Всё логично.
А детям, судя по тому, как они общались до переезда, Валя дала мать. Не функцию, а человека. (Для социальных животных общение в детском возрасте с матерью или тем, кто её заменяет, принципиально важно для психического здоровья.) Это экстраполяция, разумеется, но она логична в контексте произведения.

Удав Юзик   09.05.2023 20:33   Заявить о нарушении
Мы сейчас обсуждаем рассказ, а не то, как оно есть в *жизни*, вашей, моей, неважно. Я читаю текст и не нахожу доказательств, что жизнь Сергея и его детей с Валей стала гораздо счастливей, чем была с Викой. Может быть, я что-то пропустил в тексте?

Мужик Бородатый   09.05.2023 20:40   Заявить о нарушении
Однозначно, //жизнь Сергея и его детей с Валей стала гораздо счастливей//, чем после того, как Вика их бросила, чтобы загорелой и свободной нянчить чудесного малыша.

Варвара Солдатенкова   09.05.2023 21:02   Заявить о нарушении
И ещё, мне кажется, в этом рассказе важное место занимает Машка. Она, как надежда на лучшее в этом мире.

Варвара Солдатенкова   09.05.2023 21:04   Заявить о нарушении
Прямо растерялся, что сказать. Мне всё равно, нравится.
Опять же, валяется у меня давно брошенная антиутопия. Я и забыл про неё. А теперь вспомнил. Попробую взлохматить. Может быть, ничего не выйдет, но от души попробую.
Спасибо Марине и всем участникам живой дискуссии.


Гутман   09.05.2023 22:15   Заявить о нарушении
МБ, а мы и говорим о рассказе. В обществе рассказа принят дресс-код: в том числе, у женщины должны быть прямые волосы чуть ниже лопаток. Соблюдение дресс-кода обеспечивает блага, несоблюдение доставляет неприятности. Валя в рамках нового баланса "хочу+могу" vs "требуют" соблюдает дресс-код. Не нахожу в этом ничего предосудительного. Условия её жизни до бегства Вики этого в такой мере не позволяли, хотя она хотела бы - это в тексте прямо есть.
По поводу семьи - а мы ничего не знаем о том, как они жили до пропажи Вики, и ничего не знаем о том, как именно они живут после вселения Вали. Мы видим их вместе только в небольшой временной промежуток поисков Вики. Их взаимоотношения в этот период,, отсутствие в рационе таблеток - что обеспечивает определённую свободу самовыражения, и прошлое Вали позволяют предположить, что она относится к новым домочадцам не хуже, чем к кошке с собаками; то есть обеспечивает не только материальную заботу, но и живое общение. А у нас есть основания предполагать что при Вике, свою семью не любившей, человеческое общение было сведено к минимуму. Таким образом, явно нам ничего не показывают, но впечатление у читателя о положительных переменах - создаётся.

Удав Юзик   09.05.2023 22:35   Заявить о нарушении
Я тоже решила поучаствовать в дискуссии)
Ценно в рассказе то, что в рассказе чётко описан механизм того, как организовать баланс для общества, дана подсказка невидимым руководителям - в системе не должно быть возмущения, недовольства, борьбы. Кто ниже на социальной лестнице (в системе баллов), тот стремится подняться выше. Нужны послушные охотники за баллами. Если появляются занозы типа Виктории, им никто не запрещает сбежать, не ловят особо, не расследуют ничего. А зарождаются такие не в низших слоях, не так, как в "Голодных играх". Тут нет сопротивления снизу. Насилием и революцией вопрос не решить, баллов не получить.
Есть способ спустить пар и среди особей высшего общества. Наивно думать, что смотрящие не знали о подпольных наркотиках, о клубах. Знали. Это, судя по всему, входило в планы руководства.
Стало ли семейству Вики лучше без неё? Стало легче, ушло напряжение. Валя получила то, что хотела, но мало что изменила глобально. Из приёмных мужа и детей изменится только приёмная дочка. Станет как все. А Валя ни за что не начнёт рассказывать правду о настоящей истории новоприобретённому сыну. И будут они жить-поживать во лжи, но спокойно. В подобном обществе развитие невозможно.
А зачем? Зачем куклам правдивая история, любовь и прочая ерунда. По большому счёту такая система управления напоминает кукольный театр сеньора Карабаса, в котором кукол не бьют плёткой.

Александра Стрижёва   10.05.2023 00:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Шпинель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гутман
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.05.2023