Рецензия на «Сделки с Дьяволом» (Димиозис)
Если прочитать слово ДИАВОЛ наоборот, то появится смысл этого персонажа: ЛОВец АИДа. Он ловит тех, кто ради сверхматериального благополучия, готов на любое преступление. Бог же даёт ровно столько, чтобы осталось время для написания подобного интересного рассказа. Владимир Ком 03.05.2023 12:06 Заявить о нарушении
D'evil (Дьявол) = Dirty Evil (грязное зло)
Это просто подгонка под ответ, тут нет исторической правдоподобности ;) Димиозис 22.05.2023 22:18 Заявить о нарушении
Димиозис, я думал, что приведёте аналогичное слово САТАНА. В этом случае надо переводить с санскрита и созвучное слово satanu [сатану] «воплощенный, овеществлённый, обладающий телом». Ещё есть похожие слова: sati [сати] «приобретение, обладание, завоевание, награда» и satatya [сататья] «постоянство, постоянно». Но это мало подходит к основному смыслу этого персонажа, который обманывал людей, поэтому заменим букву «с» на «ч» и тогда слово сатана будет читаться как: ca~ta-ana [чата-ана], где ca~ta «обманщик, предсказатель будущего», ana «дыхание, дух», т.е. «дух – обманщик». Подробнее http://proza.ru/2017/04/10/98
Владимир Ком 23.05.2023 21:58 Заявить о нарушении
Хорошо, пусть будет по вашему - примеры конкретно для Сатана:
sat ana = Усадил меня (араб.) sat ana = Субботний день (игбо) sat ana = Сидел рядом (алб.) / Сидел там (индон.) Можно и так разделить: sa tana = Это прошло / Вот и все (хауса) Но тогда я не могу привести много вариантов. Уверен, что если поискать найдется еще. Но суть не в этом, я всего лишь поделил слово не искажая его и не добавляя ничего лишнего и уже получил несколько вариантов перевода. Можно найти трактовку и для этого, но это будет лишь подгонка под ответ. Димиозис 24.05.2023 10:47 Заявить о нарушении
Сатана - это из иврита: сотэ - уводит в сторону, сбивает с пути.
Александр Машковский 24.05.2023 12:43 Заявить о нарушении
Ну что же, можно и так. Я с удовольствием обсужу иврит :)
Начнем с небольшой правки: "соте" - в самом деле с иврита "отклонение" или "заблуждение", в данном контексте "уводить в сторону" от пути истинного. Однако, на иврите "соте" пишется через "самех", а "сатана" пишется через "шин". Поэтому сделаем уточнение "сатана" - это не с иврита, а с арамейского (кстати, на арабском "шайтан" из созвучных букв) и означает скорее "противник" (в контексте другой стороны). Из этого можно сделать вывод, что Сатана - это не имя, а прозвище или статус. Это обратная сторона "истины божьей" по религиозным канонам. И переводится достаточно однозначно, тут нет вариации с русским языком, какой-то аббревиатуры или шифра для иного понятия. Собственно именно это я и имел ввиду, предлагая не пытаться найти расшифровку через русский язык или какой-либой еще. И привел примеры нелепости подобных поисков комментарием выше. Все намного проще - прозвище дано по одной единственной причине: показать где сторона Бога и где сторона его противника. Также отмечу в чем вы правы: в самом деле "соте" имеет общее с "сатан", поскольку в арамейском "самех" и "шин" были одной буквой и отсюда пошли разные ветки с общим коренным смыслом. Но поскольку это корень из более бедного языка, то таких ветвей очень много. Для примера ветка с "шоте" - дурак (ивр.). которого можно исправить с помощью "шот" - хлыста (ивр.). Все те же буквы, из того же корня. И даже можно проследить аналогию, где "неверную" сторону мог принять только "дурак". Но это уже совсем другая история слов ;) Димиозис 24.05.2023 14:04 Заявить о нарушении
Здорово. Большое спасибо за ответ. Впечатлен вашими познаниями в иврите. И всё же: в Торе, по-моему, уже пару раз встречаются слова на арамите. В Талмуде – сплошной арамит. Ещё до разрушения Второго Храма разговорный язык – арамит.
Книга Иова просто насыщена арамитом. Иврит и арамит отличаются огромной многозначностью слов. Очень много зависит от контекста употребления... Например, " сыновья Б-га " могут обозначать как самих евреев, так и судей, властителей, ангелов. В книге Йова – это ангелы. Среди них – Сатан ( действительно, пишется через " син". То есть, Сатан – это ангел и по тексту видно, что он никакой не противник Всев-шнего и не играет против своего Творца. У ангелов, в отличие от людей, нет свободы выбора и они не обладают какой-либо самостоятельностью. Почему же Сатан напал на Иова? Потому, что по преданию, Йов был советником фараона и промолчал, когда Билам предложил топить младенцев мужского пола в Ниле. Этот случай считается показательным в том смысле, что праведник судится и за молчание. ( Не только праведник ). Сам я очень слабо разбираюсь в иврите, не говоря уже про арамит, но значение имени Сатана я взял из традиционных толкований мудрецов, которые писали Талмуд на арамите. Они считают, что Сатан – это тот, кто уводит с пути ( сотэ ). Причём, ссылаются именно на слово из иврита. Почему они именно так решили – не знаю. Может быть, просто хотели таким образом только намекнуть, что не ангел какой-то виноват в том, что вокруг творится зло, а сам человек, который, выбирая выгоду, удовлетворение страстей – выбирает служение Сатану, олицетворяющего злые вожделения в самом человеке. Сатан – гарант свободы выбора, которая в дальнейшем реализуется в награду, или в наказание. Христианская традиция воспринимает Сатана как противника Б-га, обладающего самостоятельностью в действиях, в принятии решений. Считаю неправильным поднимать спор на эту тему в данном формате. Я не знаток христианской традиции на глубинном уровне. Может быть, их мудрецы согласны с еврейскими на сто процентов – просто считают, что Б-г в определенных случаях даёт Сатану определённый " тавкид " – " как-бы должность, обязательство по работе, обязанности по работе ". Я плохо себе это всё представляю. Такое восприятие мира от меня очень далеко. Для меня более понятен "тавкид" Сатана в качестве испытателя, в каком-то смысле соблазнителя человека, а не противника Б-га. Я, даже, думаю, что Сатан как ангел всегда хочет, чтоб человек выбрал благословение, а не проклятие. Всё зло от человека, от его выбора приходит, а не от ангела. Сатан, конечно, соблазнил Еву, но она могла и не поддаться. Дай нам Б-г устоять в соблазнах. Александр Машковский 24.05.2023 16:53 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |