Рецензия на «Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция» (Дмитрий Юрьевич Вишневский)

Автор пытается обозначить основные понятия, на которых базируется художественное произведение. И с апломбом заявляет. "Написать дрянь, шаблонную или более менее оригинальную можно и без понимания этих терминов". Я бы сказал, что так же успешно можно написать шаблонную дрянь и с пониманием этих терминов. Скажу даже больше: чем больше автор берет в голову подобную ерунду, тем дальше он от творчества.

Первым из таких необходимых понятий, по его мнению, является тема. Но любой автор садится за роман и пишет то, что приходит ему в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений. Но тема в его произведении все равно будет, думает он о ней или нет. Более того, если ему придет в голову бредовая идея написать совсем без темы, он и двух слов связать не сможет.

Так же невозможно написать роман или даже рассказать, как ты поскользнулся на улице без идеи. Безыдейные произведения -- это страшилка советской критики для безмозглых авторов. Идея обязательно будет. Важно только ("только", ибо это и есть самое трудное), чтобы выраженная в абстрактной форме идея была неразрывно связана с ее чувственным образом. Идея "На севере диком" эта одиночество+сосна. Ни понятие одиночества ни сосна сами по себе не могут выражать никакой идеи. Идея "Дон-Кихота" это сам Дон-Кихот + помешательство на почве рыцарства. Одно без другого невалидно.

"Нет конфликта - нет сюжета". Слишком категорично. У многих замечательных произведений именно конфликт является движущей пружиной сюжета. Но даже на том, что "персонаж пошёл в булочную и купил там хлеб, потом пришёл домой и съел его с молоком, а после посмотрел телевизор" можно написать великолепный рассказ. Это как написать. В больших произведениях, скажем романе, обойтись без конфликта, пожалуй, невозможно. Но и здесь конфликт может быть антуражем, либо одним, пусть и важным но эпизодом: "Евгений Онегин" к примеру.

Но даже если конфликт играет и определяющую роль, то никак не автор придумывает конфликт, а наоборот конфликт рождает автора, то есть заставляет человека хвататься за перо независимо от того, знает ли он о том, что конфликт важный элемент художественного произведения или нет.

Владимир Дмитриевич Соколов   10.04.2023 19:36     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дмитрий Юрьевич Вишневский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Дмитриевич Соколов
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.04.2023