Рецензия на «1. Елизавета Григ. Не оставляя следов» (Конкурс Копирайта -К2)

Приветствую автора. У меня не отзыв, а скорее размышление.
Хочу сказать про часовые пояса. Посмотрела: Хакасия от Москвы отличается на 4 часа в минус, а Шпицберген на 2 в плюс.
Т.е. когда в Хакасии встает солнце (4 утра), в Москве 12 ночи, а в Норвегии 10 вечера.
Если судить по первым строкам рассказа, то Василиса по прошествии долгих лет всё еще в условной Москве, а не на Шпицбергене. Т.е. она никуда не уехала, ни к каким оленям. И как это не прискорбно, это - достоверная реальность живого человека. Который не бросит привычную жизнь после неожиданной встряски, пусть даже и длиной в две недели. А если вдруг и бросит, то очень ненадолго, и при первой же возможности побежит обратно.
О финале повествования в этой связи скажу так: он в лучшем случае - мультяшный, а в худшем - искусственный и не логичный. После такой мощной личностной трансформации (автоматы, война, душераздирающий выбор, горящий куст и т.п) никакого чая и обалдевших глаз какого-то там Вовы быть не может. И никаких заявлений вида «Я уеду на Шпицберген, там олени». Человек просто молча уезжает, рвёт со всеми и со всем. Ему в голову уже не придет учитывать других людей, если он выбрал себя. Поэтому, кстати, во многих фильмах герои, резко бросающие прежнюю жизнь, оставляет записки и исчезают из поля зрения всех и вся.
Но у героини трансформация случилась очевидно поверхностная. Поэтому она так легко сообщает о своём решении мужу, и поэтому же по прошествии времени всего лишь видит сны, а не пасёт оленей в чужой стране.
И еще.
Я в восторге от стиля! Но вот по сути…
На мой взгляд, нет главной мысли в этом прои. О чём это?
О поиске себя? О выборе стороны и позиции? О зажравшихся и пресыщенных жизнью? О том, что надо следовать за своей мечтой? Помнить свои корни?..
Тут обо всём по чуть-чуть, а это значит — ни о чём конкретно. Оттого и такой шалтай-болтай в чувствах и эмоциях у всех прочитавших, что никто не может сформулировать ничего.

Светлана Малышева   01.03.2023 12:52     Заявить о нарушении
Эта компашка попадает в квартиру к Вове, да. Но в этом рассказе все события не линейные, не выстроенные в стройный ряд по датам и по логике. Это не тот случай, когда сюжету нужна логика. Тогда нужно возмутиться летучими мышами в небе, которые воют , как юнкерсы., нелепой Пахизандрой с балалайкой, дедовским сапогам в пещере и тд..
Я поэтому и написала, что это фантасмагория. Своего рода бред, призрачность, сновидение, в котором логики не бывает. Есть образы и картинки., которые можно соединять и менять местами бесконечно. Если это не видно, значит, моя плюха.
Перед попаданием в квартиру герои успели измениться (это видно в описании), и этот отрезок пропущен в рассказе, да. Ну я не посчитала нужным описывать выход из шока.
Про Хакассию. Я уже поняла, что название скал нужно изменить. Ни к селу, ни к городу. 9 ртов никак не задействовала.
О чём рассказ?
Приблизительно так
Чтобы отключиться от гонки потребления, нужно заглянуть в свою душу, чтобы отречься от обожествления удовольствий, нужно хотя бы иногда заглядывать в изнанку и сделать выбор.

Спасибо, Света.
ты вообще мне помогла здорово.

Вера Ру

От Автора   01.03.2023 16:08   Заявить о нарушении
Раскованность и лучистость в словесах, влияние природы на любого человека - главное в этой легенде. И по жанру - это легенда. Я с удовольствием прочитала второй раз

Тамара Пакулова   02.03.2023 01:54   Заявить о нарушении
Свет, здравствуй. «В восторге от стиля»?)) Я при прочтении подумал, что какой-то восьмиклассник залил на конкурс текст... Но, может быть, это я потерял нюх на хорошую литературу, посему попробую прочесть еще раз

Гойнс   03.03.2023 16:59   Заявить о нарушении
Приветствую, Сергей!
За стиль поспорю. Что, на твой взгляд, говорит за восьмиклассника? Именно по слогу, а не по содержанию.

Светлана Малышева   03.03.2023 17:25   Заявить о нарушении
Приведи пример удачной фразы. Из тех, относительно которых жалеешь, что сама такого не выдумала и надо бы сохранить в запасниках. Про восьмой класс — я имел в виду уровень конвертации идеи в слово. Все эти запанибратские упрощения а-ля «муж с дивана хрюкнул» и пр. превратили отличный по глубине замысел в недоразумение — так школьники пишут, изображая «взрослую жизнь».

Гойнс   03.03.2023 17:31   Заявить о нарушении
Что мне понравилось…
- извилистый нерв реки у подножия гор.
- каждый в своей ментальной норке смаковал свою псовую охоту
- внизу сверкала, синела ленивая река. Как старая анаконда, она, сыто вздыхая, переваливалась через камни и мёртвые деревья, изгибаясь в своём неспешном, стариковском ритме.
- а вдруг это финал какой-то очень заковыристой, моей личной, инкубации?
- Затухающее солнце, блеснув последним лучом, мазнуло по лицам персиковым загаром, стирая тяжёлые мысли и глубокие морщины.
- где старый-престарый плетень с прорехами между прутьев и грибами на перекладинах, постанывая от напряжения, валится в крапиву и конский щавель, а с другой стороны скрипучей калиткой распахивается в поле клевера – широкое, с пчелиным шлейфом до самых предгорий. Я лежу, смотрю на облака, на замшевых шмелей, оседлавших высокий столбик Иван-чая.

Там ещё есть. Но щас подумала, что, наверное, ты прав: если смотреть в общей массе, то всё, что мне понравилось, тонет в разговорно-сниженной манере рассказчицы Васи. Во всяком случае, когда я отважно бросилась копировать фразы, пришлось многое пролистывать и пропускать.
Тут автору на заметочку ))

Светлана Малышева   03.03.2023 19:17   Заявить о нарушении
и даже добавлю для автора: если Вася рассказывает\вспоминает по прошествии долгих лет(?), то у неё ведь и впрямь должны измениться и лексика, и манера речи. А получается, что рассказывает она с позиции себя прежней, а не себя, поимевшей определенный опыт.

Светлана Малышева   03.03.2023 19:21   Заявить о нарушении
«извилистый нерв реки у подножия гор»
вода испокон веков служила метафорой успокоения, не нерва

«каждый в своей ментальной норке смаковал свою псовую охоту»
и в чем заключалась церемониальная псовая охота главной героини?

«Внизу сверкала, синела ленивая река. Как старая анаконда, она, сыто вздыхая, переваливалась через камни и мёртвые деревья, изгибаясь в своём неспешном, стариковском ритме»
почему «ленивая река» в своем стариковском ритме «сверкает»?

« а вдруг это финал какой-то очень заковыристой, моей личной, инкубации?»
с большим натягом, но никак не спасает в масштабах произведения.

«Затухающее солнце, блеснув последним лучом, мазнуло по лицам персиковым загаром, стирая тяжёлые мысли и глубокие морщины»
Да вот вообще не понятно, с чего вдруг солнцу выполнять такие сложные соматические действия.

«Где старый-престарый плетень с прорехами между прутьев и грибами на перекладинах, постанывая от напряжения, валится в крапиву и конский щавель, а с другой стороны скрипучей калиткой распахивается в поле клевера – широкое, с пчелиным шлейфом»
Каким еще нахер пчелиным шлейфом?

Све, я обеими руками за идею, и четырьмя лапами против ее реализации

Гойнс   03.03.2023 20:07   Заявить о нарушении
\\вода испокон веков служила метафорой успокоения, не нерва\\
Ой, ну это уже вкусовщина же! Личные ощущения читателя не совпали с авторскими. С какой стати вода _всегда_ успокоение? И так же по следующим возражениям.
Ну, это вот что, разве не придирка ради придирки? \\Да вот вообще не понятно, с чего вдруг солнцу выполнять такие сложные соматические действия.\\

Ты вот говоришь про идею, за которую обеими руками, а я честно ее не нашла. Для меня идея растеклась на несколько мелких ручейков. Для тебя что тут главное?

Светлана Малышева   04.03.2023 07:23   Заявить о нарушении
Привет, Света и Сергей.
Сергей. Тебе спасибо за комплимент о восьмикласснике. Давно я не выглядела так молодо)))Да ещё и пол поменяла)
А вообще прикольно получается
По мнению Светы стиль - да, идея - нет
у Сергея наоборот.Стиль - нет, идея -да
Что мне думать? Что всё хреново? Или наоборот?
если вас сложить, то получится... А что получится, кстати?

шучу, если что.
полноценно пока не могу встрять, да и что тут можно сказать, не представляю.

Вера Ру

От Автора   04.03.2023 08:21   Заявить о нарушении
Сергей видит потенциал в этой истории, т.е. в нём говорит писатель, который мог бы \ хотел написать об этом же, но по-своему. А я не вижу какой-то отдельной истории здесь, т.е. выступаю не писателем, а читателем, который слегка разочарован, п.что прочитал много, но увяз в частностях.

Светлана Малышева   04.03.2023 08:31   Заявить о нарушении
Привет всем. Вера, а вы почитайте у Гойнса первое, что в глаза бросится... Вот уж столько определений и "словесных изысков" на мулиметр текста не сосчитать. Всё у вас окей и с идеей, и со стилем. Имею право тоже встрять... С весной всех!!!

Тамара Пакулова   04.03.2023 08:33   Заявить о нарушении
Неблагодарное это дело, дёргать фразы из контекста. В этом прои точно. Потому что буквально каждое слово здесь продумано и на что-то работает. "Нерв реки". Почему нерв? Да потому что во сне так воспринимается героиней. Во сне она смотрит на реку и чувствует напряжение и тревогу. Потому и нерв. Слово нерв сразу передает напряжение героини читателю. Мгновенно. Кратчайшим путём. "Пчелиный шлейф". Сразу понятно, травы цветут, пчёл много они вьются над цветами, перелетая с одного места на другое. Вот только что сидели на одном стебле, через секунду сорвались и перебрались на другой, а ощущение их присутствия ещё здесь.Вот потому и шлейф.и не надо описывать, как они там гудят деловито, в какую сторону потом летят и прочее. Понимание, картинка рождается мгновенно.
С образами в этом рассказе мне понятно абсолютно всё.
Над идеей думала. Автор идею озвучила: показать душевную мелкость зажравшихся.по крайней мере я так с её слов поняла. Но здесь не только это. Я бы сказала, что всё завершено не ради этого. Мучительность выбора стороны. Мучительность настоящего, серьёзного, осознанного выбора для человека не привыкшего принимать судьбоносные решения. И закономерно - отказ сделать выбор. Что тоже выбором является, но пассивным. По принципу "разбирайтесь сами, я тут ни причем, не трогайте меня". Ну, и ещё куча других всякий идей рождается попутно. Потому о рассказе и сложно сразу что-то сказать. Думать заставляет.

Чёрная Палочка   04.03.2023 08:42   Заявить о нарушении
Лина, вот это главное, что в финале - оно и должно быть главным. Мне понравилась постепенная к нему подводка, по тексту с самого начала рассыпаны метки, но этот эпизод, он в ЦЕЛОМ оказался всего лишь один из. А после того, как начинаешь понимать, что в жизни героини ничего не поменялось - начиная от манеры речи и заканчивая местом жительства, то становится вообще непонятно, ради чего всё это затевалось. И рассказ, и то, что внутри него происходило.

Светлана Малышева   04.03.2023 08:51   Заявить о нарушении
пару слов и ухожу.
Про Шпицберген. Там вообще-то подолгу не живут, большинство уезжают по домам.
Эта поездка для неё - метка того, что всё можно изменить. Не обязательно кататься на оленях до смерти.
И ещё
От первого лица... Ну вот никак у меня не получалось писать от лица Василисы как бы академическим стилем. Пусть прошли годы, но не десятилетия же. Почему лексика должна круто измениться?
Не позволил мне её образ(хм, какая патетика. но зато понятно) Получалось чудовищно искусственно.
СЕргей так всё представил, что у меня все герои только то и делают, что хрюкают с дивана. Это правда так?

Одна из претензий - ГГ не изменилась.

Если не видно, что произошло в её душе там, у окопов, то это плохо, очень плохо для меня, как автора. Потому что описывать, как потекла её жизнь дальше мне совсем не хочется.
Это будет совсем другая история. Новая жизнь Василисы.

Вера Ру

От Автора   04.03.2023 09:23   Заявить о нарушении
Изменения должны быть видны читателю невооруженным глазом. А в чем они должны быть видны, если не хочется рассказывать о ее дальнейшей жизни? Так вот в лексике, да. Когда человек кардинально меняется внутренне, ему уже многое претит из того, что было в порядке вещей прежде. Если событие происходит здесь и сейчас с героиней, то эти хрюканья и вермишелины из ее нынешнего состояния. Но если событие произошло давно, произвело на нее огромное впечатление, причем такое, что изменило её внутреннюю суть, то ей уже в голову не придут такие выражения.
Раньше мне нравился пример с английской королевой. Можете представить себе английскую королеву с татуировками? Нет. Потому что ей это не статусу.
Здесь вот примерно так же.

Светлана Малышева   04.03.2023 09:50   Заявить о нарушении
Света, а по мне рассказ психологически достоверен.Обьясняю почему. Потрясение/откровение пережитое героиней происходит не наяву, а значит как бы понарошку. Она переживает его в отпуске, куда отправилась развеять скуку и рутину. В рекламе ей обещали эмоции? Обещали. Обещание выполнили. Выполнили. То есть на подсознание она получила то, за что заплатила деньги. Антирутинную пилюлю. Грубо говоря, как в кино сходила. Только вышло чуть дальше. Идём дальше. Время эмоционального воздействия.Короткое. Эпизод. Это даже не полтора часа, когда вживаешься в судьбу героя, его мотивы, поступки, характер. Осознаешь всю глубину трагедии. Эпизод короток. Да, глубокое потрясение будет, но глубокого воздействия на личность не окажет. Почему? Да потому, что переживание осознаётся как понарошечное. Родные лица из прошлого. В настоящем героини их таких уже нет и быть не может. Потому и непродолжительный эффект воздействия. Героиня возвращается в прежний мир и прежний мир возвращает её в себя прежнюю. Бытие определяет сознание.

Вера, если вы хотели показать кардинальные изменения в сознании героини, то нет, к сожалению не получилось. А вот сам рассказ целиком достоверен. На мой взгляд.

Чёрная Палочка   04.03.2023 10:03   Заявить о нарушении
Лина, так я сразу и написала (цитирую себя): "И как это не прискорбно, это - достоверная реальность живого человека. Который не бросит привычную жизнь после неожиданной встряски, пусть даже и длиной в две недели. А если вдруг и бросит, то очень ненадолго, и при первой же возможности побежит обратно".

Драма в том, что автор хотела показать именно трансформацию личности. А показала - эпизод, который всего лишь оттенил никчемность существования этой самой Васи. Потому я и спрашиваю - о чем рассказ-то?

Светлана Малышева   04.03.2023 10:12   Заявить о нарушении
А наверное вот об этом, о том, о чём ты сейчас сказала.

Чёрная Палочка   04.03.2023 10:15   Заявить о нарушении
О никчемности существования чистого потребителя по жизни.

Чёрная Палочка   04.03.2023 10:16   Заявить о нарушении
И его неспособности к глубинным изменениям.
Докопались до идеи? Или ещё нет?

Чёрная Палочка   04.03.2023 10:18   Заявить о нарушении
Автор сказала так: "Чтобы отключиться от гонки потребления, нужно заглянуть в свою душу, чтобы отречься от обожествления удовольствий, нужно хотя бы иногда заглядывать в изнанку и сделать выбор".

Ну хорошо. Заглянула, отреклась. И - опять включилась в гонку потребления. Получается так?
Сергею вопрос опять же: эту идею двумя руками за приветствуем? :)

Светлана Малышева   04.03.2023 10:20   Заявить о нарушении
А вот ч то бы прозвучала эта идея
"Чтобы отключиться от гонки потребления, нужно заглянуть в свою душу, чтобы отречься от обожествления удовольствий, нужно хотя бы иногда заглядывать в изнанку и сделать выбор".
героине необходимо как-то поставить зарубку на память. Ну, чтоб глянул и вспомнил. Вот к этой конкретной героине, кмк, подошла бы татуировка (которая не подходит английской королеве).

Чёрная Палочка   04.03.2023 10:30   Заявить о нарушении
Светлане: ну да, я по-прежнему стою за отличную идею о трансформации ГГ))

Гойнс   04.03.2023 10:35   Заявить о нарушении
Я тоже. Но её здесь, увы, нет.

Светлана Малышева   04.03.2023 10:36   Заявить о нарушении
Ну почему трансформация обязана состояться после единственного объединения с миром природы?! Это бы тоже воспринялось мною, например, неестественным, придуманным и понарошечным. Транс-фор-ма-ция - само слово говорит о том, что это постепенно, на подсознании, но зерно проклюнулось и обязано дать всходы, а всходы, как у моих помидоров(рассаду посадила) неровные, хотя земля(среда) одинаковая, полив одинаковый, освещение одинаковое... Ан, нет. В данном случае имеется, видимо, что-то другое, а это (по рассказу) прошлая жизнь героини, привычная, хотя и надоевшая. Есть муж - любимый, разлюбленный( хорошо хотя бы - ни детей, ни внуков), но существуют, наверное, родители, друзья, возможно, братья, сёстры и т.д. С прошлым нужно расставаться, но не каждый готов на революционные преобразования в собственном семействе, а помечтать - можно. Почему я сразу вспомнила Метерлинка? Потому что вела в юности детский театр, и мы ставили "Синюю птицу", у автора (или это только мне показалось)много общего с этой сказкой. Можно было (по условиям конкурса) взять, или держать в уме, какую-то легенду, но создать СВОЮ легенду. у Веры это получилось.

Тамара Пакулова   04.03.2023 11:45   Заявить о нарушении
Ну еще раз пытаюсь.
Откуда появился это утверждение, что герой обязательно должен меняться кардинально? Вовсе нет. Я написала не роман, где такую эволюцию можно изобразить. Я написала рассказ, где событие лишь запустило глубокую трансформацию. Как сложатся дальнейшее, уже не задача рассказа. Можно пофантазировать и только. Света считает, что про Шпицберген – лишь пустая болтовня. А я вижу, что жить по-прежнему она уже не сможет.
Сейчас попробую перечислить моменты, которые понажимали на кнопочки души..
К слову, я прочитала много откровений о дофаминовом голодании. Самое частая эмоция – это вдруг открывшийся взгляд на простые вещи. – небо, облака, цветы, обои на стене, трещины на потолке и тд., потом уже закоулки души, через которые некоторые даже к Богу приходят.
В общем, вот такие цитаты.

1 эпизод

« Белые, розовые, бордовые воланчики, о которых я совсем забыла, забыла, что они есть, что растут где-то, цветут и иногда превращаются в принцесс с ручками из спичек. От этого у меня защипало в носу, и стало страшно».
«заполняя тело просто фантастической тишиной и какой-то незнакомой, почти собачьей благодарностью ко всему, что вокруг – птицам в небе, траве под ногами, солнцу над головой, благодарностью к тому, что «вокруг» существует, и я существую - внутри этого «вокруг», как плод во чреве, как семечко в яблоке, как тайна в тайне, как жизнь в жизни.»
2 эпизод

Путешествие в детство.
Раньше было не до этого. Раньше была работа и развлечения. И вот это «Ты только на всю жизнь маленькой не останься» Это же просто так не вспоминается. Для этого нужно душу готовить. Очистить от икры белужьей и пекинской утки, не говорю уж о запойном просмотре сериалов.

3 эпизод

Сначала попытка оправдать себя
«- Я ни в чем не виновата, - сказала я и даже содрогнулась от слезливости собственного голоса. – Понимаете, нас с мужем называют талантливыми архитекторами. Это преступление?»

«Как можно есть, спать, читать книги, слушать музыку, просто жить, когда ад совсем рядом с раем – ад, со всеми его пресловутыми вратами и ключами, сковородами и вечными муками, летучими мышами в небе и пулями в бренном теле.»
Разве это не изменения?

4 эпизод

Это признание, что она мужа-то не любит. Признание внутри себя прежде всего. Это честный взгляд на свою жизнь.
А ещё
«Я в этих вкрадчивых горах вспомнила себя настоящую. Нежное детство моё с мальвой в палисаднике… Сколько раз я задавала себе один и тот же вопрос там, среди камней и цветов, когда прошлое ко мне прикоснулось. Да так сладко прикоснулось-то, а в внутри тишина и такое тихое, тихое, шёпотом… Где ты, счастье? Где ты, моя эссенция, главная моя деталь, без которой жить не вкусно?»

5 эпизод

Ноги подкашиваются, и я падаю на колени в густую горячую траву, которая теперь повсюду – вместо песка, вместо камня, вместо рыжего мёртвого моря. Я смеюсь и плачу, зарываясь лицом в пахучую свежесть, утопая локтями, грудью, животом в этой только что родившейся жизни, зная, чувствуя всем телом, что это не на миг, не на год. Это навсегда. Горит и не сгорает, горит и не сгорает. Это всегда будет со мной, во мне, после меня. Во веки веков.

Хочется защитить весь мир, но я лишь шепчу слова, которых раньше никогда не говорила. Шепчу с такой отчаянной решимостью, с таким покаянием, словно они – последнее слова в моей жизни.

И вот что я подумала.
Если все эти эпизоды прошли мимо, может, я недостаточно описала тот период,
который до?
Потому что всё, что в этих эпизодах, раньше было просто немыслимо.
С другой стороны, не будет ли это разжёвыванием.

От Автора   04.03.2023 12:21   Заявить о нарушении
забыла главное
все эти изменения не прошли просто так. Они привели к их материальному воплощению в действиях.
Они спасли мир, отказавшись. Только этот мир в другой реальности, но для ГГ и её друзей он самый настоящий и выбор нужно было делать по-взрослому, не понарошку.
Воевать или остаться навсегда в том страшном месте.Они не выбрали "воевать"и это настоящий поступок.

От Автора   04.03.2023 12:35   Заявить о нарушении
Лиз, вот я что в прошлый раз говорила, что сейчас скажу опять: очень много персонажей - для того, чтобы сделать акцент именно на переменах в главной героине.
У каждого своя проблема, которая не получает подробного описания, т.е. не раскрывает в полной мере доп.героев, но даже те крохи, которые попадают в читателя, отвлекают его от важного. Из-за того, что каждый перс пришёл решать СВОЮ проблему, я вынуждена хотя бы минимально ею проникнуться. Шопоголик Тёткина; игроман Раздобудько; профессорша-путешественница Замира; колоритная Пахизандра, которой вообще не понятно, что нужно, почему она этим всем занимается, из каких побуждений - может, ей самой требуется дофаминовое голодание, п.что для неё вот это всё - рутина и будни. И ты посмотри, какие у всех индивидуальные имена! Тут к каждому имени требуется отдельная история, а они все скопом запиханы в историю Васи, и в отместку за это её "вуалят", т.е. скрывают важность её ситуации. А там ещё муж Вова в начале болтается. С фамилией Гладкий. И на этом калейдоскопном фоне - дед из детства с ягодами, соседский мальчик Алёша, ну и олени до кучи.
Блин. Вот не хотела я углубляться. Давай я скажу, что не ЦА, и пойду восвояси 😘

Светлана Малышева   04.03.2023 12:54   Заявить о нарушении
Привет всем!
Ох, и длинная получилась лента:)

У меня с рассказом сложилось такое... странное взаимодействие, возможно, это выверты личные и я даже не могу точно и чётко сформулировать, почему именно так.

Начало и конец связаны противопоставлением слов "вдруг" и "как всегда". Это первое, на что обратила внимание, т.к. первое - (как бы) случай, второе - традиция. И в начале, и в конце об этом думает _ вернувшаяся_ героиня. И мне кажется, что она очень не хочет, чтобы "вдруг" превратилось в "как всегда". В этом я вижу некую трансформацию, т.е. поездка была не напрасной. Авторские эпизоды на мой взгляд, выстрелили.
Название очень говорящее, и я судила-рядила как раз оглядываясь на него.
Какие мы следы оставляем? И нужно ли их оставлять?
Горящий терновник... да... мы исчезнем, земля не заметит "потери бойца".
Но тут такое дело(это мои тараканы, если что): а что останется от конкретно этой героини? Архитектурные изыски? Кто будет вспоминать её, как она вспоминает про дедушку? И мне кажется, что она так и осталась маленькой, несмотря ни на что. Она маленькая, я так её и увидела в финале. Не останется следов - в частном случае. Наверно, это мелкое такое прочтение. По-крупному Автор разложила по эпизодам.

Рассказ неровный, особенно, если его прочесть вслух(а я читала вслух:). Начало показалось затянутым. Описания природы и ощущений героини очень хороши. Первые осязаемы, вторые как красная тревожная кнопка. Такое послевкусие.
А Шпицберген почему-то ассоциировался не в "вдруг", а с "как всегда". Почему - не знаю.

Наталья Козаченко   04.03.2023 13:46   Заявить о нарушении
И вот ещё что добавлю: вероятно, не так уж и важна трансформация героини(хотя не отрицаю эту важность), здесь скорее бОльшую роль должно играть то, что вынесет читатель из истории. Как он примерит на себя, ведь перед каждым может встать проблема выбора(и она стоит!). Герои не выбрали ни одну из сторон, реальность бывает жёстче, к сожалению.

Наталья Козаченко   04.03.2023 13:58   Заявить о нарушении
Да, длинная ветка, но не могу удержаться.
Наташ, можно позже, но хотелось бы знать для работы над рассказом.
неровный в смысле стиля? Хотя бы примерно в каких местах.
затянутое начало. Как думаешь, что именно нужно сократить без потери нужной информации?
Большое спасибо, что всё-таки откликнулась.

Всех ещё раз благодарю.
закругляюсь уже окончательно.

Елизавета Григ   04.03.2023 14:27   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Светлана Малышева
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.03.2023