Рецензия на «Православная и католическая икона. Часть I» (Тина Гай 2)

Дочитав до момента, когда автор упоминает, что к католической иконе не относились, как к сакральному образу, я понял, что автор вообще не понимает, о чём пишет.

Десятый член Тридентского символа веры:

Твердо исповедую, что следует иметь и хранить образа Христа и Приснодевы Матери Божией, а также других святых и воздавать Им почести и уважение, которых они заслуживают.
Толкование Тридентского собора догмата об иконопочитании (против протестантов):

Изображения Христа, Пресвятой Девы и других святых следует иметь и держать в храмах, воздавая им должную честь и поклонение, не потому, что в них присутствует некая божественность и сила, ради которой они почитаемы, и не потому, что к ним следует обращаться с мольбами или полагать в них веру, как возлагали некогда язычники надежду свою на идолов; но поклонение, которое воздают этим образам, относится к первообразу, в них изображенному. Так через иконы, которые мы целуем, перед которыми обнажаем голову и преклоняем колени, мы поклоняемся Христу и почитаем святых, подобие которых они представляют.

Катехизис Католической церкви:

Все знаки богослужения относятся ко Христу: священные образы Матери Божией и святых — также. Они означают Христа, в них прославленного. Они открывают «облако свидетелей» (Евр 12, 1), продолжающих участвовать в спасении мира, с которыми мы объединены — в особенности, в совершении таинств. Через их иконы нашей вере открывается человек, сотворенный «по образу Божию», преображенный наконец по «Его подобию»1, и даже ангелы, также собранные воедино под главенством Христа

Созерцание святых икон в соединении с размышлением над словом Божиим и пением литургических песнопений входит в гармонию знаков богослужения, чтобы тайна, которую мы прославляем, запечатлелась в памяти сердца и выразилась затем в новой жизни верующих.

О Короновании икон епископами и Папой автор, походу, даже и не слышал. Чё уж там говорить про повсеместную практику вотивного дара иконам и статуям. Уже молчу про чудотворную Чёрную мадонну в монастыре Монсератт, которой целую песню посвятили в средневековье. А Божья Матерь Гваделупская, к которой ежегодно 15 миллионов человек прибегает, это тоже "всего-лишь сюжет на Евангельскую тему"?

Единственное отличие католической иконы от православной заключается в том, что в католицизме икона понимается несколько шире - к ней относятся так же и скульптурные изображения. Могут различаться так же и иконописные традиции и школы, но они различались даже в рамках одной страны, так что этот пример не очевиден. Плюс разные стили написания взаимно распространены в обоих конфессиях. Никаких же канонов, которые бы отличали икону от обычного изображения, не было, нет и быть не может.

Глупый миф про отсутствие икон в КЦ пошёл от того, что какой-то гений заметил, что во время мессы католический священник не лобызает иконы, и потому решил, что католики их не почитают. Те, кто это придумал, и те, кто в это верит, явно не знают, что традиция задействования икон непосредственно в богослужения пошла из постиконоборческой Византии, где священник, целуя иконы на иконостасе, тем самым подтверждал, что держится правого учения. В Западной Европе до Реформации иконоборческого движения не было, так что необходимости как-то подтверждать свою ортодоксию просто не было.

Единственное требование к иконе - соответствие её Евангелию и христианскому учению. Надписи на иконе, атрибуты святого, обратная перспектива и т.д. это лишь художественные приёмы, но никак не обязательное требование, которое определяет икону. Загоняя священные изображения в подобные рамки вы низводите иконопочитание до простого магизма.

Так же подобное впечатление может сложится из-за того, что в новых храмах зачастую иконы представлены в крайне малом количестве. Однако те, что есть, исправно почитаются верующими. Плюс в каждом храме есть иконы Крестного пути, непосредственно задействованные на Страстную Седмицу в специальном богослужении.

Короче, автор, тщательно учите матчасть и не позорьтесь. Мне, как католику, в стране которого широко почитаются две коронованные богородичные иконы, несколько санктуариев и без числа местных икон, исполненных в совершенно разных стилях просто смешно подобное читать.

Станислав Латинский   23.02.2023 19:22     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тина Гай 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Станислав Латинский
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.02.2023