Рецензия на «Послушание - христианская добродетель» (Василий Ниссен)

Минус этой статьи - Писание цитируется на славянском, а не на русском.

Всё остальное написано прекрасно! Полностью с остальным согласен!
В РПЦ выводится "человек послушный".

Когда я пришёл из РПЦ в РПЦЗ к иером. Александру, он познакомил меня со свободой во Христе: совершенно необязательно утром читать утренние молитвы, а вечером вечерние - вместо них можно читать утреню, вечерню, Псалтирь, октоих, каноны, акафисты, свои собственные молитвы, молитву Иисусову... Главное - следовать за Христом, быть в послушании у Христа, исполнять Его волю. В чем конкретно заключается Его воля, иером. Александр не знал. И наверно поэтому никого иерейским благословением не благословлял. Никогда не говорил, что РПЦЗ правильнее РПЦ, АПЦ, РИПЦ и проч. православных юрисдикций. "Ходите в любой храм, любой юрисдикции". Главное - следование за Христом, а не за учителем. Сам о. Александр, кстати, совершенно не понимал, как ему быть приходским священником. Дело в том, что после крещения в 22 года он сразу пришёл в монастырь (до крещения он оглашения не проходил). А через год монастырские власти стали требовать, чтобы он постригся и рукоположился во священники - монастырю не хватало иеромонахов для обслуживания православных туристов. Где брать иеромонахов? Правильно! - из грамотных послушников, проявляющих духовное рвение. А потом иером. Александру пришлось монастырь покинуть в связи с тем, что новый епископ был гомик. Руководство монастыря начало войну с этим гомиком, подключив СМИ, и победило - гомика сняли с епархии и поставили на должность настоятеля храма. А иером. Александр пошёл за советом к старцу прот. Николаю Гурьянову, который посоветовал ему перейти в РПЦЗ.

Отвлекся я немного от темы, вернусь к существу вопроса.

Смотрел я встречу свящ. Павла Островского с журналистом атеистом Александром Никоновым. С Островским
мы покинули семинарию в один день - в конце третьего семестра, в семинарии в одной комнате жили. А журналиста Никонова я любил читать. Смотрю их встречу на телевидении и жду, когда же о. Павел назовет главный аргумент против атеизма - личную встречу со Христом. Так ведь и не назвал! Хотя чего только не говорил. Например, сказал о том, что христианская церковь излечивает человека от греховности. Никонов очень грамотно парировал, сказав, что с этой проблемой прекрасно справляются психологи (с Никоновым я тут во многом согласен - я с большим уважением отношусь к книге психолога "Радикальное прощение" Типпинга, пользуюсь его советами). О. Павел стал говорить о том, что психологи не знают о том, что является истинным благом для человека. И зашёл в тупик. Хотя мог бы рассказать о своей личной встрече со Христом. Митр. Антоний Блум наверняка бы рассказал о Встрече... Кстати, когда я в беседе с атеистами начинаю говорить о встрече с Богом, они моментально уходят от этой темы. Так же быстро, как и от темы кажущихся противоречий между Библией и наукой. И переводят весь разговор с тупое глумление над религией.

Итак, встреча с Богом... Вначале духовной жизни она должна состояться, человек должен откликнуться на зов Христа и последовать за Ним. И только после этого должна начинаться христианская аскеза - регулярные исповеди и Причастия. А на практике РПЦ получается, что человек ещё не последовал за Христом, а уже начинает регулярно исповедоваться и Причащаться. Что получается в результате? То, что получилось у монахини Кассии Сениной - полное разочарование в христианстве. За Христом она не последовала, а суровую монастырскую жизнь начала вести. Ради чего? Ради борьбы с грехом. И что же? Грех победила? Нет. С Христом встретилась? Нет. И написала много книг и статей о вреде РПЦ.

Игорь Орловский   20.02.2023 23:46     Заявить о нарушении
Я просто давно читаю Писание на церковно славянском. Так мнеближе, ярче, поэтичней. Многие цитаты блёкнут в синодальном переводе.
Встречу эту я начинал смотреть, но не увлёкся. Вообще сейчас деградация клириков приняла ужасающие размеры. На этом фоне даже гопник из Львова выглядит мощным философом...
Я не думаю что стоит оперировать личным опытом, это вещи интимного характера. Премудрость Божия прекрасно видна и так, через рассмотрение Творения. Об этом хорошо написано у того же Августина. И даже у Солоухина в его Камешкахна ладони)))

Василий Ниссен   21.02.2023 12:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Василий Ниссен
Перейти к списку рецензий, написанных автором Игорь Орловский
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.02.2023