Рецензия на «1. Уна. На платформе» (Мария Шпинель)

Всем добра :)
.
Читал и делал по ходу чтения пометки по непоняткам.
.
Вот этот абзац меня просто загонял по кругу: «Я тогда поехала с хозяйкой и её маленьким...» Я никак не мог представить себе эту сцену и понять, о чём здесь говорится.
.
«Там, гуляя с ним по берегу почувствовала, что проваливаюсь в странное состояние, я, как пена на молоке поднималась над миром, готовая выкипеть и прорваться наружу».
.
В состояние я проваливаюсь. Как пенка — поднимаюсь. Ощущение — вниз, метафора — вверх. В моём читательском восприятии — дикий раздрай.
Хотя это, конечно, ладно, это даже сойдёт за вкусовщину. Но дальше!
.
«Причиной этого состояния являлся ребёнок. Он был уже снаружи и тянул меня за собой. Ноги мои почти оторвались от земли».
.
Вот это о чём? Вы идёте по пляжу — какое тут может быть снаружи? Или это внутренний ребёнок рассказчицы? Или что вообще? Я могу предположить уже что угодно. Я не понимаю. Я потерялся в этом «снаружи».
.
«Являлся»! Боже, как я люблю это слово! Оно похоже на удостоверение. Дескать, я тут не просто так, а с официальным визитом.
.
Дальше волна, ничего не понятно, но это ладно.
И спасает ветка сосны.
Вот я вам, исключительно желая добра, говорю: если персонажа на пляже будет спасать ветка сосны, обязательно предварительно в описании, в пейзажной подводке, скажите хоть словечко о соснах. Чтоб они не появлялись из ниоткуда, не набегали на пляж, подобрав юбки и распугивая чаек скрипом своих стволов. Сосны — это не то, что само собой возникает в ассоциациях при слове «пляж». И появление сосновых веток в тексте о пляже воспринимается читателем чем-то вроде бога из машины.
.
Как проще всего визуально выстроить сцену?
Сначала дать общий план: пейзаж или обстановку в помещении в самых общих чертах, с акцентами ровно на тех деталях, которые дальше сыграют определённую роль. Описываем расположение действующих лиц, кто где стоит\сидит\лежит, что делает.
Взаимодействие персонажей давать средним планом: вот они двое, мы их видим, кто как к кому обращён, в какой позе, что говорит. Декорации уходят из поля зрения, мы сосредоточены на взаимодействии двух людей.
Когда один из персонажей испытывает яркую эмоцию, даём её крупным планом, детализируем, фокусируемся на лице, на жесте каком-то важном, на взгляде с прищуром и тому подобных вещах.
Это реально просто, и читатель не теряется, вы его перемещаете от одного значимого элемента сцены к другому логично и понятно.
Если ни одна деталь обстановки не взаимодействует ни с одним персонажем (например, двое идут и полностью поглощены разговором), можно вообще пейзаж не описывать. Назвать лес лесом, поле полем — и всё.
Однако ж если в поле персонаж прячется за дерево, то невозможно не описать это дерево заранее на общем плане. Откуда оно возьмётся тогда? Поле по умолчанию не содержит деревьев. И пляж тоже.
.
Здесь же планов как таковых вообще нет, всё в кучу и в результате всё не очень информативно.
.
Читаю о том, что ребёнок «не хотел задерживаться в нашем мире» и понимаю, что рассказчица живёт в двух параллельных реальностях одновременно, и автор в тексте эти реальности никак не разделяет. Хм... Это подбешивает. Я, как и очень многие люди в нашем мире, не люблю, когда мне нифига не понятно. То есть это в смысле пенки на молоке ребёнок был снаружи? Тут поневоле вспомнишь «Четвероякий корень достаточного основания» — кандидатскую диссертацию Шопенгауэра. Там так же запутанно всё.
.
Описания людей мне в этом тексте понравились. Приятно цепляют внимание. Что-то такое живое.
Дальше быт, «их нравы», все дела — претензий нет, даже «Госпожу Бовари» чем-то напоминает.
Похоже, автор любит людей и ими интересуется.
Завидую.
.
Так, ну, дальше основная часть, как я понимаю. И будет, как тогда на море — стало быть, я готовлюсь к размытому двоемирию и набегающим соснам.
.
Ммм... У нас сменился рассказчик? Почему об Эффи в третьем лице?
Чьорт побьери, мне заморочек-то уже хватило — может, не надо добавлять?
.
Ага, ну так и есть, двоемирие в тумане: мать идёт по тропе, а её голова лежит на пропитанной потом подушке. Я уже ничему не удивляюсь. Чьё это видение — наверное, не важно. Наверное, общий какой-то делирий. Наваждение. Раз уж об Эффи в третьем лице, значит, мерещится это кому-то ещё.
.
Я опять ничего не понял, запутался окончательно, перечитывать по десять раз каждый абзац — устал. Общий смысл уловил так: Эффи живёт в двух параллельных мирах, её угнетает то, что она прислуга, и в мире туманных шлейфов и выкипающих молочных пенок она оказывается спасительницей своих хозяев. Мораль: берегите домработниц, нянь и сиделок, они тоже люди и хотят власти над чем-то в этом мире. Пусть и самой иллюзорной. И никогда не знаешь, в чём это власть заключена и когда проявится.

Роман Самойлов   03.10.2022 12:43     Заявить о нарушении
Господи, мне прямо жалко вас стало!
Но рецензия - пять баллов.
Спасибо за труд. Вникну, может что пригодится.
Уна

Шпинель   03.10.2022 13:11   Заявить о нарушении
Роман, (Уна, надеюсь, не будете против) так понравилась ваша рецензия, что не дождалась, когда напишете на два других текста, и решилась поддержать и подтвердить, что и меня смутила ветка сосны (обычно ветки сосен высоко) - скорее это мог быть один из оголённых корней дерева, росшего на дюнах, которые подмывались волнами в непогоду. Полоса пляжа представилась достаточно узкой и ограниченной дюнами с росшими на них соснами, а среди них могли быть и молодые деревца, ветки которых были доступны (по росту) Эффи для спасения себя и малыша.
.
Спасибо за сформулированные смысл и мораль.
И ещё понравились ваши точки. Звёздочки смотрятся громоздко.
.
Уна, удачи!
Вас так здорово отрецкали. О таком внимании только мечтаешь, а тут... )

Любушка 2   04.10.2022 16:21   Заявить о нарушении
Я вот так и думала, дюны, сосны. И, что она ухватилась за молодую сосну. У неё ветки не высоко.
Корни тоже ничего.
Спасибо.
Уна.

Шпинель   04.10.2022 19:24   Заявить о нарушении
Уна, сознаюсь, что я слаба в формулировках смысла прочитанного и даже того, что сама когда-то написала, да ещё одним предложением. Потому очень радуюсь, когда это делает кто-то другой, и восторженно восклицаю здесь (на другой стороне экрана) - как же это точно сказано!..
//Эффи живёт в двух параллельных мирах, её угнетает то, что она прислуга, и в мире туманных шлейфов и выкипающих молочных пенок она оказывается спасительницей своих хозяев. Мораль: берегите домработниц, нянь и сиделок, они тоже люди и хотят власти над чем-то в этом мире. Пусть и самой иллюзорной. И никогда не знаешь, в чём это власть заключена и когда проявится. //

Вы согласны с этим? Эффи не владеет, как мной, например, иллюзия, что в нашей власти, если не что-то изменить, то хотя бы повлиять на ход событий?) – придать им положительный исход.

Любушка 2   05.10.2022 15:45   Заявить о нарушении
Я не согласна, что её угнетает быть сиделкой. И потом что такое власть? Смысл принести пользу это власть?
//в мире туманных шлейфов и выкипающих молочных пенок она оказывается спасительницей своих хозяев// - хорошо.
А беречь нужно вообще друг друга. И сиделок, домработниц тоже. Почему нет?
А читали Теофила Норта?

Шпинель   06.10.2022 07:35   Заявить о нарушении
//И потом что такое власть? Смысл принести пользу это власть?//
Нет почему же. Можно и как у Пушкина: "Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать." Или как у Ивана Бунина: "И он вдруг опять быстро встал, взял картуз и стек и, спросив, где почта, торопливо пошел туда с уже готовой в голове фразой телеграммы: "Отныне вся моя жизнь навеки, до гроба, ваша, в вашей власти". Но, дойдя до старого толстостенного дома, где была почта и телеграф, в ужасе остановился: он знал город, где она живет, знал, что у нее есть муж и трехлетняя дочка, но не знал ни фамилии, ни имени ее!"
.
Т.е. в вашей власти/в вашей воле - а там, как повезёт доверившемуся лицу.)
.
//А читали Теофила Норта?//
Так вы под впечатлением романа Торнтона Уайлдера написали рассказ про Эффи? Прочла содержание в интернете.

Любушка 2   06.10.2022 15:57   Заявить о нарушении
Нет, не под впечатлением. Только сейчас вспомнила.
Я его когда-то очень любила.
Лучше полностью прочитайте. Очень хорошая и интересная вещь. Раньше (35 лет назад) был хороший перевод. Не знаю, может теперь и нехорошие есть.

Варвара Солдатенкова   06.10.2022 16:40   Заявить о нарушении
Варвара, Роман, догадываюсь, что вы заняты очень и пишете... - фрагмент игры в Детектив на МШ и роман про "чернильное исчадье". А я позволю себе дополнить список тех, кого надо беречь кроме домроботниц, нянь и сиделок.
.
В.В. Маяковский ещё в 1924 году в поэме "Владимир Ильич Ленин" написал:
Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!
.
(это же про власть)
.
Ленин же в октябре 1917 сказал нечто иное: Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

.
Просто так - для памяти. Теперь буду знать, что о том, что "они тоже люди и хотят власти над чем-то в этом мире. Пусть и самой иллюзорной. И никогда не знаешь, в чём эта власть заключена и когда проявится" - надо искать у вас, Роман, в рецензии к вашему рассказу, Варвара, "На платформе".
.
Вы же потом разместите всё, что пишете, у себя на страницах?.. А "мы" (с) прочитаем.)


Любушка 2   11.10.2022 14:09   Заявить о нарушении
Любушка, вы уж извините, что я ничего не отвечаю. Общая атмосфера Прозы.ру дико угнетает. Я тут не был несколько лет, и... то, что я вижу, это просто балдец, дальше ехать некуда.

Роман Самойлов   11.10.2022 21:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Шпинель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роман Самойлов
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.10.2022