Рецензия на «Сталинградские сны. Том I. Несправедливость. рец» (Андрей Геннадиевич Демидов)

Андрей, здравствуйте! Продублирую здесь рецензию к первому тому, т.к. судя по всему она затерялась в общем списке). "Продолжаю (правда, урывками, от случая к случаю) чтение вашего произведения. Прочтение первой половины 15-й главы заставляет меня сказать, что это очень сильное, волнующее и страшное место. По опыту своей начитанности (а в свое время я очень увлекался советской военной прозой, как "фронтовой", так и "лейтенантской"), скажу, что описание гибели полка, представление всей картины, как в целом, так и в частностях, ничуть не уступает отдельным эпизодам работ таких выдающихся писателей как тот же Гроссман или Симонов. Но! Но над романом надо работать, и объем, эпичность полотна говорит о том, что это огромный труд - длительный и упорный. Мало того, что вещь требует вычитки, необходима ещё и композицонная перестройка, реструктуризация произведения. Соотношение художественных эпизодов несоизмеримо с блоками сугубо документальных, исторических сведений. Я как читатель (например) теряюсь, а и то банально устаю от того объема, без сомнения, нужных и важных сведений (для понимания происходящего, для хотя бы мало-мальски адекватного представления сути, глубинной подоплеки описываемых событий). Возможно, необходимо вывести это соотношение хотя бы 1:1, представлять блоки исторических данных между главами, в виде интерлюдий или как-то так. Даже не знаю, что тут сказать, ведь здесь я высказываюсь в большей степени как простой читатель, а не специалист, а вам, судя по всему, здесь не обойтись без помощи, в т.ч. редактора и т.д. Разумеется, это ни в коем случае не отрицает всех достоинств вашего произведения, работа эта важная и нужная, хорошо бы (на перспективу) представить работу не только читателю, но и слушателю ( в виде аудиокниги, т.к. не у всех взрослых людей сейчас есть возможность прочитать произведение такого объема). С уважением!

Ястребов   25.07.2022 21:58     Заявить о нарушении
Спасибо за мысли. Не знаю, что на самом деле за роман получается. Никогда сам этого не пойму. Автору не дано. Читателю виднее. У меня ведь кроме текста ещё картинки в воображении, которые не полностью могут попасть в текст адекватно, чувства. Насколько полно увиденное и ощущаемое можно изложить, зависит от мастерства. Да и читатель разный. Сегодня один. Через сто лет другой. Я не увижу, чем кончится прочтение и жизнь романа. Знаю точно, что он уже живёт как живое существо и своей гравитацией воздействует на действительность и на меня, заставляя всё время возвращаться к нему.
Что касается «информационных» частей, то «на вкус и цвет товарища нет». Кому-то, убеждён, куски про золото Рейха интереснее, чем про немецкую соблазнительницу. Концепт романа – половина дня 2 августа 1942 года. Даже убрав все «информационные» части, всё равно от 5 томов останется два с половиной всего про 8 часов. Это не спасёт. Кроме того, забочусь о ленивом читателе в кафе или метро, которому будет лень лазить по источникам, ссылкам и изучать 100 лет истории России и мира самому. А так всё в тексте. Хочешь читай, не хочешь, прокрути на экране пальцем. Технология позволяет. В этом смысле как раз аудиоверсия должна быть сокращена. Цифры на слух не воспринимаются. Это как сценарий для фильма. Нельзя же до буквы сделать экранизацию любого произведения. Так и тут. Для любого использования роман нужно адаптировать.
Вот вынул из романа историю про Октябрьские бои в Москве 1917 года. Получилась увлекательная повесть. Теперь я знаю, как это там было. Можно развить в отдельный роман, пьесу, сценарий. То же можно сделать с любой из сюжетных линий. Такой роман. Сама же «романная» форма не имеет чётких правил. Тем хороша. Делай, что хочешь. Свобода. Как он дышит, так и пишет. Спасибо!

Андрей Геннадиевич Демидов   25.07.2022 23:37   Заявить о нарушении
Андрей, благодарю за отклик! Вы правы в том, что публикация произведения в электронном виде - это воплощение текста в несколько новом и непривычном для читателя виде. То, о чем я писал выше, больше касалось публикации произведения в виде бумажной книги, но если вы не ставите такой задачи перед собой, то действительно книга уже есть, такая, какая она есть. И вы правы, что ваше произведение работает, я это могу подтвердить даже на собственном примере. Один из немногих моментов - это осознание того, насколько поверхностным и общим был мой взгляд на историю, когда кажется, что ты более-менее ясно представляешь себе происходящее, но потом оказывается, что всего-навсего оперировал набором расхожих клише и стереотипов. Текст работает, хотя бы в том, что я говорю про него друзьям, зачитываю им какие-то фрагменты, и так далее. В конце концов, рукописи не горят, хороший и правдивый текст обязательно "выплывет" в реке истории, найдет своего массового читателя, если не сейчас, то через сто, двести лет. Но для этого нужны другие обстоятельства, когда - хотя бы - библиотек будет больше чем пивных, а изучение и преподавание истории будет вестись кардинально иначе, чем это происходит сейчас. И я верю, что это время обязательно наступит.
С уважением!

Ястребов   04.08.2022 23:33   Заявить о нарушении
Вы совершенно и поразительно правы в оценке возможных сценариев жизни текста. Действительно, будь роман «Сталинградский сны» предназначен изначально для печати на бумаге и заказан издательством, он никогда не имел бы вида «информационного поля», где вы движетесь по руслу сюжета и вдруг оказываетесь в научной библиотеке или политклубе. Затем через какую-нибудь философскую концепцию снова попадаете в сюжетную линию, но уже другого героя. И всё это не перепрыгивает горизонт событий 2 августа 1942 года, как будто читатель сам находится там и не знает, что будет позже. В романе никто, даже автор, не знает, кто победит в Сталинградской битве и войне. Вера есть, но никто не знает. Только в послесловии от автора горизонт событий расширяется до 1988 года. Но не позже. Роман имеет пять томов. Разве это можно осилить чтением в современном динамичном мире? Нет. Только главами, кусками, цитатами, открытыми интернетом на ключевые слова в строке запроса браузера. Сами главы сюжетных линий идут вразброс, чередуясь с крупными частями общей информации по истории России: казаки, горцы, немецкие колонисты, индустриализация, сражение на Сталинградском рубеже, освоение русскими Сибири, Будённый, Тухачевский, Хрущёв, становление Донбасса, Колчак и его правление, и так далее. Множество информации по вооружению, технике, климату, экономике, истории, культуре, политики, науке, биографиям, описание ландшафтов, флоры и фауны, то и дело появляющиеся по ходу сюжета как бы неожиданно, создают голографический эффект присутствия в том времени; кожей чувствуешь жар степного солнца, на зубах скрипит песок, будто сам проживаешь ту жизнь, а не герой. Читатель везде и нигде, он как Господь Бог видит мир и каждого человека насквозь. Это, конечно, новый подход к литературе. Это новый русский роман. Так, наверно, писал бы компьютер, умей он писать романы. Бедняга. Самолёты проектировать умеет, в толпе человека распознавать, в космосе летать, переводить может. Грамотный абсолютно. А роман написать не может. Всего Вам доброго!

Андрей Геннадиевич Демидов   05.08.2022 13:59   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Геннадиевич Демидов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ястребов
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.07.2022