Рецензия на «Моя тюрчанка. 1. Сыч на развалинах» (Степан Станиславович Сказин)

Психологический триллер «Моя тюрчанка» понравился, серьезная книга захватила внимание мгновенно, конец логически верный – чистой воды реализм в типичных чертах нашего времени. Выжить в мегаполисе очень непросто и коренным жителям, и вообще, в современном мире выжить непросто, тем более в одиночку. Автор поднял актуальную – даже мировую проблему – попытался представить и понять, что так манит людей приехать в чужой город, страну, чужую культуру. Зачем? Чтобы убежать – лишь бы убежать, значит, на родине еще беспросветней? Убежать, чтобы затеряться? Убежать от себя? Это свойственно молодым и ранимым людям, каковыми и показаны герои романа. Убежать, чтобы затеряться? Вот тут и намечен конфликт – затеряться не как нелегальная иммигрантка, а по законной визе скрыться от феодальных законов семьи.

Первое впечатление от романа было выражено типичной шекспировской фразой: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Но роман не так прост, как покажется на первый взгляд.

Действительно выжить нереально трудно, нужно приспособиться, но героиня тюрчанка Ширин не хочет поступиться своими моральными ценностями. В середине романа казалось, что девочку сломают обстоятельства – нарвется на какой-нибудь бордель вместо работы, а парню придется всё это проглотить. Но автор не разочаровал, герои не отказались от своей любви ради денег, возможно, кто-то и сочтет этот критерий утопией. Но не быт, а бытие определяет сознание, хотя, конечно, верится с трудом, глядя на современные тенденции во всём мире.
Сюжет – линейный, повествовательный, актуальный, исходя из логики героев, выстроен хронологическую и логическую последовательность событий. Действие в хроникальных сюжетах не развертывается в одном центральном конфликте. Это обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне (логически) даже не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникальные сюжеты многоконфликтны: конфликты в психике героев и во внешнем общении возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим. В сюжетах хроникального типа кульминация либо слабо выражена, внешне меняется жизнь персонажей, но это не является следствием конфликта между ними – давно ожидаемое событие (решение уйти из жизни вместе), оно имеет прежде всего психологическое и символическое значение.
Повествование – неспешное, по времени действия роман длится не более полугода, насыщен психологическими переживаниями слабых, но человечных прекрасных ребят, которые в иные времена могли жить долго и счастливо, что называется, они нашли друг друга. Четко обозначена смена системы ценностей в мире, и герои не желают участвовать в грязном соглашении с нечестивцами. Конечно, есть моменты лишних повторов сцен – воспоминаний о стычке на собеседовании в торговом центре. Но герой жует и пережевывает свои переживания, да, таков психологический портрет ГГ, он хорошо прорисован уже, и нет нужды чуть ли не дословно снова описывать сцену, это на сюжет уже не работает, можно более лаконично подсократить. Динамика повествования соответствует жанру психологического триллера и задачам, поставленным в книге. Автор не пытается «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу, главный герой вновь и вновь возвращается к мысли об абсурдности принятого ими решения, он в силу своего характера и комплексов слабо пытается обсудить с любимой девушкой жизненные уроки, преодоление препятствий, защита чести девушки кулаками лишь усугубляет ее безработное положение. И читая, задаешься вопросом, а надо ли из этого делать трагедию. Разумеется – не надо, но герои так молоды и хотят всеми путями сохранить свою чистоту. Такие моменты юношеских заблуждений взрослых ставят в тупик. Ведь действительно существует такая проблема восприятия у молодых – разве кто-то хочет стареть, черстветь душой, чувствовать себя продажной шкурой? Это пограничный этап преодоления себя. Вопрос: а в какую сторону?

Автор наводит на мысль, что это окружающий мир озверел, сошел с ума, перевернул все понятия с ног на голову.

Главный герой познал любовь, перерождение через персонаж приезжей девушки тюрчанки, которая раскрыла героя как полноценную личность. И задачу автор поставил показать читателю извращенное мировоззрение современного мира и открыть глаза на истинную суть вещей.

Психология отношений персонажей закономерна для такого рода ролей. Внутренние мотивации для поступков закручены в соответствии с психотипом ГГ. При всей абсурдности принятого решения о запланированном самоубийстве герои пытаются избежать трагической развязки, остаются верны обещанию быть вместе до конца.

Основная мысль романа служит для демонстрации того, как нельзя думать и поступать, вскрывает актуальные проблемы, назревшие в обществе, читатель может учиться на ошибках бесхребетного героя.

Отображение дикой реальности современного общества автору удалось воплотить очень наглядно через психологические заскоки и рассуждения персонажей. Идея автора из его текста преследует и после прочтения, заставляет хорошенько задуматься о том, как мы живем, куда мир катится.

Оригинальность – идея малоизученная небанальная и весьма сложная, но в то же время это наша реальность, нам в ней жить и как-то решать проблемы. Как их нельзя решать – автор хорошо показал, что это не выход, чтобы жить – нужно еще и мужество.

Общественное значение – в тексте обозначены моменты, полезные для осмысления воспитания молодого поколения, оживления национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты ошибочного выбора.

Внелитературные достоинства состоят в отражении современной реальности, имеет историческое, этнографическое или социальное значение.

Востребованность. Поднятая тема весьма остра и актуальна, интересна обществу. Книга рассчитана на широкую аудиторию 18+.
Роман «Моя тюрчанка» – одна из книг, которая не забудется, как и имя нового для меня автора Степана Сказина. Пожелаем ему удачи и процветания!

Людмила Захарова   06.01.2022 02:23     Заявить о нарушении
Людмила, огромное спасибо Вам за внимание, за подробный отзыв!.. Не знал, что Вы есть и на проза.ру. Добавляю Вас в избранные авторы

Степан Станиславович Сказин   07.01.2022 18:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Степан Станиславович Сказин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Людмила Захарова
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.01.2022