Рецензия на «Искупление» (Николай Григорьевич Малахов)

Здравствуй, Ник. Ну, и злодея ты создал! Всем злодеям - злодей. Понравилось,как написано. Много известных сентенций, но все по делу. Возможно, созрею до настоящей рецензии. Сообщу. Всего доброго

Тамара Пакулова   05.08.2021 06:32     Заявить о нарушении
Тома, привет и спасибо! Я зависал над темой не зря - материалу у меня на роман, но без помощи издательства не справиться. Издательство отказало, мотивирую не актуальностью тему, тем более, это не отдельная реальная личность, а собирательный образ из двух прототипов. И я похоронил мечту о романе, удовлетворившись рассказом

Николай Григорьевич Малахов   05.08.2021 07:15   Заявить о нарушении
Рассказ небольшой по объёму, но вместил историю целой жизни главного героя Антонио Риегги. Антонио получил своё имя от священника, у которого пытался стащить деньги. Шесть лет назад, когда его звали Марчо, он бежал из дома дяди-трактирщика. Дальнейшая жизнь прошла в монастыре, в страстном желании ловить еретиков, отступников веры и казнить их.
В конце рассказа в девяноста лет Антонио умирает. Таков сюжет рассказа.
Действий и поступков героя мало. Много статики, но характер, отвратительный характер Антонио, ставшего Верховным Арбитром, полномочным представителем судьи, показан. Характер – это судьба. Своей судьбой человек управляет сам, сам за неё и отвечает.
Антонио видел изнасилование своей сестры Берты пьяным наёмником, он наблюдал весь процесс жестокого изнасилования из укрытия, и это ему нравилось: «Так тебе надо»! – злорадствовал он. Вот это злорадство, зло, пожалуй, самая главная черта характера Антонио.
Скорее всего, священник, схвативший воришку за руку, первым отметил: «С такими глазами встречаются те, чьи имена впоследствии мир шёпотом произносит. Это будущий завоеватель». И что он завоевал, кроме титула Главного Арбитра, выносящего вердикт – « жалость неуместна в деяниях святой инквизиции» - всех на костёр? И так всю долгую жизнь: «страхи не бывают безымянными, и плоть, которую они занимают, необходимо выжигать без остатка»; « женщины – ничтожные твари»… Ему импонировала предприимчивость хозяина таверны, который расчленял женщин и скармливал их прихожанам.
Священник Фома пытался объяснить Антонио, что любую душу можно спасти словом, звал Антонио в Париж показать другую жизнь, другие учения, но Антонио верил в «напор и силу, которые ломают крепость любого слова». Он ненавидел тех, кто верил в силу слова и голос Добра.
Далее появляется протагонист – мальчик четырнадцати лет, которого прислужники поймали и посадили в подвал, скрутив руки верёвками. Он был из тех, кто верил в голос Добра. Антонио вспомнил себя в таком возрасте, но его воспоминания не проросли всходами добра, превратив в человека, носителя страшной идеологии, идеологии инквизитора: «Как жаль, что нельзя подвергнуть отступника многократному сожжению»! В честь нового Папы – «сделать Господу полную дань – семь очищенных огнём душ» - вот желание Антонио.
В финале рассказа появляется человек в белом, который спас всех семерых от огня. Чествуя нового Папу, люди чествовали новую надежду. Ведь «Надежд – это праздник, который не хочется отпускать от себя»! И кто с этим спорит?
Ник, возможно, вы закрыли свой гештальт именно этим рассказом. Это хорошо для вас, для меня ваша стрекоза и гребень матери с розой – лучшее, что есть в рассказе. Остальное – повторение многими авторами известных сентенций о вере, о Боге, инквизиторах... Хорошо, что появились на К2
Нужно было рассказ отправить в Лавку. Могло бы получиться обсуждение рассказа опытными рецензентами. У меня, наверное, слишком поверхностные суждения о героях, которых я плохо вижу и представляю.

Тамара Пакулова   05.08.2021 10:48   Заявить о нарушении
Тамара, Ник, здравствуйте!
А меня больше всего впечатлил миг прозрения "кому же я служил все эти годы?" Мне нравится этот момент мистической встречи с последующим падением листков.

Чёрная Палочка   05.08.2021 11:39   Заявить о нарушении
Тома, ты верно заметила оба триггера (один декоративный, другой психологический). Как часто получается, что сильные детские впечатления накладывают печать на всю дальнейшую жизнь. И приобретённый жизненный посыл оказывается искусственным накоплением осадка постоянного чувства неудовлетворённости. Рано или поздно чаша должна переполниться.
А финал, на который Лина обратила внимание, как ни странно является рассказообразующим, то есть родился раньше сюжета

Николай Григорьевич Малахов   06.08.2021 11:53   Заявить о нарушении
У меня часто так бывает - одна фраза, даже какая-то одна деталь может породить образ, за образом разворачивается сюжет, за которым я бегу, включаю новых персов, они начинают что-то делать, взаимодействовать между собой... У меня всё быстро, спонтанно. Я бы не смогла так долго работать над одной вещью. Мне нравится процесс создания рассказа или миниатюры, когда фраза, деталь, предложенная тема заинтересовала, повела за собой. У тебя финальная фраза вылилась в рассказ и, как я поняла, материала - на целый роман. Пиши роман, пиши, чтобы жизнь была интересней, включайся в обсуждение рассказов на к2, если, конечно, они будут появляться. Сейчас то ли застой, то ли простой, то ли ковид всех достал. Движухи нет, к сожалению. Надеюсь, что поздней осенью и зимой завсегдатаям к2 захочется общения

Тамара Пакулова   06.08.2021 12:54   Заявить о нарушении
Да, Ник, я вчера ещё хотела сказать, зря ты отошёл от идеи романа. Напиши его. А издание, это потом приложится.

По поводу застоя. Надеюсь есть те, кто работает над миссией, в смысле пишут на конкурс "Миссия невыполнима". Очень хотелось бы почитать как развернут тему.

Чёрная Палочка   06.08.2021 13:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Николай Григорьевич Малахов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Тамара Пакулова
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.08.2021