Рецензия на «Гёделевский аргумент» (Иванов Евгений Михайлович)

Сначала общий взгляд по этой теме, не касаясь содержания статьи:

Немало копий было сломано как в научных кругах, так и в околонаучных спекуляциях далёких от понимания этого вопроса. Сразу хочется сделать несколько общих замечаний, которые могут помочь не "залазить в дебри". Формальная система – это инструмент научного метода, а не свойство природы. Свойством природы есть принципиальная возможность её описания с помощью формальных систем. Это может быть сделано с большей или меньшей точностью. Универсальный искусственный интеллект или человеческий разум необходимо рассматривать как общую систему с окружающей средой, природой, а не как девайс "в себе".
Поэтому насколько точно любой интеллект описывает эту общую систему в терминах какого-то своего формализма - сугубо успех или проблема конкретно взятой формы интеллекта и его вычислительной мощности. Отсюда – любой такой интеллект можно описать алгоритмически. Для такой системы природа-интеллект несложно вывести тот самый универсальный алгоритм, с помощью которого интеллект отображает природу:
1.Наблюдение или созерцание
2.Анализ (регрессия, классификация) с учётом накопленного опыта
3.Синтез (моделирование) с учётом накопленного опыта
4.Проверка модели на практике
5.Коррекция поведения согласно соответствию или несоответствию модели.
Всё это в беспрерывный жизненный цикл. Любой интеллект — это зацикленный алгоритм с обратной связью. Это общий функционально-модульный принцип алгоритма. Отдельная реализация этих модулей может быть разная с множеством различных самомодифицируемых субалгоритмов, подпрограмм и агентно-ориентированных подходов. Для того, чтобы искусственный интеллект стал похож на человеческий, ему нужно поставить аналогичную цель: максимальная адаптация к такой же окружающей среде и в таком же социальном окружении.
На мой взгляд, как и на взгляд большинства специалистов, Геделевский аргумент утратил уже свою актуальность. Человеческий поведенческо-вычислительный разум – такой же алгоритм, поддающийся формализации. Это мнение основывается на нейробиологии и на качественных успехах развития искусственных нейронных сетей за последние 10 лет.

Сначала Геделевский аргумент возник, когда обратили внимание, что любая формальная система имеет принципиальное ограничение выхода за рамки своего формализма (теорема о неполноте, вторая теорема Гёделя), а вроде как человеческий разум этим не страдает. Он же может сам строить формальные системы и находить математические решения и устанавливать истину за рамками возможности самого математического формализма. Тогда ещё не представляли, как можно реализовать в полной мере сенсомоторные функции человека (парадокс Моравека). И поведение компьютера рассматривали "в лоб", как в определённой мере изолированную формальную систему "в себе". Как выяснилось, по мере развития железа, нейросетей и машинного обучения, не синтаксис формирует синтаксис, а семантика формирует синтаксис. Сначала формируется образно-смысловое эмпирическое отображение окружающей среды, а затем создаются формальные системы, как результат той самой регрессии, классификации и т.д. Отсюда и понимание того, как человек выходит за рамки им же созданных формальных систем. Всё это оказалось принципиально реализуемо и в машинном интеллекте. Современные попытки реанимировать Г.А., рассматривая систему природа-интеллект, как общую формальную систему, выглядят теперь не совсем корректно: как я уже отмечал, формальная система и природа, которую возможно принципиально формализовать – не совсем одно и то же.

Все функции, которые я обозначил в функционально-модульном представлении универсального алгоритма, с успехом смоделированы уже в действующих на практике устройствах на основе искусственных нейросетей. Конечно, искусственный интеллект, который может полностью повторить в комплексе интеллектуально-ментальные функции человека, ещё не создан, однако принципиальных ограничений этому, в смысле реализации необходимых функций, не видится на данных момент, что, конечно, пока не скажешь про железо.

Теперь пару замечаний по статье:

Принимая во внимание алгоритмический принцип, который я привёл выше, ИИ не нужна "функциональная таблица" для имитации человека. Кроме того, вы правильно пишите, что она в принципе и невозможна, а именно, добавлю от себя, по той самой причине ограничений теоремы Гёделя. Именно такая таблица и будет по своей сути замкнутой формальной системой. Достаточно того динамичного самообучаемого алгоритма, который будет не имитировать человека, а мотивироваться и решать задачи таким же образом, как и человек. Не нужно имитировать, нужно задать функции такого же поведения. С таким подходом и исчезает проблема "Физической невычислимости". Если прикинуть темп развития электроники и, например, тензорных микропроцессоров, и сравнить с физиологическими возможностями мозга, то не так далёко осталось до появления железа, которое по своей вычислительной мощности может превзойти человеческий мозг.

Исходя из того, что система природа-интеллект – это не формальная система, а физический мир, который только может быть формализован каким-то интеллектом для своего приблизительного отображения, то способность интеллекта решать невычислимые проблемы в рамках созданных им же формальных систем (это не то же, что алгоритмически неразрешимые проблемы), возникает из его способности дальше исследовать своим универсальным алгоритмом окружающий мир, и таким образом постепенно расширять свои формальные системы добавлением новых геделевских предложений. Пока мир познаваем, этот процесс не имеет ограничений. Для этого не нужно иметь гипотетический бесконечный "резервуар" знаний или "Умопостигаемый Универсум". Таким "резервуаром" есть сама познаваемая природа, пока, конечно, у нас не появились надёжные свидетельства, что в природе есть нечто принципиально непознаваемое, а тогда и алгоритмически неразрешимое.

По поводу "Китайской комнаты", возникает вопрос, если этот мысленный эксперимент выступает против функционализма, то почему наличие "понимания" китайского языка Сёрл ищет только в человеке, или же в аналогии с микропроцессором только в его АЛУ, и даже не в самом микропроцессоре? Ведь смысл функционализма в том и состоит, что вся совокупность выполнения определённых вычислительных функций и приводит к интеллектуальным процессам. Это общее системное свойство взаимодействия аппаратного и программного обеспечения.

Хочется и по остальным аргументам высказаться, но слишком много будет для одного раза. Надеюсь, в защиту функционализма продолжу аргументировать в рецензии по теме "Тупики натуралистических теорий сознания." Хочется заранее отметить, что я не являюсь убеждённым приверженцем функционализма, однако на данный момент вижу эту теорию-гипотезу наиболее обоснованной.

Игорь Итан   26.04.2021 16:09     Заявить о нарушении
Конечно, и Гёделевский аргумент, и "Китайскую комнату" - все это можно оспаривать и многие это оспаривают. Но это только часть аргументов против натурализма и функционализма. Более сильные аргументы, по моему мнению, связаны с критикой идеи "системных качеств" (в "Онтологии субъективного") и неудвоимостью "Я", а также связаны с проблемой "Ф-0Зомби". Существенный недостаток функционализма - он содержит пробел в аргументации - лишь мотивирует связь функции и феноменологии, но не объясняет ее. Не понятно как и почему функция мозга, которая есть функция генерации потенциалов действия, порождает нечто отличное от этих потенциалов - феноменальное сознание, совсем на эти потенциалы и их любые сочетания не похожее. Т.е. по факту функционализм не есть вообще теория, объясняющая связь сознания и функции мозга, а есть лишь аргумент в пользу наличия такой связи, которую, кстати можно толковать и противоположным образом: не как производность сознания от функции, а как производность функции от сознания (функция существует только относительно феноменального сознания и никак иначе).

Иванов Евгений Михайлович   26.04.2021 19:34   Заявить о нарушении
Да, действительно, функционализм плохо объясняет именно феноменальное сознание. Тут соглашусь. Однако, что я имею в сухом рациональном остатке?
С одной стороны: единственная теория, которая широко основывается на различных науках: теория искусственного интеллекта, бионика, нейрофизиология, когнитивная психология. Функционально описывает наблюдаемые свойства сознания, хотя и без конкретных подробностей почему красное для нас есть именно красным т.е. квалиа, откуда берутся субъективные переживания и т.д. Ещё есть неврология, нейротравматология которые однозначно указывают на практическом опыте, что нейроны головного мозга имеют прямое отношение ко всем его ментально-интеллектуальным функциям, в том числе и к уже феноменальному сознанию. Сложно с такими фактическими данными рассматривать функцию как производную от сознания, когда на практике мы наблюдаем функцию и сознание производную от нейронов. По поводу "неудвоимости Я", на мой взгляд, достаточно только взглянуть на проблему с позиции функционализма и противоречия исчезают. То есть у нас нет интроспективного эксперимента, который продемонстрировал бы больше каких-то качеств уникальности "Я", чем это может объяснить функционализм.
Теперь с другой стороны: есть ненатуралистические теории, у которых, если я не ошибаюсь, нет ничего научно-обоснованного, а только философское постулирование некой новой смутно определённой сущности. На мой взгляд, придумывание такой сущности для объяснения даёт ненамного больше. Это напоминает флогистон в химии, теплород в физике, некий жизнерод в витализме. А теперь вот сознаниерод в, может, нейробиологии?
В итоге вопрос: что выбрать?
Тем не менее, я с уважением отношусь к философской мысли, и уровень логической обоснованности в философии может быть не меньшим, чем в науке. Поэтому с интересом знакомлюсь с такими рассуждениями, особенно, если это изложено таким ясным, однозначным и сбалансированным языком. До "системных качеств" и "Онтологии субъективного" я ещё планирую добраться. :)

Игорь Итан   26.04.2021 23:50   Заявить о нарушении
Есть еще аргументация, связанная с интерпретацией квантовой механики, которая, на мой взгляд, исключает натурализм, поскольку исключает существование независимой от сознания "объективной реальности" (более полно изложена в статье "Квантовая философия"). Здесь как раз основой является проверенная наука. На мой взгляд строго доказать что-либо или строго опровергнуть что-то можно лишь в математике (да и здесь не все методологи с этим согласны). Поэтому любая теория должна оцениваться не с точки зрения ее доказанности, а по двум критериями: обоснованность и объяснительные возможности. То, что я предлагаю, конечно, можно поставить под сомнение, но все это вполне корректно обоснованно и обладает большими объяснительными возможностями. Например, воедино связываются три казалось бы независимые проблемные области: интерпретация квантовой механики, теория эволюции и философия сознания - и все они решаются с единых позиций.

Иванов Евгений Михайлович   27.04.2021 07:17   Заявить о нарушении
Строго математически доказывать нет необходимости. Достаточно различных уровней обоснованности, применяемых в научной методологии. Основное требование здесь – связь с практикой, возможность экспериментального подтверждения и опровержения. Самый начальный уровень, чтобы привлечь к себе внимание, гипотеза должна быть логически непротиворечива, а также не противоречить уже проверенным знаниям, а лучше на них опираться, и быть принципиально опровергаемой в эксперименте (критерий Поппера). Даже с такими строгими условиями на одно и то же явление можно придумать огромное количество гипотез, а что говорить об идеях, которые просто что-то объясняют, вводя новые сущности. Конечно, не все рассуждения о сущности вещей возможно втиснуть в строгие научные рамки, для этого и существует философия, но когда уже есть гипотезы, которые соответствуют научным требованиям и те, которые просто что-то объясняют, то первые всегда предпочтительней.

Всегда можно добавить новую ничем не худшую сущность и в функционализм, сделав эту теорию более привлекательной, как, например, сделал Дэвид Чалмерс, который, можно сказать, добавил сознаниерод в функционализм. Я тоже могу пофантазировать и экспромтом выдвинуть свою версию, например, сделать обоснованное предположение, что функции и есть онтологическая основа нашего Мира, всё его устройство со всей материей и явлениями можно описать через функции, математику. Если гипотезу Чалмерса нет возможности проверить эмпирически, то моя, наоборот, имеет серьёзное основание. Достаточно обратить внимание на моделирование 3D миров на компьютере или вспомнить фильм "Матрица". Нет принципиальных ограничений смоделировать программно любой виртуальный мир со всем богатством любых сущностей, явлений и наблюдателей, исследующих всё это. Однако, если мы посмотрим на программу, которая всё это оживляет и материализует, то в ней нет ничего кроме чисел и функций. Это пример, как потенциал действия превращается в нечто совсем не похожее на этот потенциал. Исходя из такого объяснения, можно предположить, что существует какая-то, возможно, достаточно сложная функция, которая и запускает у нас феноменальное сознание в нашем виртуальном мире собственного "Я".

По поводу квантовой механики – это очень интересная тема и к ней мы ещё доберёмся.

Игорь Итан   27.04.2021 10:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Игорь Итан
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.04.2021