Рецензия на «Про Тарковского и эстетическое воспитание» (Наталья Чернавская)

Верно подмечено, именно с этого фильма («Солярис») и начался для большинства кинозрителей Андрей Тарковский. После феноменального успеха за рубежом, фильм показали по ТВ, тут и мы уже приобщились. Да, точно, тот самый эпизод с «Охотниками на снегу» с музыкой Баха, всё это производило гипнотическое воздействие. После этой картины Андрей Тарковский вышел для нас на позицию № 1.

Вольфганг Браузер   27.03.2021 16:26     Заявить о нарушении
Мне лет 10 было, когда впервые увидела, и это был какой-то камертон, в детстве важно правильно настроиться, а в нашем атеистическом тогдашнем обществе искусство было проводником, конкретно Тарковский - сталкером, жаль, что сейчас таких нет

Наталья Чернавская   27.03.2021 22:39   Заявить о нарушении
Да, есть только те кто используют его технические приёмы - Ларс фон Триер и Алехандро Гонсалес Иньярриту. Ну и на Андрея Звягинцева после его "Возвращения" смотрели, как на продолжателя дела Тарковского, ошиблись.

Вольфганг Браузер   27.03.2021 23:46   Заявить о нарушении
Испанца не смотрела, фон Триера пробовала - не смогла, жуть, а у Звягинцева смотрела пару фильмов, первый, "Возвращение", неплохой у него был, но, действительно, только внешние приёмы, а по содержанию и духу - не то, не то.

Да и сам Тарковский менялся, поздний отличается от раннего, вот, казалось бы, в "Ивановом детстве" - какая трагическая тема, а подача оптимистичней, чем в его поздних "Ностальгии" или "Жертвоприношении". "Солярис" же или "Рублёв" - это апогей, зрелый, но ещё не уставший и не смертельно больной мастер.

Возвращаясь к теме своего текста: работаю сейчас в сельской школе-саду и по рисункам детей вижу, какую чушь и жуть они смотрят дома (что смотрят, то и рисуют). А какие жуткие сейчас игрушки, все эти лолы-уродцы! Сейчас у ребёнка из семьи, похожей на мою, где родители сами не занимались эстетическим воспитанием своих детей, полностью полагаясь на школу и общественную культуру, просто нет шансов приобщиться к чему-то подлинному.

Наталья Чернавская   28.03.2021 11:36   Заявить о нарушении
Да, конечно, раньше ТВ было заряжено на культурную повестку процентов на 70. И это при наличии 3-4 каналов и то не везде. А теперь 100 каналов, а впечатление, что смотришь 1. Тогда по ТВ показали и «Солярис» и «Иваново детство», по одному разу, но показали. В кинотеатрах «повторного фильма» удалось посмотреть «Андрея Рублёва», это было настоящим СОБЫТИЕМ. «Сталкер» прошёл уже широко, вероятно потому, что показался безопасной картиной к тому же не очень хорошо принятой зрителем. Нам было трудно сразу оценить масштаб этой пророческой ленты.
Что касается современных мастеров экрана, то Иньярриту использует приёмы Тарковского в «Выжившем» (2015), а Триер весьма беспардонно проделывает это в «Элементе преступления» (1984) и потом уже гораздо позже в «Антихристе» (2009) и «Меланхолии» (2011). Надо отметить, что в своё время на аукционе «Сотбис» он хотел выкупить архив Андрея Тарковского, но не получилось.
Кстати, Тарковский видел его «Элемент преступления» - не понравилось, сказал что ерунда какая-то.

Вольфганг Браузер   28.03.2021 16:43   Заявить о нарушении
А, про "Выжившего" я читала, стоит его посмотреть или нет?

Наталья Чернавская   07.04.2021 18:27   Заявить о нарушении
Посмотреть стоит в плане того, как Иньярриту использует эстетику Тарковского, особенно в начале фильма. В первую очередь картина впечатляет именно операторской работой.

Вольфганг Браузер   07.04.2021 23:04   Заявить о нарушении
Спасибо, попробую посмотреть

Наталья Чернавская   08.04.2021 11:02   Заявить о нарушении
Недавно "Нелюбовь" посмотрела местами, перемотав то, что не хотела смотреть, но впечатление всё равно тяжёлое, хоть и красиво снято

Наталья Чернавская   08.04.2021 11:04   Заявить о нарушении
«Нелюбовь» не смотрел, а вот его «Елену» видел, произвела впечатление. Хотя проблемы современного среднего класса, рассматривали и до Звягинцева. Могу порекомендовать как это делали на Западе:
«Код неизвестен» (2000), «Скрытое» (2004) (Реж. Михаэль Ханеке);
«Неуместный человек» (2006) (Реж. Йенс Лиен).
Так что, Звягинцев далеко не первооткрыватель.

Вольфганг Браузер   08.04.2021 12:37   Заявить о нарушении
"Елену" я тоже смотрела, с "Нелюбовью" она прямо стыкуется, но в последней есть пронзительная деталь: сильный женский голос за кадром, чужой, нематеринский, который во время поисков раз за разом по складам зовёт пропавшего мальчика "Аааалёооошааа"... Мать героини - истеричка, не любящая ни дочь, ни внука,в поисках не участвует,мать мальчика тоже, среди волонтеров поискового отряда есть женщины, но кто из них кричит, непонятно, и этот безымянный голос очень важен, это голос той, которая замещает мать и делает мир живым, в "Елене" не помню такой детали, там всё мертво, может, невнимательно смотрела. Что Звягинцев вторичен не только по отношению к Тарковскому, но и европейскому кино, я догадываюсь

Наталья Чернавская   08.04.2021 16:39   Заявить о нарушении
В принципе, Звягинцев - мизантроп, это уже ясно.

Вольфганг Браузер   08.04.2021 18:47   Заявить о нарушении
Я почитала синопсисы и решила Скрытое посмотреть, судя по пересказу, самый интересный

Наталья Чернавская   09.04.2021 08:42   Заявить о нарушении
Хороший выбор, как раз в стык к "Нелюбви".

Вольфганг Браузер   09.04.2021 18:05   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталья Чернавская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вольфганг Браузер
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.03.2021