Про Тарковского и эстетическое воспитание

Наталья Чернавская
В детстве меня так завораживали фильмы Андрея Тарковского, что понять их я была не в состоянии.

Внимание сосредотачивалось на изображении, движущихся картинах под музыку и естественные, природные звуки.

Классический пример - озвучивание брейгелевских "Охотников на снегу" в "Солярисе" фа-минорной прелюдией Баха.

Это сейчас я знаю, что позднесредневековые рукописные часословы часто включали в себя миниатюры с "временами года" и люблю миниатюры братьев Лимбергов из Великолепного часослова герцога Беррийского , а тогда сам Тарковский и был для меня сталкером, проводником в мир большой культуры.

Его фильмы я увидела раньше, чем стала брать в библиотеке альбомы по истории искусства или покупать виниловые пластинки, раньше, чем попала в Эрмитаж или Пушкинский музей и стала ходить на концерты классической музыки.

В минской школе, в самом центре города ( мы жили рядом с Оперным, с Немигой, с Троицким предместьем) у нас была замечатальная классная, бывший инженер-химик, сознательно пришедшая в школу. Любовь Семёновна с седьмого класса стала возить нас на каникулах в Киев, в Москву, в Прибалтику.

В Киево-Печерскую лавру, в Кремль, в Пушкинский музей и Третьяковку.

В Питер я сама, одна, попала на весенних каникулах в девятом классе, уже из Сыктывкара прилетела. Но гораздо раньше, ещё в начальной школе, был Тарковский.

Мои бабушки-крестьянки, военные вдовы, Брейгеля не видели и Баха не слушали, родители получили техническое образование и, несмотря на то, что рано перебрались в Минск, настолько загружены были работой и бытом, что не помню, чтобы хоть раз сводили нас с братом в музей ( кроме Великой Отечественной) или в Оперный с филармонией ( в цирк, помню, водили).

А кинотеатр "Спартак" был у нас прямо рядом с домом, в трёх минутах ходьбы, рядом с ним обезглавленный храм ( сейчас Марии--Магдалины, тогда киноархив), на бывшем кладбище, для нас в детстве - поначалу просто парке, потом, правда, мы сами докопались, в буквальном смысле, что раньше там кладбище было, поскольку там ещё клуб служебного собаководства находился и во время занятий по "общему курсу дрессировки" наша овчарка, Урман, разрыла там косточки....

Детский билет в кино стоил 10 копеек, на трамвай - 3, на троллейбус - 4, на автобус -5. Достаточно было, например, туда-обратно сходить на тренировку пешком (мы с братом занимались плаванием в бассейне Общества трудовых резервов, теперь на этом здании висит табличка: "на этом месте в XI веке возник город Минск и находилась замчище") - и на сэкономленные 10 коп можно было сходить в кино, хотя не помню, чтобы приходилось так делать, на кино нам и так всегда давали монетки родители.

Насколько широко прошёлся этот невод, не вем, но про себя точно знаю, что меня он зацепил. Конечно, была ещё обязательная русская литература в школе, программа по ней до сих пор не поменялась, но вот в остальном...

Дочка у меня училась в "эстетическом классе", мы сами, родители,  придумали такой для своих детей, при художественной школе, одну половину дня - обычные уроки, вторую - как в художке плюс история мирового искусства от первобытного до современного через погружение, то есть они эпоха за эпохой не просто "проходили", а подражали, рисовали-лепили-клеили.

Не все дети потом стали профи, некоторые стали, в том числе и моя дочь, архитектурный закончила.

А вот на сына меня уже не хватило,  сильно болели первые годы, отдала его в обычную школу рядом с домом, не смогла ни в художку, ни в музыкалку запихнуть,  и никакого "эстетического воспитания" он у меня не получил, хотя формально в школе был у них предмет "Искусство", а в младших классах и "Музыка".

Водила его с год в воскресную школу при храме, но там не было "церковного искусства", да и вообще слабенькая была школа, перестали туда ходить. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих, это я всегда понимала и что могла, сама для своих детей делала, но вот, оказалось, что против лома нет приёма, когда сосредотачиваешься на выживании и школа не помощник, дело плохо.

Вчера гуляем с собакой на ночь, сын рассказывает. У них сейчас, в девятом, перед экзаменами и роспуском класса, большинство уйдёт после 9-го, вместо трёх девятых в школе останется один десятый, как и каждый год, идёт усиленная "воспитательная работа", на каждом классном часе какие-то гости, то, помилуй Боже, школьный психолог про ранние половые связи и ВИЧ рассказывала, то священник про сотворение мира из ничего и жизнь в Израиле, где он не то жил, не то просто туда ездил, не поняла со слов сына, то милиционер про наркотики.

Спрашиваю: - Ну и что тебя больше всего впечатлило?

- Священнник неплохо говорил, но если бы не обязаловка, я бы ушёл, ничего нового, разве что про жизнь в Израиле, что там врачи и учителя уважаемые люди и много зарабатывают. А сколько ты зарабатываешь в час?

- Один доллар. За день, получается 10, в среднем бывает 10-11 детей, так что хоть за час, хоть за целый день за воспитание одного ребёнка - один доллар наше государство мне платит, родители платят только за питание.

- Ясно. Ну вообще-то меня милиционер больше всего удивил, разговаривал с нами как с потенциальными бандитами и сказал, что за 4 г наркотиков одна 15-летняя из нашей школы получила 12 лет. За употребление меньше дают, но 4г - это уже распространение, там до 25...

Сегодня с утра отправила его в школу, вытащила из закромов диск с прелюдиями Баха и написала завучу вопрос, есть ли в нашей сельской школе сиди проигрыватель, на котором можно с детьми хоть сказки, хоть музыку слушать. Ответа пока не получила, надеюсь, что ищут по закромам, вот насчёт проектора с экраном ( у меня полно слайдов и плёнок и детских и по искусству) сразу ответила, что никогда и не было, есть интерактивная доска и проектор под флешку и ноут, но она у них активно в школе задействована. А даже если бы и не была - у меня ноута нет.

Проигрыватель для сиди и мр3 есть, но не уверена, что потащу его в сад, он старенький, не раз чиненный, а столько уже всего у меня переломалось безвозвратно: винил слушать не на чем, сломался проигрыватель, кассеты смотреть-слушать не на чем, переломались проигрыватели, видеодиски смотреть тоже не на чем, как сломался проигрыватель - телик я соседке отдала, не смотреть же его.

Ничего не повыбрасывала, всё храню: и виниловые пластинки, и кассеты, и диски, и плёнки, и слайды. А  альбомов по живописи и искусству сколько! Можно было бы  открыть на дому "эстетический класс" при условии, что это было кому-то нужно/интересно настолько, что родители или государство согласны были бы мне платить хотя бы тот же зелёный в час.

Хотя это и мало, ломаются же и техника, и мебель, и "носители информации" если ими пользоваться, про себя уже не говорю.

Но нет. Проще тюрем понастроить для малолетних наркоманов. Я не политик и не оппозиционер, пишу о том, что вижу и почему не верю в "прекрасное будущее", которое было и сплыло. Аминь.

Илл: кадр из "Соляриса"