Рецензия на «Ответ лётчику Владимиру Гуревскому» (Полковник Чечель)
Интересные размышления. Мне вспомнился разговор о затягивании в пикирование Ту-16. Довольно давно у меня был друг пожилой штурман, пролетавший большую часть летной жизни на Ту-16 разных модификаций. Владимир Николаевич Пирожников был в составе полка, который первый получил Ту-16 после Ту-4. У всех в те годы была своеобразная эйфория от реактивной техники и не только у летного состава, но ,и проектных организациях, и надзорных, и эксплуатационных. Высокие скорости и предельные числа М считались почти нормой. В планах подготовки были упражнения совсем не характерные для бомбардировщиков. Например Разгон-набор. Перехватом попахивает, правда? Так вот в те годы это упражнение было в плане подготовки на Ту-16.... Набирали 12000 и разгоняли предельное число М. Да еще и превышали зачастую... Весь экипаж , как на стадионе болеет, ... Давай командир, жми....Понимания риска не было, оно пришло после нескольких катастроф, да и то не у всех. Сваливали вину на хренового командира, на кривой самолет и прочее.... и продолжали гонять по пределу. Научного обоснования процесса не было, а летчики были еще от сохи... Ветераны войны, какой такой риск, ведь в небе не стреляют....Специального образования у летчиков тогда не было, в основном 7 классов и война. Законы аэродинамики на трансзвуке были выше их понимания. Ситуация начала изменяться только в начале 60 годов, когда просто запретили разгон предельного М, посадки с крутых глиссад и эксплуатацию с грунта. Да и самолет подвергся серьезной доработке, в частности на клепали накладки в районе передней ноги, были случаи когда на разбеге отваливался нос, в аккурат по переднюю ногу, правда на грунте... Владимир Николаевич много рассказывал о первых годах эксплуатации Ту-16, о проблемах вообще понимания самолета. Я запамятовал номер полка, помню, что первыми получили Ту-16 и базировались в Мелитополе. Виктор Баравков 13.02.2021 20:27 Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за ценное дополнение. Вы правы, нарушали ограничения по незнанию физической сущности прояисходящих с самолётом явлений, и потому что с-т прощал, но так было не всегда. Тот же п/п-к Аникушин на ТУ-22р пошёл на разгон сверхзвука на высте 9700 м, хотя положено не ниже 11000 м. Просто так иногда переходили на полёт более 1 М, но в тот раз с-т не простил, затянуло в пикирование. Смог выскочить только оператор Саша Мищенко. Командир и штурман Федя Камшекин погибли, а меня в результате бросили в Чкаловск, дав прослужить в Острове всего две недели...
Полковник Чечель 13.02.2021 21:16 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |