Рецензия на «Далекая Тмутаракань» (Виталий Штыбин)

Спасибо большое за труд и с Вашего позволения дополню ...описывая поединок отметим, что у касогов тогда слово - «Редедя» - не являлось именем, а означало должность. Адыгское слово «уэр-и-дада» - «отец воинов», то есть «воевода». Имя же этого «редеди» - Идар. Из летописи - ...пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошёл на касогов. Услышав же это, князь касожский Идар вышел против него. И, когда оба полка друг против друга встали, Идар, обычаю тогдашних времен, захотел решить участь войны единоборством. Он предложил Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Прольём напрасно много крови. Давай сойдёмся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь всё что имею: богатства, землю, жену и детей. Если же я одолею, то возьму твоё всё». И принял Мстислав вызов его: «Да будет так». Тогда продолжал говорить Идар князю Тамаркая (Тмутаракани) Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». Сложили с себя наземь оружие и крепко схватились бороться. В долгом, тяжёлом поединке, стал изнемогать Мстислав, ибо велик и силён был высокий Идар. В критическую минуту боя призвал на помощь тогда Богородицу, крепкий и коренастый Мстислав: «О пречистая Богородица, Царица Небесная, помоги мне! Если же одолею Идара, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю, выхватил нож, и поразил им касогского предводителя в гортань. Богатырь Идар был фактически зарезан. Коварство и нарушение слова было присуще тогда русским князьям. Мстислав, пойдя в землю Идара, забрал всё и дань возложил на касогов. Вернувшись в Тмутаракань, заложил храм в честь Святой Богородицы (1022-1024 гг.) и воздвиг его, что стоит и до сего дня в Тмутаракани». Это была одна из первых каменных древнерусских церквей и её построение именно в камне воспринялось народом торжественно, как Божественный знак. То, что Мстиславская церковь была каменной, склонны считать многие исследователи (возможно, основания именно этой церкви были открыты экспедицией археологов во главе с академиком Б.А. Рыбаковым на таманском городище). Это косвенно подтверждают доводы Б.Е. Тумасова. В книге 1986 г. - «Земля незнаемая» он пишет, что в Тмутаракани, Мстиславом была построена «вторая по Руси» каменная церковь. Первой считался Киевский Софийский Собор. Церковь стояла до дней летописца Нестора, который писал в начале ХII в., что она «... стоит и поныне». Некоторые историки полагают – церковь Мстислава стояла и до дней летописца Лаврентия (ХIV в.).

Существование её до ХII в. вполне допустимо, так как Тмутаракань до конца данного столетия управлялась русскими князьями. Даже после их ухода, в Тмутаракани долгое время оставалась кафедра архиепископа, а затем и митрополита. Существуют разные мнения относительно места расположения Мстиславского храма Пресвятой Богородицы, но достоверных данных нет. Автор склонен полагать, основываясь на неофициальных сведениях археологов, что церковь была обнаружена в период раскопок Тмутаракани в самом конце XX в. - первом десятилетии XXI в. и её сразу же законсервировали до «лучших» времен. Вероятно, что княжество Тмутараканское в первой половине и середине XI в. действительно процветало. Из описаний действий Мстислава можно увидеть, как он вначале расширил пределы княжества, покорив касогов, и вероятно земли Прикубанья и Предкавказья. Под 1023–1024 гг. в летописи говорится о том, что, собрав войско из уже подвластных ему хазар и касогов Мстислав пошёл войной на своего старшего брата Ярослава Мудрого, и разбил его войско близ Чернигова. В 1026 г. братья съехались для перемирия, «разделиста по Днепр Русскую землю; Ярослав приясю сторону, а Мстислав ону», то есть, по свидетельству летописца, Тмутараканский князь присвоил себе Левобережье Днепровский Руси со столицей своих владений в Чернигове. Всего же Тмутаракань находилась под властью могучего князя Мстислава без малого 50 лет, и это был период подлинного расцвета, отдалённого от Руси, приморского княжества... Удачи, всяческих добрых пожеланий! С уважением!

Николай Мринский   12.09.2020 12:32     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виталий Штыбин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Мринский
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.09.2020