Рецензия на «О поезде современности» (Анушаван Микертумянц 2)

Здравствуйте, Анушаван!
Надо сказать, что я совершенно не ощущая себя «изумительным религиозным философом», как Вы выразились, и не думаю, что высказанные мной мысли – «глубочайшие», а моя эрудиция – «огромна», но я с радостью откликнусь на Ваши раздумья.
В своих философских размышлениях Вы затронули животрепещущие проблемы современного образования в России, и я могу приветствовать Ваше убеждение, что нам необходима новая идеология образования (я бы сказал новая философия образования) в центре которой был бы человек в его глубочайшей связи с Богом, человек не только как социальное и биологическое существо – житель земного мира, но и как носитель духа и высшего творческого дара, как причастник духовного мира, подобно Иову, Лермонтову и Достоевскому, задающийся «проклятыми вопросами»: Что такое добро и зло? Кто я, зачем живу и почему смертен? Как возник мир и в чем смысл исторического процесса? Святитель Григорий Богослов определил человека как существо разумное и мыслящее, называя разум – светильником Господним, и утверждал, что призвание человека в здешнем мире быть созданием поэтически мыслящим и философски рассуждающим, ищущим мудрость и хранящим душу от пороков, молящимся Богу и живущим по Его заповедям. По великой премудрости Господь наделил ум человека способностью философствовать – искать Божественную Истину, и я могу лишь сожалеть, что в наш циничный и расчетливый век философские вопрошания и духовные искания сменились проблемами утилитарного характера и мещанскими интересами: как «потратить силы и таланты на то, чтобы иметь хорошую работу, дом с теплыми полами, красивую жену, вырастить детей, купить престижную спортивную машину…». В моем сердце отзывается тревогой и скорбью то, что наше общество пребывает в состоянии духовного упадка и апостасии, жажда материальных благ вытесняет духовную жажду, которой томились пророки, Евангелие становится забытой книгой, люди не хотят читать ни «Диалоги» Платона, ни сонеты Шекспира, ни классическую, ни святоотеческую литературу, и постепенно мир превращается в кладбище культуры – цивилизацию. Если человек культуры есть одухотворенная личность, молитвенник, творец и носитель идеалов и ценностей, то человек цивилизации – это «одномерный человек», лишенный высоких духовных запросов, безликий представитель массы, узко мыслящий специалист с механическими навыками и потребитель, которому чужды духовные порывы Данте и Мильтона, Баха и Бетховена, Рафаэля и Тициана. И нет ничего удивительного в том, что наблюдая повсеместное измельчание душ, Вы совершено справедливо замечаете и с печалью и нравственным негодованием констатируете, что «мы все – «разносортица» героев Достоевского всех его книг, также и героев «Мертвых душ» Гоголя. В нас есть тоже что-то и от Грегора Замзы – персонажа Франца Кафки. Грегор Замза превратился во что-то похожее на панцирно-хитинового мыслящего таракана».
Сбываются историософские пророчества К. Леонтьева, О. Шпенглера, Н.А. Бердяева и Ортеги-и-Гассета, предрекавших, что на смену культуре, напряженной духовной жизни и монументальным формам искусства – на смену Данте и Джотто, Микеланджело и Бетховену, готическим соборам и трагедиям Шекспира – придет технократическая цивилизация, сопровождающаяся декадансом духовности, измельчанием душ человеческих, равнодушием к вековечным вопросам философии и к Богу. Вы очень точно сказали, что в наше время люди в России и в так называемых «развитых странах» не отвергают Бога – все гораздо трагичнее и страшнее – они не знают Бога, не умеют молиться – общаться с Ним умом и сердцем, равнодушны к Творцу, Промыслителю и Спасителю. Современный человек напоминает мне Ангела Лаодикийской Церкви из Апокалипсиса, о котором сказано: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:15-17). Если каждый человек есть образ Божий – уникальная личность, сотворенная для духовной жизни, то и целью нашего образования должно быть не одно получение знаний, умений и навыков, нужных для того, чтобы человек стал узко мыслящим специалистом, но духовно-нравственно воспитание и становление личности, раскрытие перед учащимися духовных миров Сократа и Шостаковича, Гете и Новалиса, Байрона и Ломоносова, Толстого, Достоевского и Чехова, дабы великие поэты, музыканты, ученые, живописцы и философы стали их вечными спутниками, и их сердца воспламенились любовью к шедеврам мировой культуры, ибо без любви образование – это обреченный процесс. Мне нравится Ваша идея включить «науку о человеке» в систему нашего образования: «в один блок, центральный, под условным названием «Человековедение» можно было бы включить литературу, этику, эстетику, психологию, музыку, рисунок, религиозную культуру народов мира и т.д. Этот блок, «Человековедение», должен быть построен на духовных шедеврах, сотворенных человечеством за все время своего существования. На шедеврах, которые рассказывают о человеке, очищают его, измеряют его, открывают его. Шедевры искусства через образы емкие, яркие, многоаспектные и сложные активируют в человеке внутренний диалог с присутствующей в нем Иной Природой подвигают человека отвечать самому себе на какие-то важные мировозренческие и духовные вопросы бытия. Так человек идет к пониманию самого себя, к самоиндификации, к мудрости».
Высшую цель образования необходимо мыслить не утилитарно и прагматично – достижения видимого успеха в жизни, престижная работа, высокий социальный статус и финансовое благополучие, а возвышенно и духовно – становление личности, культурно утонченной и совестливой, имеющей святыни и идеалы, отдающейся духовной жизни и служащей Богу, умеющей любить Бога и природу, искусство и науку, Отчизну и окружающих людей жертвенной и самоотверженной любовью (как описанная Вами молодая девушка, которая, несмотря на страшный диагноз – опухоль в голове, не прекратила беременность – не пошла на казнь нерожденного ребенка, но в совете со своей матерью явила подвиг любви, и Господь не оставил ее), живущей не одними гедонистическими запросами плоти, но и метафизическими запросами духа, в противном случае мы рискуем уподобиться безумному богачу из евангельской притчи: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:16-21). Назначение всех притч Христовых – нравственное назидание людей на их пути в Царство Небесное, а притча о безумном богаче – учит нас искать сокровищ небесных и духовных, а не земных, оберегает от стяжательства – пристрастия к суетным и бренным сокровищам материального мира, изобличает самодовольство сильных мира сего, напоминает о неумолимой смерти, развенчивающей все мирское величие и обращающей в прах богатства земные, учит не обольщаться житейским изобилием и не забывать о нуждах ближних, завещает жить, дорожа бесценным и невозвратимым временем, посвятить жизнь Богу, а не суете. Все жизненные интересы богача из притчи Иисусовой сводились к земному благополучию, он не помнил о Боге и своей душе, о смерти и Страшном Суде, кичился мирским успехом и утратил духовную свободу – стал рабом накопления, был жестокосерден по отношению к нуждающимся и растратил всю жизнь на приобретение богатств. Можно сказать жил по циничной и популярной ныне формуле: «время – деньги», и за все это Господь называет его безумцем. Как христианский мыслитель я думаю, что у образования есть сотериологическая функция и эсхатологическая перспектива: образование – это процесс длинной в жизнь, оно должно приуготовлять человека не к достижению внешнего успеха и мирских благ, а к нравственно достойной жизни, и не только к взрослой земной жизни, но и к самой вечности – к встрече с Богом, к Страшному Суду.

Руслан Игнашкин   21.08.2020 20:02     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анушаван Микертумянц 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Руслан Игнашкин
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.08.2020