Рецензия на «Как я побывал собакой» (Кузьма Кукин)

Рассказ К. Кукина "как я был собакой" рассказывает о курьёзном случае: как мужчина предложил себя в качестве собаки, домашнего животного, молодой женщине.
В рассказе определяется отсылка к одному из самых известных социальных мифов: " Человек произошел от обезьяны". А значит, человек родственен животному и может быть заменен животным.
В качестве главного героя - вновь маргинал-неудачник:"Волею судьбы оказался очередной раз выброшен на улицу." Он оказался в действительно " собачьих" условиях - " отгородил уголок в вагончике-бытовке"... Бесчеловечная, невыносимая ситуация!
Идя за двумя женщинами, главный герой подслушивает их разговор и узнаёт, что одной из женщин, Лене, нужна собака. Он предлагает себя в качестве собаки "...интересно, почему друг должен быть четвероногим?.."Определив, что в качестве собаки можно жить гораздо лучше, чем он, главный герой описывает себя , как собаку: собачьи повадки, собачье поведение, собачьи инстинкты.Он разговаривает с женщинами как бы от имени собаки.
В русской литературе "рассказывающие" животные не редкость. Это и Холстомер Льва Николаевича Толстого, и Каштанка Чехова, и пёс Шарик М. Булгакова. Но в соответствующих рассказах автор наделяет животное чертами человека: животное мыслит, чувствует, вот, например, как Холстомер рассказывает о своей матери, кобыле по кличке Баба, которую сводили на случку с конем Добрым :"Она рассказывала про красоту Доброго и про свою любовь к нему". Мы видим антропологизацию ( очеловечивание) животного.
В данном же рассказе человек придает себе черты животного, т.е. имеет место зоологизация человека, процесс деградации, намеренного " скатывания" по эволюционной лестнице.
У мужчины при виде женщин нет желания совершить яркий поступок, чтобы привлечь их внимание, нет никаких "чисто человеческих" слов, типа "чистейшей прелести чистейший образец", нет, он просто "кобелек", "мальчик", " молодой, крепкий кобелек", " легко поддается дрессировке".
Человек постмодерна, пресытившийся статусом "венец творенья", " мера всех вещей", " царь природы", наконец, " созданный по образу и подобию Божию". Отвергший тысячелетия культурного развития, подавления животного начала, стремление к " горнему" и "духовному". Просто животное.
Удивительная развязка - " молодой, крепкий кобелек"- принят.
-В общем, беру, - говорит Лена. - Правда, не очень ясно представляю, как это будет выглядеть ". Действительно, представить трудно, ведь мужчина согласен быть... только собакой!
Женщина, принявшая мужчину, который может быть только животным, пусть и дрессированным, вызывает определенный образ. И это не божественный союз добра молодца и красной девицы в сиянии солнца, под звучание величальной песни. Это образ мужчины-животного с определенными человеческими навыками, например, животное, сидящее на стуле с высокой спинкой. Огромный пес. А если животное- огромный козел с крыльями? А что - тоже животное. Разумное.

Екатерина Шерстобитова   28.06.2020 11:55     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Кузьма Кукин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Екатерина Шерстобитова
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.06.2020