Рецензия на «Шел солдат...» (Юрий Иванников)
О рассказе можно говорить с двух позиций: с творческой и с технической. В творческом плане мнение о рассказе положительное: есть тяжёлая, проблемная тема, есть развитие сюжета, логичный финал. Но литературное исполнение слабое. Я бы сказал (не обижайтесь) – мусорное. Есть творчество, но нет техники. Технике надо учиться, это достижимо. Это литературное ремесло, которое постигается практикой. Пройдусь по вашему «мусору»: «Сегодня – сегодня, он - он…» «…отправлялся в дорогу - собирался в поездку» «Марта встрепенулась рядом, сон ее был чутким и тревожным» - бр-р «свой серый свитер» - хорошо, не чужой ;) «Свой-своё-свои» - мусорное слово. «Он не увидел, как Марта пытается подавить слезы, как ничего у нее не получается» - коряво. «было-было-было…» - мусорное слово. «Как обычно, вокруг было многолюдно. Они сидели, ходили, ели, разговаривали, сновали туда-сюда» - они, это кто? Многолюди? »сидел в плацкартном купе, потихоньку вокруг набивались пассажиры» - вообще-то, плацкартный вагон. Набивались… Представляю: битком-битком!!! Дышать нечем!!! «выполз из столичного города» - из Москвы? Столица наша. «За окном стали возникать разные пейзажи» - разные, одинаковые… Бр-р «то поезд ехал через лесок, то открывались хлебные поля, то путь вдруг пересекала речка» - неудачное описание. «От титана потянуло дымком, проводник затопил печку. Василий Федорович не принимал в этом участие» - не топил печку? »Егор брал Настю из состоятельной семьи. …две лошади» - это обычная семья, как рассказывал мне отец. «А спины такие, что стоять на них можно и даже танцевать» - сильно напрягшись, догадываюсь, о чём хотел сказать автор. А текст не должен быть кроссвордом. »Сам он был – голытьба перекатная» - и за него отдали дочь из состоятельной семьи? Не верю. «было их пять братьев и сестра, не считая умерших». – а умерших и не считали. «А потом тюрьма, из которой путь - в штрафную роту. Это значит - под пули, в начале войны не жалели и обычных солдат, а тем более штрафников» - штрафроты с 1942 года. «- Мужчина, ну что же вы все время сидите и молчите, все о чем-то думаете? Смотрите, ведь день уж на закат, а вы не кушали, даже чаю не попили!» - в жизни такой монолог может быть? Неестественно. «свою нехитрую провизию» - штамп и мусор. «Как-то нелепо все тогда получилось – в октябре 43-го». – три года в штрафроте? Нереально. Максимум – полгода. «участвовала в стремительном наступлении... Все стремительно перемещалось» »Она куда-то исчезла из дома, вернулась, может, через час» - на час уходят. «немолодого, 70-летнего» - это старый. »Она была толковая женщина, имела связи» - связи, это другой акцент. Ну и так далее. Рассказ достоин жить. Но его нужно сильно дорабатывать. Успехов вам. Анатолий Комиссаренко 10.07.2019 21:17 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий Дмитриевич. Читая Ваши рецензии начинаешь видеть уровень качества своих произведений, качество языка. При этом приходит мысль о целесообразности занятий литературой, нет, это пожалуй громко, а так: есть ли смысл, вообще марать бумагу? Вывод, по-видимому, если хочется что-то написать, надо подходить к процессу гораздо более серьезно и ответственно. Боюсь, это умение ко мне вряд ли придет, этому надо посвящать всю жизнь. В любом случае, искренне Вам благодарен за науку. С уважением, Ю.И.
Юрий Иванников 30.07.2019 17:46 Заявить о нарушении
Абсолютно с вами не согласен!
Главное - творческая составляющая. Развитие сюжета, выписывание образов. Это у вас есть. А научиться "класть кирпичи", литературной "мастеровитости" несложно. Мне понравились на эту тему коротко: "Технология рассказа". Михаил Веллер и подробнее "Слово живое и мертвое", Нора Галь. Прочитав эти руководства, уже понимаешь, что такое хорошо и что такое плохо в литературном творчестве. Главное, понять, что мы пишем для читателя, а не для себя. И писать надо так, чтобы авторские слова нажимали на чувственные клавиши в голове читателя. Одни люди воспринимают мир ушами, другие глазами, для третьих важен вкус и запах... Поэтому, описывая, предположим, пейзаж (любовную сцену), можно написать, как всё это выглядит. И тогда зарисовка будет воспринята только теми читателями, которые воспринимают глазами. И текст не воспримут остальные. А если же, наряду со зрительными образами добавятся звуки (шелест леса в пейзаже, охи в любовной сцене), запахи (хвои в пейзаже, духов в любовной сцене), тактильные ощущения - текст воспримут практически все читатели. Читатель не должен замечать, что он читает слова, предложения... Его сознание должно лететь над текстом, не замечая слов. Текст должен литься в его сознание потоком образов... В общем, почитайте литературу на тему писательского мастерства. Через месяц вы почувствуете, что поднялись в творчестве на ступеньку выше. Удачи вам. Анатолий Комиссаренко 30.07.2019 18:27 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |