Рецензия на «Тотемизм у адыгов отсутствует. Нартский эпос» (Нарт Черкес)
Нарт,вопрос спорный, я тоже вспомнил, что Сосруко родился из камня... Но считают ли адыги нартов своими предками? Если так, то происхождение нартов может быть косвенным свидетельством существования в прошлом тотемизма у адыгов. Вообще на мой взгляд, практически все цивилизованные народы прошли несколько стадий развития мифологических представлений, начиная от анимизма, включая тотемизм. Преодолев тотемизм, они создавали религиозные культы и свою этническую культуру. Да могут существовать этносы, которые миновали эту стадию (т.е. тотемизм), но это как правило народы гибридные и молодые. Адыги, насколько помню, народ древний и на Кавказе автохтонный. Вероятно, у него бытовали свои особенности, но его связь с природой, представление о том, что они подобно животным или растениям тесно и кровно связаны со средой должны были существовать. Кстати, а как по-адыгски душа и дух? Николай Тернавский 10.04.2019 21:32 Заявить о нарушении
Спасибо. Критика заслуженная. Это моя самая незавершённая статья, над которой ещё думаю. А Сосруко не аналог Адама. Он родился в довольно развитом нартском обществе. На адыгском Душа-Дух одним словом - "ПСЭ". Не путать с "ПСЫ" - вода
Нарт Черкес 24.04.2019 22:17 Заявить о нарушении
На мой взгляд: анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм и т.д. соответствуют стадиям развития этнической общности. У гибридых этносов(термин мой и вполне может быть оспорен) может отсутствовать какая-то стадия или сохранятся архаизмы от этногруппы, принимавшей активное участие в этногенезе. Спасибо за душу и дух по-адыгски. Посмотрю кабардинский словарь. Душа и дух у славян связан с дыханием и воздухом. У некоторых народов существует концепция нескольких душ - двух, трех, пяти и даже 10.
Николай Тернавский 25.04.2019 22:12 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |