Рецензия на «Психологам Поршнев Б. Ф» (Георгий Сотула)

Интересный подбор дисциплин у Б.Ф. Поршнева. История, социология, психология и далее биология!
Прочитала рекомендуемую вами главу! Для полного понимания, думаю, стоит прочитать всю книгу "О начале человеческой истории".
Насколько я поняла в его работе, мыслящими людьми нас сделала вторая сигнальная система, т.е. РЕЧЬ! И именно РЕЧЬ явилась стартовым механизмом, породившим МЫШЛЕНИЕ, а также всей психической деятельности человека. "Все высшие психические функции человека ... все ветви и плоды одного дерева, ствол и корень которого речь."
Исходя из этого, сразу вспоминаются слова из Евангелия от Иоанна "В начале было Слово..."
Поршнев также упоминает, что "наибольшее морфологическое преобразование при
переходе от палеоантропа к Homo sapiens (неоантропу) совершилось именно в
лобных долях, преимущественно в передних верхних лобных формациях.
А теперь хочу вернуться к моим предположениям, что многие ответы "скрыты" в словах!
Русское слово ЧЕЛОВЕК! Где ЧЕЛО означает ЛОБ! Вот и проявляются "лобные доли", которые по сути сделали нас ЧЕЛОВЕКАМИ. Но это не единичное "раскрытие"! ЧЕЛО также можно осознать, как ЦЕЛЫЙ! А вот лингвист Шишков возводит этимологию слова ЧЕЛОВЕК к понятию СЛОВО: слово - словек - цловек - чловек - человек. И доказательство этому то, что только ЧЕЛОВЕК обладает даром СЛОВА! Если же перейти к "раскрытию" через другие языки, то и там мы найдем много смыслов, которые никак не противоречат сути ЧЕЛОВЕКА, а только подтверждают, что эта "система раскрытия" работает!
ТИЛ (тюрк) - язык
ТИЛЕ (тюрк) - желать, хотеть
ДИЛ (тюрк) - сердце (как средоточие чувств, помыслов, желаний)
БЕК (тюрк) - крепкий; холм, возвышенность
SCHALL (нем) - звук, звучание
Английское слово MAN (человек) покажет связь не только с санскритским словом МAN (думать, размышлять, исследовать, верить, предполагать), но также и с латинским словом MANUS (рука, сила, мощь, борьба, власть, работа, труд). И ведь если можно предположить, к примеру, что лошади или слоны достаточно были бы разумны и умели говорить, то уж точно невозможно представить, что они могли бы творить, создавать или же умело строить что-либо новое! Ведь у них нет присбособленных для тонкой работы РУК с достаточно гибкими пальцами!

Кстати, ЛОБ по-кыргызски будет МАНДАЙ. Вспомнилось санскритское слово МАНДАЛА, которое переводится, как КРУГ, ДИСК. Само санскритское слово МАНДАЛА можно "разбить" на два санскритских слова:
MAN (думать, размышлять, исследовать, верить, предполагать)
DAL (открываться как бутон; неожиданно распахиваться)
DALA (фрагмент, часть, доля, половина, лепесток)
DAY (давать, даровать; делить на части, распределять, разрушать)
DAYA (часть, доля, наследство, разделенное на части)
Вот такой предположительно ДИСК записан у нас в лобной части! Верно это или нет, я не знаю!Могу только предполагать! )))

Маришка 22   18.01.2019 15:53     Заявить о нарушении
ЗВУК - СЛУХ - ЗНАК - ЯЗЫК. Какая-то неуловимая связь наличествует в этом ряду! Слово ЗНАК произошло от слова ЗНАТЬ!
УК (др.русск) - знание, наука
УК (кырг) - слушать, внимать, слышать
ОК (кырг) - ось
ОКУ (кырг) - читать
ОКУУ (кырг) - изучать
ОКО (др.русск) - глаз
В свою очередь ГЛАЗ по сути состоит из тех же согласных звуков, что и ГОЛОС!
ГОЛОС - LOGOS!
Из этих переводов мы видим, что органы зрения и слуха непосредственно связаны с получением знания-информации! А объединяет эту систему скорее всего ЗНАК, который переводит звуковое содержание в зрительное, так как больший объем информации человек получает все-таки через органы зрения! ЯЗЫК же насколько я понимаю позволяет "отполировать" эту информацию до логического уровня, до осознания, до мыслеобразования, а следовательно и до творческого созидания нового!
АН (тюрк) - сознание, мысль
ОН (тюрк) - звук
AUDI (лат) - слушать
IDEA (др.греч) - вид, понятие, образ
EIDO (др.греч) - видеть
МЫСЛЬ, СЛОВО, СЛОГ - у русских слов есть совпадающее созвучие СЛ.

Маришка 22   18.01.2019 17:07   Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, за отклик о Поршневе.
Даже более того: хотелось бы, чтоб Вы как человек, пишущий о вопросах языка, "О речевых знаках" Поршнева выложили отдельным текстом у себя. М.б. в отдельном сборнике. Там много вопросов, которые стоит проговорить, и много и такого, на что не видят многие.
В частности не видим нахождение кроме общего - чёткое противоречие отличия.

К Вашим примерам же о словах добавлю вот что:
Мандала - вы упоминули.
Добавляю: киль манда (якут) - сюда иди
т.е. двигайся.
Мандривник (укр) -путешественник. (светится и 'драйв')
архимандрит, мандрит (церковное) - идёт к линии обхода своих подопечных, территорий.
Т.е. здесь Манд - движение. Но и слово мышление имеет "мышцу", где слово мысль - это уже позжее отделение от движения.

Искать подобные связи нужно, но нужно и учитывать внутри этих связей противоборство. Когда именно родственные понятия воюют с друг другом. Как к примеру: ум корысти семьи подавляет ум корысти конкретного члена семьи.
В этом отношении разбор работы Поршнева полезен не только для нашего языкознания. И в этом Вы правы.

"Тут непременно вы найдёте
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтёте
В любви до гробовой доски..." А.С.Пушкин.
Успеха.

Георгий Сотула   18.01.2019 22:14   Заявить о нарушении
"Т.е. здесь Манд - движение."

маңдайлау (каз) - обойти; пройти, огибая; обходить; обход
мант (кырг) - увёртка, уловка, хитрость
мант (кырг) - связанный, обвязанный, привязанный
маани (кырг) - смысл, значение
мантиқ (тадж) - логика; речь, высказывание
Я так понимаю, что это мысль, прошедшая предварительную логическую обработку. )))

Маришка 22   18.01.2019 23:34   Заявить о нарушении
Я попробую оформить текст! Но я ознакомилась только с двумя главами книги. Надо прочитать мне всё исследование.


Маришка 22   18.01.2019 23:54   Заявить о нарушении
Недавно смотрела передачу Познера с ученым-нейролингвистом Черниговской Т.В. Они обсуждали как раз схожую тематику. Как мы мыслим? Оформляем ли мы наши мысли словесно или же мыслим образно? Черниговская сказала, что в основном все наши мысли оформлены с помощью слов. И лишь иногда, в случаях мгновенного озарения, у человека возникает полное понимание какого-либо процесса или явления. И это осознание первоначально никак невозможно высказать словами. Только после длительной последовательной обработки через словесное мышление становится возможным "перевести" свое понимание до окружающих.

Маришка 22   19.01.2019 00:36   Заявить о нарушении
Фразв "учёный нейролингвист" у многих отбивает охоту личной мысли. Тут наверно более потребно примеры из обыденности: вот мама с младенцем неговорящим. Он плачет, а она может сказать что он ощущает. Т.е. она чувствует его как часть себя.
Со-чувствие.
Драгункин высказался о том, что нынешнее упортебление нашего прежнего "сочувствия" в загранично непонятной форме "эмпатия" делает нас глупее.
В т.ч. и убирает у нас понимание, что есть и "умственная эмпатия", т.е. сомыслие - такое же, как в примере с мамой и младенцем.
Я согласен с этим. Примеров даже внешнего управления персоной или массой с помощью мысленного руководства ( это уже не сомыслие, конечно) - в церкви и психологии достаточно.
С уважением. С праздником Крещения!

Георгий Сотула   19.01.2019 05:25   Заявить о нарушении
Я вас также поздравляю с праздником Крещения, Георгий! )))

Маришка 22   19.01.2019 07:39   Заявить о нарушении
Марина, Вас упомянул в моей последней рецензии к Д.М. Майской.
м.б. взглянёте.
Бодрости!

Георгий Сотула   25.01.2019 12:30   Заявить о нарушении
Георгий, загляну чуть попозже! В данный момент нахожусь не в своей стране и поэтому не всегда есть возможность заходить в интернет.

Маришка 22   26.01.2019 22:37   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Георгий Сотула
Перейти к списку рецензий, написанных автором Маришка 22
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.01.2019