Рецензия на «Психологам Поршнев Б. Ф» (Георгий Сотула)
Интересный подбор дисциплин у Б.Ф. Поршнева. История, социология, психология и далее биология! Прочитала рекомендуемую вами главу! Для полного понимания, думаю, стоит прочитать всю книгу "О начале человеческой истории". Насколько я поняла в его работе, мыслящими людьми нас сделала вторая сигнальная система, т.е. РЕЧЬ! И именно РЕЧЬ явилась стартовым механизмом, породившим МЫШЛЕНИЕ, а также всей психической деятельности человека. "Все высшие психические функции человека ... все ветви и плоды одного дерева, ствол и корень которого речь." Исходя из этого, сразу вспоминаются слова из Евангелия от Иоанна "В начале было Слово..." Поршнев также упоминает, что "наибольшее морфологическое преобразование при переходе от палеоантропа к Homo sapiens (неоантропу) совершилось именно в лобных долях, преимущественно в передних верхних лобных формациях. А теперь хочу вернуться к моим предположениям, что многие ответы "скрыты" в словах! Русское слово ЧЕЛОВЕК! Где ЧЕЛО означает ЛОБ! Вот и проявляются "лобные доли", которые по сути сделали нас ЧЕЛОВЕКАМИ. Но это не единичное "раскрытие"! ЧЕЛО также можно осознать, как ЦЕЛЫЙ! А вот лингвист Шишков возводит этимологию слова ЧЕЛОВЕК к понятию СЛОВО: слово - словек - цловек - чловек - человек. И доказательство этому то, что только ЧЕЛОВЕК обладает даром СЛОВА! Если же перейти к "раскрытию" через другие языки, то и там мы найдем много смыслов, которые никак не противоречат сути ЧЕЛОВЕКА, а только подтверждают, что эта "система раскрытия" работает! ТИЛ (тюрк) - язык ТИЛЕ (тюрк) - желать, хотеть ДИЛ (тюрк) - сердце (как средоточие чувств, помыслов, желаний) БЕК (тюрк) - крепкий; холм, возвышенность SCHALL (нем) - звук, звучание Английское слово MAN (человек) покажет связь не только с санскритским словом МAN (думать, размышлять, исследовать, верить, предполагать), но также и с латинским словом MANUS (рука, сила, мощь, борьба, власть, работа, труд). И ведь если можно предположить, к примеру, что лошади или слоны достаточно были бы разумны и умели говорить, то уж точно невозможно представить, что они могли бы творить, создавать или же умело строить что-либо новое! Ведь у них нет присбособленных для тонкой работы РУК с достаточно гибкими пальцами! Кстати, ЛОБ по-кыргызски будет МАНДАЙ. Вспомнилось санскритское слово МАНДАЛА, которое переводится, как КРУГ, ДИСК. Само санскритское слово МАНДАЛА можно "разбить" на два санскритских слова: MAN (думать, размышлять, исследовать, верить, предполагать) DAL (открываться как бутон; неожиданно распахиваться) DALA (фрагмент, часть, доля, половина, лепесток) DAY (давать, даровать; делить на части, распределять, разрушать) DAYA (часть, доля, наследство, разделенное на части) Вот такой предположительно ДИСК записан у нас в лобной части! Верно это или нет, я не знаю!Могу только предполагать! ))) Маришка 22 18.01.2019 15:53 Заявить о нарушении
ЗВУК - СЛУХ - ЗНАК - ЯЗЫК. Какая-то неуловимая связь наличествует в этом ряду! Слово ЗНАК произошло от слова ЗНАТЬ!
УК (др.русск) - знание, наука УК (кырг) - слушать, внимать, слышать ОК (кырг) - ось ОКУ (кырг) - читать ОКУУ (кырг) - изучать ОКО (др.русск) - глаз В свою очередь ГЛАЗ по сути состоит из тех же согласных звуков, что и ГОЛОС! ГОЛОС - LOGOS! Из этих переводов мы видим, что органы зрения и слуха непосредственно связаны с получением знания-информации! А объединяет эту систему скорее всего ЗНАК, который переводит звуковое содержание в зрительное, так как больший объем информации человек получает все-таки через органы зрения! ЯЗЫК же насколько я понимаю позволяет "отполировать" эту информацию до логического уровня, до осознания, до мыслеобразования, а следовательно и до творческого созидания нового! АН (тюрк) - сознание, мысль ОН (тюрк) - звук AUDI (лат) - слушать IDEA (др.греч) - вид, понятие, образ EIDO (др.греч) - видеть МЫСЛЬ, СЛОВО, СЛОГ - у русских слов есть совпадающее созвучие СЛ. Маришка 22 18.01.2019 17:07 Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, за отклик о Поршневе.
Даже более того: хотелось бы, чтоб Вы как человек, пишущий о вопросах языка, "О речевых знаках" Поршнева выложили отдельным текстом у себя. М.б. в отдельном сборнике. Там много вопросов, которые стоит проговорить, и много и такого, на что не видят многие. В частности не видим нахождение кроме общего - чёткое противоречие отличия. К Вашим примерам же о словах добавлю вот что: Мандала - вы упоминули. Добавляю: киль манда (якут) - сюда иди т.е. двигайся. Мандривник (укр) -путешественник. (светится и 'драйв') архимандрит, мандрит (церковное) - идёт к линии обхода своих подопечных, территорий. Т.е. здесь Манд - движение. Но и слово мышление имеет "мышцу", где слово мысль - это уже позжее отделение от движения. Искать подобные связи нужно, но нужно и учитывать внутри этих связей противоборство. Когда именно родственные понятия воюют с друг другом. Как к примеру: ум корысти семьи подавляет ум корысти конкретного члена семьи. В этом отношении разбор работы Поршнева полезен не только для нашего языкознания. И в этом Вы правы. "Тут непременно вы найдёте Два сердца, факел и цветки; Тут верно клятвы вы прочтёте В любви до гробовой доски..." А.С.Пушкин. Успеха. Георгий Сотула 18.01.2019 22:14 Заявить о нарушении
"Т.е. здесь Манд - движение."
маңдайлау (каз) - обойти; пройти, огибая; обходить; обход мант (кырг) - увёртка, уловка, хитрость мант (кырг) - связанный, обвязанный, привязанный маани (кырг) - смысл, значение мантиқ (тадж) - логика; речь, высказывание Я так понимаю, что это мысль, прошедшая предварительную логическую обработку. ))) Маришка 22 18.01.2019 23:34 Заявить о нарушении
Я попробую оформить текст! Но я ознакомилась только с двумя главами книги. Надо прочитать мне всё исследование.
Маришка 22 18.01.2019 23:54 Заявить о нарушении
Недавно смотрела передачу Познера с ученым-нейролингвистом Черниговской Т.В. Они обсуждали как раз схожую тематику. Как мы мыслим? Оформляем ли мы наши мысли словесно или же мыслим образно? Черниговская сказала, что в основном все наши мысли оформлены с помощью слов. И лишь иногда, в случаях мгновенного озарения, у человека возникает полное понимание какого-либо процесса или явления. И это осознание первоначально никак невозможно высказать словами. Только после длительной последовательной обработки через словесное мышление становится возможным "перевести" свое понимание до окружающих.
Маришка 22 19.01.2019 00:36 Заявить о нарушении
Фразв "учёный нейролингвист" у многих отбивает охоту личной мысли. Тут наверно более потребно примеры из обыденности: вот мама с младенцем неговорящим. Он плачет, а она может сказать что он ощущает. Т.е. она чувствует его как часть себя.
Со-чувствие. Драгункин высказался о том, что нынешнее упортебление нашего прежнего "сочувствия" в загранично непонятной форме "эмпатия" делает нас глупее. В т.ч. и убирает у нас понимание, что есть и "умственная эмпатия", т.е. сомыслие - такое же, как в примере с мамой и младенцем. Я согласен с этим. Примеров даже внешнего управления персоной или массой с помощью мысленного руководства ( это уже не сомыслие, конечно) - в церкви и психологии достаточно. С уважением. С праздником Крещения! Георгий Сотула 19.01.2019 05:25 Заявить о нарушении
Я вас также поздравляю с праздником Крещения, Георгий! )))
Маришка 22 19.01.2019 07:39 Заявить о нарушении
Марина, Вас упомянул в моей последней рецензии к Д.М. Майской.
м.б. взглянёте. Бодрости! Георгий Сотула 25.01.2019 12:30 Заявить о нарушении
Георгий, загляну чуть попозже! В данный момент нахожусь не в своей стране и поэтому не всегда есть возможность заходить в интернет.
Маришка 22 26.01.2019 22:37 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |