Рецензия на «Инфантилизм. Можно ли ставить оценку?» (Елена Гвозденко)

Автор рассматриваемой статьи считает, что «… достоинство – ощущение Бога внутри…». В одном из откликов написано, что «Ещё древние греки связали космос и человека воедино». Судя по тону других, пока еще малочисленных, откликов подобные мнения будут достаточно массовыми. Причина массовости будущих подобных мнений, насколько я понимаю, в том, что тема животрепещущая, а изложение интересное и эмоциональное. Так что подобные мнения будут достаточно массовыми, к сожалению.
К сожалению, потому что разговоры об ощущении бога внутри или о связи воедино человека и космоса не ведут ни к какому конструктивному решению. К сожалению, потому что такие разговоры – пустые, совершенно неконкретные разглагольствования ни о чем. Клубок проблем сегодняшнего мира и достаточно близкого будущего, увы, под шелест подобных разговоров будет лишь запутываться еще больше. На мой взгляд, это связано с тем, что, с одной стороны, не учитывается технический характер человеческой цивилизации, а с другой стороны, обсуждение становится винегретом из религиозных и новомодных бессодержательных теорий.
Я разделяю боль и тревогу автора, связанные с происходящем в экономике и в нравах, но надежды как автора, так и ее единомышленников на бога или космос совершенно беспочвенны.
PS. Надеюсь, обойдется без демагогии в духе «Критикуя, предлагай». Предложения – это отдельная и очень большая тема, требующая огромного текста.

Василий Капров   25.05.2018 21:44     Заявить о нарушении
Василий, я очень рада, что Вы затронули эту сторону. Начну с конца - разумеется, я Вам такого не скажу. демагогию сама не люблю.
Да, я - человек верующий, это мое видение, мое ощущение. Но в статье я не говорила только о религиозности, хотя ссылка на 2000-летнюю историю весьма прозрачна. Я не хотела выписывать основную мысль, заложенную в финале. Хотелось диалога. Я уже написала Эдуарду, возможно, повторюсь. Для меня религия, Бог - не архаика, это некий морально-этический ориентир (если атеистическими понятиями), гуманистические ценности. а сейчас это не просто гуманизм, это инстинкт выживания. И нет здесь винегрета. Есть проблема, которую уже осознали многие - мы стоим перед совершенно иным, новым миром. Информационные технологии уже изменили мир до неузнаваемости. Это проявляется во всех областях. В своих статьях об образовании, я тоже касаюсь этих изменений, потому что считаю эту тему главной.

Смысл последнего абзаца, который так задел тех, кто веру видит только через призму современных религиозных проблем, в том, что развитие науки нуждается, вернее даже не науки, а ее практического применения, в неком табуировании. Возможно по принципу отложенного действия, отложенной практики, пока не будут просчитаны последствия. Увы, это невозможно в разобщенном и постоянно конкурирующем мире. Но должен быть эталон, некий свод норм. Для большинства населения понятен язык заповедей. Я вообще считаю (опять-таки, отбросив сакральность), заповеди - не запрет, заповеди - правила выживания, язык взаимодействия в обществе.

Нас ведет к объединению, просто сейчас подобные заявления кажутся абсурдными, несколько наивными. Но мы дойдем, если не погубим себя раньше.

Маленькая иллюстрация к вопросу о регулировании. Это не всегда запрет, в некоторых случаях гораздо полезнее пристальное внимание, просчет и минимизация рисков. ранне вовлечение детей в цифровой мир меняет портрет их психики, у них сложности с устойчивым вниманием, к примеру. Ведь у человечества не было опыта взросления "цифровых деток". Не думаю, что будущему нужны люди с заниженными возможностями мыслительных операций, со слабым анализом, синтезом и т.д. Беда в том, что общество в целом стало инфантильным, живем по принципу - после нас, хоть потоп. Даже не замечая, что потоп уже добрался и до наших ног.

Елена Гвозденко   26.05.2018 00:07   Заявить о нарушении
" Для большинства населения понятен язык заповедей. Я вообще считаю (опять-таки, отбросив сакральность), заповеди - не запрет, заповеди - правила выживания, язык взаимодействия в обществе.
...
Елена Гвозденко 26.05.2018 00:07 Заявить о нарушении"

Скажите, Елена Гвозденко, вот Вы говорите, что заповеди - это язык взаимодействия в обществе. А Вы сами-то знаете этот язык? Итак, декалог (Втор. 5:6-21) заповедь номер 4
"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его."
Вопрос. Если 26.05.2018 - это суббота, то что Вы делаете на этом сайте в субботу? Если что, то в Саратове на час больше, чем в Москве.

Еще Один Дождь   26.05.2018 00:27   Заявить о нарушении
Я не намерена вести с Вами, господин Дождь (вот хоть бы об оппонентах подумали - почему мы должны полемизировать с осадками), беседы на тему моей веры. Как писала выше - демагогию не люблю. А смысл Вы прекрасно поняли.

Елена Гвозденко   26.05.2018 00:32   Заявить о нарушении
Уважаемая Елена!
Первое. Хочу поблагодарить Вас за Ваш сдержанный и деловой ответ, а также еще раз подчеркнуть, что я ни в коей мере не абсолютизирую свое мнение и никому его не навязываю.
Второе. Проблемы, о которых Вы написали, безусловно, есть: последствия развития знаний и возможностей человечества, с одной стороны; состояние нравственности и межличностных отношений, с другой стороны. Естественно, возникает вопрос о тех действиях и мерах, которые надо предпринять, чтобы не превратить нашу жизнь в кошмар.
Третье. Я очень сомневаюсь в возможностях религиозного подхода к нахождению решения этих проблем. Причина моих сомнений в том, что сама основа религиозного подхода – это опора на нечто сверхъестественное, определяющее всё и вся. Прекрасной иллюстрацией того, к чему ведет такой подход являются свежайшие строки Евгения Рыбаченко ( http://www.proza.ru/2018/04/05/363 ):
«Обречённо, мелкой дрожью в холодец идёт свинья
и визжит:
- То Воля Божья!
Воля больше, чем моя» .
Четвертое. Нам не уйти от того, что экономическое состояние страны и материальное положение ее граждан являются чрезвычайно важными (в значительной степени определяющими) факторами, влияющими на психологическую атмосферу и на взаимодействие людей в самых разных сферах. Без подъема уровня жизни самых бедных слоев населения, без ликвидации гигантского разрыва в доходах людей, без ликвидации вопиющих провалов в обустройстве жизни не удастся создать нормальные человеческие взаимоотношения между всеми людьми или хотя бы между их львиной долей.
Обратите внимание: речь идет о выполнении необходимых условий, т.е. таких условий, невыполнение которых гарантирует отсутствие других желаемых результатов.
Пятое. Кроме экономики есть еще и вопросы личностной, нравственной стороны жизни. Но… Когда-то известный в советские времена драматург Розов написал, что вернуть совесть лишь увещеваниями, даже воспитанием практически невозможно до тех пор, пока преуспевать будут бессовестные. Так что одного воспитания, увы, не хватит, от экономики мы отвертеться не сможем.
Надеюсь, что мои рассказы «Единственный результат», «Победитель», «Предательство», «Урок» (может быть, и другие), написанные раньше и не ради сегодняшнего обсуждения, могут помочь нашим ребятам вырасти хорошими людьми. Точно знаю, что на Прозе.ру есть очень много замечательных произведений огромного числа авторов, которые ненавязчиво и результативно могли бы помочь нашему юношеству.
Причем, я сторонник того, чтобы формировать в человеке его собственный гибкий и прочный внутренний стержень, который позволял бы ему самостоятельно быть порядочным человеком, способным противостоять жизненным невзгодам и искушениям без костылей, подпорок и протезов.
Шестое. Для достижения любых целей должны быть выполнены многие необходимые условия (о том, каков характер этих условий, см. выше). Одно из этих условий – соответствующее участие государства в решении проблем. Если же государство в лице его правителей устраняется от этого, а тем паче усугубляет существующие проблемы или создает новые, не заботится о предотвращении надвигающихся проблем, то…
И последнее. Вы написали: «… должен быть эталон, некий свод норм. Для большинства населения понятен язык заповедей… заповеди - не запрет, заповеди - правила выживания, язык взаимодействия в обществе». С одной стороны, для того, чтобы быть порядочным человеком, совсем не нужен надсмотрщик, следящий за следованием практически очевидным истинам. С другой стороны, чрезвычайно изменившаяся жизнь невольно вносит коррективы во многие вопросы бытия, а потому слепо выполнять нормативы прошлых веков может оказаться совершенно неверным решением.
Вы написали: «Информационные технологии уже изменили мир до неузнаваемости… ранне вовлечение детей в цифровой мир меняет портрет их психики… ». Эту тему Вы считаете главной. Возможно, что я, фактически, не ответил на Ваш пост, потому что написал о своем вИдении того, что с моей точки зрения является важным. Но вот какие мысли вызвал у меня Ваш ответ, уважаемая Елена.

Василий Капров   26.05.2018 20:52   Заявить о нарушении
Очень здравые мысли, Василий, очень здравые. Разумеется, это клубок проблем, просто ничего не решается. По поводу веры, это и есть этот стержень, а не подпорка. Но это дело личное, а для всего общества - идеи гуманизма. Только у нас и гуманизм стал ругательством, а проявление агрессии нормой.

Но проблема инфантилизма шире, думаю, что в развитых странах даже острее. Новые технологии "балуют" человечество, делают его беззаботнее. Это было бы очень хорошо, но для общества со сформированной эмпатией, для общества, осознающего, что дети подвергаются определенным рискам недоразвития, общества, понимающего, что перед образованием теперь стоят иные задачи.

Елена Гвозденко   27.05.2018 12:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, что оценили.
Что же касается религии, то она - именно костыли, а не внутренний стержень.

Василий Капров   27.05.2018 17:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Гвозденко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Василий Капров
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.05.2018