Рецензия на «Обмен без доплаты. Фантастический рассказ» (Василий Котов)

Здравствуйте, Василий! С интересом прочел Ваш рассказ. Написан легко, читается на одном дыхании. У меня тоже есть рассказ, в основу которого положена идея обмена телами: http://www.proza.ru/2018/04/20/703
Любопытными (хотя и спорными) показались рассуждения героини о том, что внешность, соответствующая какому-то определенному эталону, "не может не понравиться". Ведь в жизни новая внешность вполне могла бы и не прийтись по душе конкретному парню. Тем более раз он уже был влюблен в Катю (а ведь влюбляются, как ни крути, не только в личностные качества, но и в физическую оболочку тоже, даже если она далека от каких-то мейнстримных представлений об идеале). В любом случае Катя была для него уже близким человеком, к которому он прикипел. А новое тело - оно же чужое, незнакомое, к нему привыкнуть надо. Так что, подходя к этому месту, я ожидал, что парню как раз не понравится новое тело девушки. Или, как минимум, он будет шокирован и ему потребуется время на то, чтобы привыкнуть к этому новому телу, т. е. им придется чуть ли не с нуля начинать выстраивать отношения.
Впрочем, когда читательские догадки не совпадают с авторской задумкой - это хорошо. Было бы неинтересно, если бы развитие сюжета, реакции и действия персонажей можно было бы предугадать заранее.
Кстати у меня возник вопрос по поводу Аллы: получается, она обманула главную героиню? Ей досталось тело не негритянки, а Кати? Почему Агентство допустило такой обман с ее стороны?

Рэйн Грэй   24.05.2018 21:40     Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен! В большинстве случаев человек НАШЕГО ВРЕМЕНИ был бы шокирован такой переменой. Причем, даже если влюблен "вопреки" внешности. Но... ведь парень, возможно, полюбил Катю все-таки больше как личность, а с ее внешностью просто смирился. Такое тоже бывает. К тому же, если ему так важна внешность Кати, почему он с трудом устоял перед искушением, когда встретил ее подругу-красавицу? Значит, было все-таки противоречие между зовом души и зовом тела? Но главное в другом: во времена Кати внешность перестала восприниматься как что-то неизменное, раз есть возможность ее изменить. Примерно как сейчас - пластические операции. Да, кому-то может не понравится, что девушка увеличила грудь или сделала липосакцию, или что женщина в возрасте "омолодилась" при помощи пластики. А кто-то наоборот будет в восторге. Грудь и талия - это лишь детали. Но почему не предположить, что с возможностью более радикальных изменений изменится и внутреннее отношение людей к этим изменениям? Хотя, конечно, человеческая реакция непредсказуема, и могло быть всякое. Может быть, новая внешность Кати и показалась ее другу непривычной, но он был так тронут ее желанием понравиться ему и готовностью ради этого рисковать, что чувство благодарности пересилило шок? Кто знает...

А вопрос Вы задали верный: Алла действительно обманула. Но только не Агентство, а Катю. Она и не должна была получить тело негритянки. Это - версия для Кати, чтобы усыпить ее бдительность. Ведь Катя засомневалась, и Алла это почувствовала. Конечно, она получила внешность не Кати, а какой-то другой женщины из цепочки - вероятно, более красивой, чем Катя. Легенду со "сменой расы" она придумала, чтобы Катя не задавалась лишними вопросами и, не дай Бог, не передумала. Ведь откажись Катя от обмена - цепочка бы распалась, Агентству пришлось бы создавать новую, а это - время. Алла не могла ждать, замуж за шведского короля она выходила сейчас, а не через несколько месяцев. Для чего ей, конечно, нужна была смена сексуальной ориентации.

Ваш рассказ обязательно прочитаю! Тема обмена телами хотя и давно эксплуатируется в фантастике, но она неисчерпаема, так как затрагивает, кроме различных философских, этических, научных вопросов, самый главный вопрос, которым задается так или иначе каждый человек хотя бы раз в своей жизни - вопрос собственной идентичности. Поэтому каждое произведение на эту тему всегда несет что-то свое.

Василий Котов   25.05.2018 08:17   Заявить о нарушении
Благодарю за столь обстоятельный и глубокий ответ! Теперь действительно многое встало на свои места. Почему-то я поначалу упустил из виду тот момент, что с появлением возможности обмена телами и широким распространением этой процедуры изменилась психология людей и их отношение к телу как таковому. Если сейчас тело воспринимается, как неизменная данность, как неотъемлемая часть человека - то в том варианте будущего, где стало возможно поменять тело, как одежду (пусть и единственный раз в жизни) - отношение к физической оболочке тоже должно измениться. В моем рассказе, правда, обмен телами влечет и обмен социальными личностями, и в принципе не афишируется. Т. е., по идее, люди знают, что такое бывает, но не предполагают, глядя на своих знакомых, что такое могло произойти с ними.
Спасибо, что прояснили вопрос про Аллу! Немного смущает тот факт, что ей все-таки удалось без последствий скрыть такую важную информацию о себе, как сексуальная ориентация (которая, согласно идее рассказа, определяется какими-то физическими параметрами мозга). Ведь наверняка Катя была не единственной, кто столкнулся после обмена телами с такой проблемой, как несоответствие ориентации тела ориентации души, если можно так выразиться. Соответственно, странно, если Агентство этому вопросу не уделяло внимания и никак не стремилось минимизировать вероятность сокрытия такой информации.
По поводу рассказа: если можно о таком просить, я бы Вас в первую очередь попросил прочесть мой новый рассказ, который для меня наиболее актуален сейчас. Он называется "Идеальный потребитель": http://www.proza.ru/2018/05/23/1914. Там тоже затрагивается тема идентичности, да и ряд других важных, на мой взгляд, тем.
P.S. "Красную метку", на которую дается ссылка вначале рассказа, вполне можно пропустить.

Рэйн Грэй   25.05.2018 11:08   Заявить о нарушении
Да, конечно, прочитаю! Рассказ "Серый дождь" уже прочитал. Очень интересное произведение. Рецензию напишу там.

По поводу Аллы и ее обмана... Конечно, рассказ этот - чистый вымысел, все герои придуманы. Так что давайте пофантазируем. Вы опять подняли интересную тему. В данном случае я исходил из реальных научных исследований. Ведь известно, что нетрадиционная сексуальная ориентация может быть как заложенной генетически, так и приобретенной. Можно сравнить с врожденной или приобретенной леворукостью: кто-то по природе левша, а кто-то развил навыки леворукости, так как не имел возможности пользоваться правой рукой (например, из-за травмы). Так и гомосексуальная ориентация может быть врожденной, а может являться следствием каких-то переверсий на фоне психологических проблем в детстве или пубертате. Если принять за аксиому, что в далеком будущем сама по себе нетрадиционная ориентация не будет считаться чем-то экстраординарным, то и нужды скрывать ее, либо пытаться себя "переломить" не будет. Те, у кого гомосексуальные склонности являются следствием психологических проблем и противоречат их генетической природе, будут получать квалифицированную помощь психолога и сексолога. И, соответственно, возвращаться к естественной для них ориентации. Те же, для кого гомосексуальность - врожденная особенность, будут комфортно чувствовать себя в обществе, и им не будет нужды ни скрывать свою ориентацию, ни тем более пытаться ее изменить. Так что, возможно, случай Аллы уникален для ее времени. Она настолько цинична и корыстолюбива, что готова пожертвовать своей природой, отказаться от собственной идентичности, возможно - от личной жизни, от ее душевной части. Собственно отказаться от своего "я" ради денег, власти и социального статуса. Остальным людям вряд ли приходило в голову обманывать ради того, чтобы перестать быть собой. Такая замена очень травматична для личности и ничем не оправдана. Ведь это почти так же дико, как сменить пол ради победы в конкурсе красоты или сделать себя инвалидом ради получения льгот. Такое возможно только при серьезном смещении приоритетов. Каким образом Алла сумела пройти фильтры? Ну, как-то смогла. В принципе, как ни тщательна проверка, всегда есть какой-то процент ошибок. Обмануть можно даже детектор лжи. Причем, как минимум тремя разными способами.

Василий Котов   25.05.2018 18:43   Заявить о нарушении
Спасибо, что так подробно и исчерпывающе отвечаете на вопросы! Читаю Ваши рассуждения с большим интересом.
Меня знаете еще, на какие мысли наш с Вами диалог натолкнул? Мне буквально на днях сказали, что если мне задать какие-то вопросы по поводу моих рассказов - то все становится на свои места, логично, понятно и продуманно. Но из самих рассказов какие-то вещи неочевидны, что-то недоговорено, не раскрыто. Мне даже посоветовали как-то вплести в свои рассказы ответы на эти вопросы.
И вот я, как начинающий автор, стою перед дилеммой. С одной стороны хочется донести до читателей свои идеи. С другой - не хочется слишком разжевывать их. Во-первых, все разжевать нереально в формате относительно небольшого рассказа. А во-вторых - хорошо, на мой взгляд, когда текст наталкивает на какие-то размышления, заставляет поломать голову, подумать над мотивами героев и т. д.
Правда встает вопрос, как достичь баланса между раскрытием авторского замысла, с одной стороны, и отсутствием чрезмерного его разжевывания - с другой. Может быть, у Вас какие-то мысли на этот счет есть?

Рэйн Грэй   26.05.2018 08:13   Заявить о нарушении
Что сказать? Во-первых, для начинающего автора Вы очень профессиональны. Уж не знаю, в чем тут дело. То ли врожденный талант и чувство языка, то ли возраст и опыт, то ли работа и образование как-то опосредованно связаны. Но факт остается фактом: редко чтобы первое же произведение было таким зрелым и сделано на таком уровне.

Если первое, то что касается советов - делайте так, как чутье подсказывает. Мне лично ничто не мешает воспринимать смысл. И не кажется недосказанным. Если у кого-то возникают вопросы - так у них есть возможность задать их Вам в прямом эфире. Насколько разжевывать или нет - Вам решать. Баланс приходит с опытом. Причем, для каждого автора этот баланс свой.

Единственное, что лично мне показалось неудобным (но это субъективно, конечно) - это сильное оттягивание сюжета на индивидуальные, личные переживания автора. (Речь идет о другом произведении, на которое Вы мне дали ссылку). Произведение "цепляет", когда читатель может идентифицировать кого-то из героев с собой. Хотя бы в чем-то. Поэтому когда чувства, события, обстоятельства жизни и особенности героев слишком уникальны (настолько, что большинство читателей не сможет найти с ними ничего общего), то чтобы вызвать к ним интерес, должно быть либо развернутое объяснение ситуации, либо через этих героев нужно показывать какие-то общие вещи, понятные всем. То есть, тогда особенностей должно быть минимум, а максимум - общечеловеческих вещей. Иначе можно уподобиться писателям-фантастам, перегружающим произведение придуманными словами, смысл которых непонятен - обилие всяких "бурбуляторов" и "кракозябромобилей" без расшифровки, что это такое. У читателя должна возникать в мозгу ассоциативная картинка. А непонятные слова такой картинки не вызывают. То же - и с непонятными чувствами, непонятными особенностями личности, непонятным поведением героев. Тем же иногда грешат авторы, описывающие свою профессиональную деятельность или общественную работу - те вещи, которые автору и его коллегам понятны без объяснений, для читателя, далекого от этой профессии, совершенно непонятны. И вызывают ощущение не художественной, а узко-специальной литературы. Значит, некоторые вещи должны быть либо расшифрованы "для обывателя", либо ими нужно пожертвовать ради общей цели произведения. Часто бывает так, что автор вводит какие-то детали, которые близки, понятны и кажутся важными ему. Но если это - не личный дневник, то такое нужно фильтровать. Либо читательская аудитория будет слишком избранная - такое произведение интересно будет лишь тем, чей жизненный опыт сходен с опытом автора. Понимаете, о чем я? Когда очень много пишется о чужих, непонятных реалиях - это скучно. Произведение начинает казаться затянутым.

Могут быть исключения, но это требует от автора высшего пилотажа. Это уже нужен талант не только литератора, но и "переводчика" - для другого менталитета. Делается это обычно с помощью аллегорий, и такое произведение уже приобретает некоторые признаки притчи. Рассказать папуасам об устройстве ядерного реактора, конечно, можно. Но очень трудно сделать это так, чтобы они поняли и заинтересовались :).

Василий Котов   26.05.2018 16:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Василий Котов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Рэйн Грэй
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.05.2018