Рэйн Грэй - написанные рецензии

Рецензия на «Конкурс повестей и романов тринадцатый» (Фонд Всм)

Здравствуйте! Прошу принять на конкурс мое произведение:

"Серый дождь".

http://www.proza.ru/2018/04/20/703

Фантаситка и фэнтези

viruscosmicus@gmail.com

Рэйн Грэй   02.06.2018 08:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Рэйн!
Заявка принята.
Удачи.
Илана

Фонд Всм   02.06.2018 18:39   Заявить о нарушении
Спасибо!

Рэйн Грэй   02.06.2018 21:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Взаимопонимание» (Василий Котов)

Здравствуйте, Василий! Прочел Ваш рассказ! Действительно по описанию Ахентхи напоминает Эви.

Понравилось, что повествование построено от первого лица. Сам я еще не пробовал подобный прием использовать, но тоже захотелось с ним поэкспериментировать. В Вашем рассказе это способствует раскрытию персонажа и вживанию в ситуацию. Особенно любопытно, что сам главный герой (человек добрый, но простоватый, что хорошо отражено даже через стиль его речи) до последнего не понимает, что происходит, хотя для читателя намеки выглядят вполне прозрачными.

Есть забавные моменты, способные вызвать улыбку, иногда даже смех. Интересны и отсылки к определенному периоду истории нашей страны. Как я понимаю, основное действие разворачивается в перестроечное время?

Любопытно показаны факторы, способные за короткое время сблизить двух совершенно незнакомых людей (алкоголь и ситуация, угрожающая жизни). Интересно наблюдать, как на протяжении рассказа меняется отношение главного героя к Ахентхи. Сначала он смотрит на него с высокомерным покровительством, потом ему кажется, что он все про него понял, хотя на самом деле не понял ничего. Можно, наверно, здесь провести параллель с отношением к представителям других культур, чужакам. Рассказ словно предостерегает от поспешных выводов, от самоуверенности, от иллюзии понимания чужой культуры, о которой знаешь совсем мало. Ведь Филе-Филиппу даже в голову не пришло, что он может чему-то поучиться у этого непонятного шамана-гипнотизера, может узнать что-то важное, чего не знал раньше. И в итоге героя постигает чувство глубокой досады. Он всю жизнь пытается понять то, о чем мог просто спросить у незнакомца, и тот ответил бы ему, если бы Филипп оказался готов его слушать и слышать.

Что мне не очень понравилось в форме изложения (как в этом рассказе, так и в предыдущем, который у Вас прочел) - так это пояснения в скобках и слова, полностью написанные заглавными буквами. Мне кажется, это несколько простит художественный текст. Но это - на мой субъективный вкус. И я не вправе Вам что-либо советовать в таких вопросах: Вы гораздо более опытный автор, чем я.

Рэйн Грэй   27.05.2018 21:45     Заявить о нарушении
Спасибо! Да, мне самому немного не нравится, что единственный способ выделения здесь - заглавные буквы. Я предпочитаю курсив.Советовать в праве любой человек. Свежий взгляд - это всегда важно. Подумаю, что можно с этим сделать. Просто оставить слова невыделенными - тогда при таком построении фразы не будет акцента на нужное слово. Значит, надо как-то фразу переделать. А как - пока не могу придумать.
Интересна мысль о непонимании чужой культуры, хотя у меня замысел был проще: каждый человек - это целый мир. Каждая личность уникальна. И у каждого человека - свой язык. В одни и те же слова и понятия он может вкладывать совершенно иной смысл, чем мы привыкли. И когда нам кажется, что мы друг друга прекрасно поняли, что нам о человеке "все ясно" - зачастую это "понимание" - наши собственные домыслы, а знания о нем - всего лишь иллюзия, наше собственно толкование обрывков информации.

Если интересно, от первого лица придуманных персонажей у меня есть еще вот это: http://www.proza.ru/2013/06/17/1987
и "Остров пяти камней". Тоже в некотором роде дебют - мой первый и пока единственный детектив.

Василий Котов   28.05.2018 08:21   Заявить о нарушении
И да, основное действие происходит в конце восьмидесятых. Всегда проще писать о том, что хорошо знаешь. Поэтому я и взял период своей юности. Вообще главных героев удобнее всего делать своими ровесниками - в смысле эпохи. Это самое простое. Иначе очень много времени уходит на изучение матчасти. Либо, если взят период, который нам известен, но мы тогда были детьми, а персонаж - взрослый, или наоборот мы знаем это время с позиции взрослого, а описываем восприятие ребенка, то может возникнуть ощущение фальши - особенно для тех, кто знает это время "изнутри". Такое явление как психология поколения все-таки существует. В этом смысле проще даже брать далекие исторические времена - здесь только матчасть изучать нужно. А какими были люди того времени, как они воспринимали свое время, что чувствовали - этого все равно не знает никто, можно только догадываться :).

Василий Котов   28.05.2018 08:40   Заявить о нарушении
Меня на идею про другие культуры натолкнула необычная внешность персонажа и то, что он прибыл издалека. Но, видимо, он так описан для того, чтобы как раз различия между конкретными индивидами подчеркнуть. Ведь у каждого человека - свой собственный мир. И каждый из нас в мире другого человека - это гость, иностранец. Это и правда интересная метафора.
Спасибо за ссылки! Как будет возможность - с интересом прочту. У Вас на странице много произведений и поэтому сложно решить, с чего начать, так что наводки на конкретные, особо значимые для Вас, вещи - очень кстати!
Мысли по поводу эпох интересные. У меня вот историческое образование, к слову сказать, но писать пока тянет не о прошлом и не о настоящем, а о будущем.

Рэйн Грэй   29.05.2018 19:54   Заявить о нарушении
Нет, это не то чтобы очень значимые для меня, я просто дал ссылки на то, что имеет отношение к теме нашего разговора :). А для меня значимые вещи - совсем другие. Но ведь значимые для автора - вовсе не значит интересные для читателя.

А Ваше мнение как историка мне было бы интересно по поводу "Принцессы без горошины". Это тоже фантастика, но с некоторыми историческими деталями. Их там минимум, поскольку я в истории - ни бум-бум, поэтому ради этих нескольких деталей старательно изучал матчасть, чтобы не наклеить откровенных ляпов. Даже карту восточной Европы 15 века разглядывал :).

Василий Котов   29.05.2018 23:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обмен без доплаты. Фантастический рассказ» (Василий Котов)

Здравствуйте, Василий! С интересом прочел Ваш рассказ. Написан легко, читается на одном дыхании. У меня тоже есть рассказ, в основу которого положена идея обмена телами: http://www.proza.ru/2018/04/20/703
Любопытными (хотя и спорными) показались рассуждения героини о том, что внешность, соответствующая какому-то определенному эталону, "не может не понравиться". Ведь в жизни новая внешность вполне могла бы и не прийтись по душе конкретному парню. Тем более раз он уже был влюблен в Катю (а ведь влюбляются, как ни крути, не только в личностные качества, но и в физическую оболочку тоже, даже если она далека от каких-то мейнстримных представлений об идеале). В любом случае Катя была для него уже близким человеком, к которому он прикипел. А новое тело - оно же чужое, незнакомое, к нему привыкнуть надо. Так что, подходя к этому месту, я ожидал, что парню как раз не понравится новое тело девушки. Или, как минимум, он будет шокирован и ему потребуется время на то, чтобы привыкнуть к этому новому телу, т. е. им придется чуть ли не с нуля начинать выстраивать отношения.
Впрочем, когда читательские догадки не совпадают с авторской задумкой - это хорошо. Было бы неинтересно, если бы развитие сюжета, реакции и действия персонажей можно было бы предугадать заранее.
Кстати у меня возник вопрос по поводу Аллы: получается, она обманула главную героиню? Ей досталось тело не негритянки, а Кати? Почему Агентство допустило такой обман с ее стороны?

Рэйн Грэй   24.05.2018 21:40     Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласен! В большинстве случаев человек НАШЕГО ВРЕМЕНИ был бы шокирован такой переменой. Причем, даже если влюблен "вопреки" внешности. Но... ведь парень, возможно, полюбил Катю все-таки больше как личность, а с ее внешностью просто смирился. Такое тоже бывает. К тому же, если ему так важна внешность Кати, почему он с трудом устоял перед искушением, когда встретил ее подругу-красавицу? Значит, было все-таки противоречие между зовом души и зовом тела? Но главное в другом: во времена Кати внешность перестала восприниматься как что-то неизменное, раз есть возможность ее изменить. Примерно как сейчас - пластические операции. Да, кому-то может не понравится, что девушка увеличила грудь или сделала липосакцию, или что женщина в возрасте "омолодилась" при помощи пластики. А кто-то наоборот будет в восторге. Грудь и талия - это лишь детали. Но почему не предположить, что с возможностью более радикальных изменений изменится и внутреннее отношение людей к этим изменениям? Хотя, конечно, человеческая реакция непредсказуема, и могло быть всякое. Может быть, новая внешность Кати и показалась ее другу непривычной, но он был так тронут ее желанием понравиться ему и готовностью ради этого рисковать, что чувство благодарности пересилило шок? Кто знает...

А вопрос Вы задали верный: Алла действительно обманула. Но только не Агентство, а Катю. Она и не должна была получить тело негритянки. Это - версия для Кати, чтобы усыпить ее бдительность. Ведь Катя засомневалась, и Алла это почувствовала. Конечно, она получила внешность не Кати, а какой-то другой женщины из цепочки - вероятно, более красивой, чем Катя. Легенду со "сменой расы" она придумала, чтобы Катя не задавалась лишними вопросами и, не дай Бог, не передумала. Ведь откажись Катя от обмена - цепочка бы распалась, Агентству пришлось бы создавать новую, а это - время. Алла не могла ждать, замуж за шведского короля она выходила сейчас, а не через несколько месяцев. Для чего ей, конечно, нужна была смена сексуальной ориентации.

Ваш рассказ обязательно прочитаю! Тема обмена телами хотя и давно эксплуатируется в фантастике, но она неисчерпаема, так как затрагивает, кроме различных философских, этических, научных вопросов, самый главный вопрос, которым задается так или иначе каждый человек хотя бы раз в своей жизни - вопрос собственной идентичности. Поэтому каждое произведение на эту тему всегда несет что-то свое.

Василий Котов   25.05.2018 08:17   Заявить о нарушении
Благодарю за столь обстоятельный и глубокий ответ! Теперь действительно многое встало на свои места. Почему-то я поначалу упустил из виду тот момент, что с появлением возможности обмена телами и широким распространением этой процедуры изменилась психология людей и их отношение к телу как таковому. Если сейчас тело воспринимается, как неизменная данность, как неотъемлемая часть человека - то в том варианте будущего, где стало возможно поменять тело, как одежду (пусть и единственный раз в жизни) - отношение к физической оболочке тоже должно измениться. В моем рассказе, правда, обмен телами влечет и обмен социальными личностями, и в принципе не афишируется. Т. е., по идее, люди знают, что такое бывает, но не предполагают, глядя на своих знакомых, что такое могло произойти с ними.
Спасибо, что прояснили вопрос про Аллу! Немного смущает тот факт, что ей все-таки удалось без последствий скрыть такую важную информацию о себе, как сексуальная ориентация (которая, согласно идее рассказа, определяется какими-то физическими параметрами мозга). Ведь наверняка Катя была не единственной, кто столкнулся после обмена телами с такой проблемой, как несоответствие ориентации тела ориентации души, если можно так выразиться. Соответственно, странно, если Агентство этому вопросу не уделяло внимания и никак не стремилось минимизировать вероятность сокрытия такой информации.
По поводу рассказа: если можно о таком просить, я бы Вас в первую очередь попросил прочесть мой новый рассказ, который для меня наиболее актуален сейчас. Он называется "Идеальный потребитель": http://www.proza.ru/2018/05/23/1914. Там тоже затрагивается тема идентичности, да и ряд других важных, на мой взгляд, тем.
P.S. "Красную метку", на которую дается ссылка вначале рассказа, вполне можно пропустить.

Рэйн Грэй   25.05.2018 11:08   Заявить о нарушении
Да, конечно, прочитаю! Рассказ "Серый дождь" уже прочитал. Очень интересное произведение. Рецензию напишу там.

По поводу Аллы и ее обмана... Конечно, рассказ этот - чистый вымысел, все герои придуманы. Так что давайте пофантазируем. Вы опять подняли интересную тему. В данном случае я исходил из реальных научных исследований. Ведь известно, что нетрадиционная сексуальная ориентация может быть как заложенной генетически, так и приобретенной. Можно сравнить с врожденной или приобретенной леворукостью: кто-то по природе левша, а кто-то развил навыки леворукости, так как не имел возможности пользоваться правой рукой (например, из-за травмы). Так и гомосексуальная ориентация может быть врожденной, а может являться следствием каких-то переверсий на фоне психологических проблем в детстве или пубертате. Если принять за аксиому, что в далеком будущем сама по себе нетрадиционная ориентация не будет считаться чем-то экстраординарным, то и нужды скрывать ее, либо пытаться себя "переломить" не будет. Те, у кого гомосексуальные склонности являются следствием психологических проблем и противоречат их генетической природе, будут получать квалифицированную помощь психолога и сексолога. И, соответственно, возвращаться к естественной для них ориентации. Те же, для кого гомосексуальность - врожденная особенность, будут комфортно чувствовать себя в обществе, и им не будет нужды ни скрывать свою ориентацию, ни тем более пытаться ее изменить. Так что, возможно, случай Аллы уникален для ее времени. Она настолько цинична и корыстолюбива, что готова пожертвовать своей природой, отказаться от собственной идентичности, возможно - от личной жизни, от ее душевной части. Собственно отказаться от своего "я" ради денег, власти и социального статуса. Остальным людям вряд ли приходило в голову обманывать ради того, чтобы перестать быть собой. Такая замена очень травматична для личности и ничем не оправдана. Ведь это почти так же дико, как сменить пол ради победы в конкурсе красоты или сделать себя инвалидом ради получения льгот. Такое возможно только при серьезном смещении приоритетов. Каким образом Алла сумела пройти фильтры? Ну, как-то смогла. В принципе, как ни тщательна проверка, всегда есть какой-то процент ошибок. Обмануть можно даже детектор лжи. Причем, как минимум тремя разными способами.

Василий Котов   25.05.2018 18:43   Заявить о нарушении
Спасибо, что так подробно и исчерпывающе отвечаете на вопросы! Читаю Ваши рассуждения с большим интересом.
Меня знаете еще, на какие мысли наш с Вами диалог натолкнул? Мне буквально на днях сказали, что если мне задать какие-то вопросы по поводу моих рассказов - то все становится на свои места, логично, понятно и продуманно. Но из самих рассказов какие-то вещи неочевидны, что-то недоговорено, не раскрыто. Мне даже посоветовали как-то вплести в свои рассказы ответы на эти вопросы.
И вот я, как начинающий автор, стою перед дилеммой. С одной стороны хочется донести до читателей свои идеи. С другой - не хочется слишком разжевывать их. Во-первых, все разжевать нереально в формате относительно небольшого рассказа. А во-вторых - хорошо, на мой взгляд, когда текст наталкивает на какие-то размышления, заставляет поломать голову, подумать над мотивами героев и т. д.
Правда встает вопрос, как достичь баланса между раскрытием авторского замысла, с одной стороны, и отсутствием чрезмерного его разжевывания - с другой. Может быть, у Вас какие-то мысли на этот счет есть?

Рэйн Грэй   26.05.2018 08:13   Заявить о нарушении
Что сказать? Во-первых, для начинающего автора Вы очень профессиональны. Уж не знаю, в чем тут дело. То ли врожденный талант и чувство языка, то ли возраст и опыт, то ли работа и образование как-то опосредованно связаны. Но факт остается фактом: редко чтобы первое же произведение было таким зрелым и сделано на таком уровне.

Если первое, то что касается советов - делайте так, как чутье подсказывает. Мне лично ничто не мешает воспринимать смысл. И не кажется недосказанным. Если у кого-то возникают вопросы - так у них есть возможность задать их Вам в прямом эфире. Насколько разжевывать или нет - Вам решать. Баланс приходит с опытом. Причем, для каждого автора этот баланс свой.

Единственное, что лично мне показалось неудобным (но это субъективно, конечно) - это сильное оттягивание сюжета на индивидуальные, личные переживания автора. (Речь идет о другом произведении, на которое Вы мне дали ссылку). Произведение "цепляет", когда читатель может идентифицировать кого-то из героев с собой. Хотя бы в чем-то. Поэтому когда чувства, события, обстоятельства жизни и особенности героев слишком уникальны (настолько, что большинство читателей не сможет найти с ними ничего общего), то чтобы вызвать к ним интерес, должно быть либо развернутое объяснение ситуации, либо через этих героев нужно показывать какие-то общие вещи, понятные всем. То есть, тогда особенностей должно быть минимум, а максимум - общечеловеческих вещей. Иначе можно уподобиться писателям-фантастам, перегружающим произведение придуманными словами, смысл которых непонятен - обилие всяких "бурбуляторов" и "кракозябромобилей" без расшифровки, что это такое. У читателя должна возникать в мозгу ассоциативная картинка. А непонятные слова такой картинки не вызывают. То же - и с непонятными чувствами, непонятными особенностями личности, непонятным поведением героев. Тем же иногда грешат авторы, описывающие свою профессиональную деятельность или общественную работу - те вещи, которые автору и его коллегам понятны без объяснений, для читателя, далекого от этой профессии, совершенно непонятны. И вызывают ощущение не художественной, а узко-специальной литературы. Значит, некоторые вещи должны быть либо расшифрованы "для обывателя", либо ими нужно пожертвовать ради общей цели произведения. Часто бывает так, что автор вводит какие-то детали, которые близки, понятны и кажутся важными ему. Но если это - не личный дневник, то такое нужно фильтровать. Либо читательская аудитория будет слишком избранная - такое произведение интересно будет лишь тем, чей жизненный опыт сходен с опытом автора. Понимаете, о чем я? Когда очень много пишется о чужих, непонятных реалиях - это скучно. Произведение начинает казаться затянутым.

Могут быть исключения, но это требует от автора высшего пилотажа. Это уже нужен талант не только литератора, но и "переводчика" - для другого менталитета. Делается это обычно с помощью аллегорий, и такое произведение уже приобретает некоторые признаки притчи. Рассказать папуасам об устройстве ядерного реактора, конечно, можно. Но очень трудно сделать это так, чтобы они поняли и заинтересовались :).

Василий Котов   26.05.2018 16:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Санитарка» (Ремье Соло)

Этот рассказ тоже понравился (хотя "Тени" для меня пока вне всякой конкуренции). По-моему, Вам хорошо дается военная тематика (и, если говорить шире - вообще тема борьбы, экстремальных ситуаций, в которых проявляет себя человек).
Ну а ситуация, описанная в рассказе, не такая уж фантастическая сама по себе. Насколько я знаю, были случаи, что сестры милосердия спасали на войне и раненых противника.

Рэйн Грэй   06.05.2018 10:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Рэйн Грэй! К сожалению, я не могу принять ваш рассказ на конкурс. Разрешается подавать заявки на одно или два произведения. Объём каждого заявленного текста не должен превышать 15000 знаков без пробелов. А в вашем рассказе более 32000. Скоро планируется Конкурс повестей и романов, вы можете принять в нем участие со своим рассказом.
С уважением
Любовь Олейникова

Клуб Слава Фонда   12.05.2018 15:54   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь! Спасибо Вам за информацию! Попробую попытать удачу в предстоящем конкурсе.

Рэйн Грэй   12.05.2018 16:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «99-ый Конкурс МФ ВСМ» (Фонд Всм)

http://www.proza.ru/2018/04/20/703
Рассказ «Серый дождь»
viruscosmicus@gmail.com

Рэйн Грэй   06.05.2018 08:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Рэйн!
В приёме заявки отказываю.
В условиях Конкурса чётко написано: "объём произведения - до 10000 знаков.
У Вас их 32000.
С 1 июня планируется Конкурс повестей и романов, туда сможете представить этот рассказ.
А на этот Конкурс поменяйте произведение. Новую ссылку дайте здесь в замечании.
Илана

Фонд Всм   07.05.2018 11:07   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Илана! Спасибо за информацию! К сожалению, другое произведение на этот конкурс предложить не могу, так как произведений меньшего объема у меня нет. Буду ждать нового конкурса!

Рэйн Грэй   07.05.2018 11:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тени» (Ремье Соло)

Вы знаете, настолько поразило, что даже слова трудно подобрать. С одной стороны - прекрасно создана зловещая атмосфера, которая действительно полностью затягивает, погружает, заставляет ощутить холодок на своей спине. И это очень здорово и очень талантливо сделано. Но главное лично для меня даже не это. Главное, что поразило - это то, как, с одной стороны, показана глубина человеческой трагедии молодого парня, которого послали, считай, на верную смерть, и все его внутренние сомнения, метания, свойственные человеческой природе. А с другой стороны - все-таки гимн силе человеческого духа, способности к самопожертвованию, способности сохранять самообладание даже перед лицом неизбежной смерти, способности насладиться даже последними мгновениями жизни, раствориться в них. Показан, в общем-то, "маленький человек", который прожил пусть короткую, не очень заметную, но - по итогу - очень наполненную, очень настоящую жизнь.

Рэйн Грэй   05.05.2018 22:01     Заявить о нарушении
Благодарю за обширный отзыв)рад, что вам понравилось)

Ремье Соло   06.05.2018 00:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Предки и потомки» (Сергей Ярчук)

Интересный рассказ! Понравилась идея о том, что киберинтеллект стал всячески подражать людям в манере поведения. Правда немного странно, что в конце эти потомки великих создателей не задались вопросом, а откуда на Земле появились полуразумные приматы, которых не было раньше (ведь обезьяны никак не могли эволюционировать так быстро :) ).

Рэйн Грэй   05.05.2018 20:57     Заявить о нарушении
Ну, у роботов, в силу особенностей развития искусственного интеллекта, многие вопросы попросту могли не возникнуть.

Сергей Ярчук   05.05.2018 22:24   Заявить о нарушении