Рецензия на «Шаг первый - Знамение» (Конкурс Копирайта -К2)
Всем привет! Когда я читала "Знамение", то невольно сравнивала его с другим произведением (Байрон "Каин"). И было почему: и там, и здесь главным героем является старший сын Адама, и там, и здесь происходит убийство Авеля. Но вот что интересно: и в библейской легенде, и у Байрона - Авель- пастух, Каин же - земледелец. Почему у данного автора смещены акценты: ради того, чтобы показать взросление мальчика? Есть доказательство этого: в легенде к моменту убийства Каин уже женат на одной из своих сестер, и у них есть сын - здесь же, в рассказе, сестра носит ребенка Авеля. Рассказ назван "Знамение". Знамение чего? Какую роль в этом рассказе играет бог? Каин видит его покровительство воочию- тот спасает стадо овец. Видит ли бога Авель? Этого нам автор не показывает. Авель только молится, восхваляя бога за хлеб. Каин удивляется и не верит - он видел другое! Все время, пока читала "Знамение" я не видела Авеля, он показался мне героем-схемой, только "зеркало" поступков Каина. Поэтому состоялось ли для меня знамение? Скорее нет, чем да. В рассказе я увидела всего лишь первобытного юношу, у которого есть отец, мать, сестры, брат, но в то же время их нет. Он одинок в отличие от обласканного любовью матери Авеля ( мама мне давно рассказала, мама, мама...) И все это легко переносится на современную жизнь, если исключить моменты скотоложества... Татьяна Шорохова 25.04.2018 18:45 Заявить о нарушении
Кстати, да! Очень интересный фрейдистский финт - незаметно поменять пастуха и земледельца, чтобы именно извращенец оказался убийцей (или убийца оказался еще и извращенцем). Чем-то это, конечно, попахивает, но в литературной вселенной рассказа не играет, как мне кажется, никакой иной роли, кроме чисто утилитарной: усугубить природу конфликта.
Беспощадный Критик 25.04.2018 21:54 Заявить о нарушении
Критик, здесь интересный момент. Овцы для него единственные друзья. Если бы Авель не рассказал ему про сестер, он и женился бы на одной из овец, любил бы, ухаживал...Так что это не извращение, а недопонимание происходящего. Он видит, как бараны покрывают самок и делает то же самое - для него в этом нет ничего противоестественного. А вот мысль, что он может спать со своей сестрой кажется ему кощунственной - ведь они из одного чрева...
Татьяна Шорохова 25.04.2018 22:17 Заявить о нарушении
Про кощунство вроде ничего не было сказано - Каин смущён, когда брат рассказывает ему про женщин, но не более. Смущён - это растерян и, возможно, слегка пристыжен, но стыд тут скорее от осознания своей несообразительности.
Роман Самойлов 26.04.2018 02:29 Заявить о нарушении
"Теперь, бывая дома, я, сколько мог, приглядывался к сёстрам и, внутренне противясь, представлял то одну..."
Роман, разве "внутренне противясь" не означает, что мысль о соитии с сестрой кажется ему противоестественной и только одно примиряет его с ней(мыслью)- бог разрешил. Татьяна Шорохова 26.04.2018 13:08 Заявить о нарушении
Непривычно, потому что они из одной семьи. Поэтому непривычно звучит как противоестественно. Если бы рядом жила другая семья - это для Каина было бы нормально.
Татьяна Шорохова 26.04.2018 14:58 Заявить о нарушении
Да нет, само понимание того, что вот это можно делать с человеком, наделённым разумом, душой - смущает и вызывает неприятие. Семенная жидкость воспринимается как грязь - липкая, мутная жижа с неприятным, резким запахом. Мужчина в женщину гадит, и отделаться от подобного восприятия трудно, для этого нужно стать взрослым, пообвыкнуться в своём теле и в своей голове, в общении, в сексе. А первая реакция - это всё же смущение, неприяте, брезгливость и стыд.
Роман Самойлов 26.04.2018 15:13 Заявить о нарушении
Не согласна с Вашим выводом, Роман.Каин - дитя природы, он видит это изо дня в день. Другое дело - семья: мать, сестры.
Татьяна Шорохова 26.04.2018 17:13 Заявить о нарушении
Рома, ты совершенно точно понимаешь неразрешимую дилемму между божественным и животным в человеке. Люди маются с этим тысячи две лет, как минимум, кидаются из крайности в крайности, но решения нет и не предвидится. Временами мы даже завидуем животным -- у них всё понятно и естественно. И, конечно, мы всю жизнь завидуем тому идеальному, что преподносит нам вера -- без надежды хоть как-то приблизиться к идеалу, сколько ни умерщвляй эту плоть.
Татьяна, спасибо за отклик. Разумеется, вы правы, хотя бы потому что не существует какой-то абсолютной системы отсчёта, а значит правы все в рамках своих локальных систем отсчёта. Виктор Ганчар 26.04.2018 22:30 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |