Рецензия на «Ирина. Собрать сотку» (Конкурсант)

Яркий мотив, с которого можно начать структурировать этот текст – железнодорожный узел: это и множество путей, ведущих отсюда неведомо куда, и энергия надежды, и опасность, и та линия, которая отделяет город от выселок, что тоже важно. Здесь голос матери звучит с неба, здесь рельсы и шпалы так похожи на её почерк. Я бы разбил всё, что в этой истории связано с железной дорогой, на три части и подал в трёх далеко разведённых друг от друга сценах, причём каждое новое описание должно раскрывать образ по-новому, а одна из сцен должна быть главной сценой рассказа. В принципе, всё примерно так и есть, но не хватает чёткости и яркости. Внятности не хватает и связности. Слишком много событий, просто перечисленных или упомянутых между делом.
.
Мне вообще железная дорога кажется очень живописной, связанные с ней образы наполнены какой-то особой энергией. Кстати, как-то раз наблюдал с платформы, как всклокоченная мокрая ворона с ошалелым видом скакала по шпалам в сторону Москвы – долго-долго скакала, пока совсем не скрылась из виду, не улетая и не сворачивая с путей в траву. Я тогда подумал: даже глупая птица понимает, что отсюда нужно валить любыми средствами, хоть пешком по шпалам :)
.
Мост в первом же предложении должен быть назван железнодорожным – перекидной непонятно, это может значить что угодно, вплоть до мостков через канаву. И сразу же нужно наполнить сцену звуками и зрительными образами: гудки маневровых «кукушек», грохот сцепок вагонных, голоса операторов, подробности моста этого, что-то ещё... У Вас это в следующем абзаце, причём простым перечислением объектов и звуков, ими издаваемых, а в самом начале мысли героини вообще висят в пустоте. Думаю, Вам было бы полезно поупражняться в описании одной и той же сцены на разных внутренних дистанциях «автор – герой» – я потом объясню, как это легче сделать, у самого когда-то очень трудно получалось.
.
На мой взгляд, первая смена сцен происходит неоправданно рано. Получается мелькание: мы ещё в настоящем не обжились, а уже в прошлое срываемся. И кстати, разве не будет сильнее, если мать по-прежнему будет работать на станции, и это её голос прозвучит? И всё, что описывается в детском воспоминании, связать с тем, что перед глазами у героини сейчас? Мне кажется, так первая сцена станет и ярче, и понятнее, и её можно будет сделать более объёмной без потерь в динамике. Даже наоборот. В плане драматизма сцена, в которой герой просто сидит и думает – принципиально слабая. В сильной сцене герой взаимодействует с окружающим миром. Даже если он просто произносит слова вслух, обращаясь к кому-то конкретному, это уже намного сильнее, драматичнее, чем если говорит что-то про себя и ни к кому конкретно не обращаясь. Мне кажется, голос матери даст какое-то начальное драматическое взаимодействие гг с окружающей действительностью. Да, и кто-то уже упоминал о том, что мысли девочки о камушке слишком взрослые. Так что и эту проблему можно решить, если детально живописать сцену из настоящего, а воспоминание прописать не слишком подробно. Опять же и бабушка с Лениным – разве работают они на идею? По-моему, в нынешнем своём виде они только добавляют тексту проблем.
.
Вспомнилось: у нас тут на станции Бронницы вот уже двадцать пять лет один и тот же женский голос объявляет: «Внимание, поезд!» И потом либо задорно добавляет «На Голутвин!» – либо со страстной хрипотцой: «На Москву…» Я каждый раз представляю себе женщину, голос которой был записан четверть века назад, а может, и больше – и теперь звучит из динамиков каждый день двадцать четыре часа в сутки. Она как будто стала духом этой станции, растворилась во всём этом. И если она где-то здесь живёт до сих пор, то какие у неё отношения складываются с собой, ставшей почти бессмертным голосом станции?
Я так подробно описываю, чтоб Вы вспомнили что-то своё, хотя если глянется что-то моё – берите, мне не жалко :) А пока то, что Вы перечислили в одном абзаце (описание ж/д моста и станции), у меня из головы улетучилось тут же, и атмосферы не получилось.
.
Для построения чёткой структуры важно рассказать, что там за линией, что это за мир. У Вас ведь получается треугольник сопоставлений: родной городок, мрачные выселки и Москва. Этот треугольник – структурная основа рассказа: перемещая героиню из городка в Москву, из Москвы на выселки, Вы воплощаете в этих образах свою идею. Выселки и Генка требуют детализации – именно для крепости композиции. Но вообще, и сам городок описан не особо внятно, весь текст утопает в перечислении событий, которые призваны что-то объяснять.
.
У нас тоже такой район в городе был, вроде Ваших выселок, Железкой назывался. Типичный житель Железки – пацан лет сорока, с воровскими звёздами на плечах, или без таковых, но вечно бухой и всем страшно недовольный. Он выходит из дома в трениках, майке и тапках, ищет опохмелиться, попрошайничает так грозно, что мирный обыватель готов отдать ему последнее. Он всю жизнь старается нагонять ужас на окружающих, и у него частенько получается – на Железку в девяностые нормальный человек вообще не заходил. Сейчас всё гораздо мягче, но зато я узнал, что есть в районе места и пострашнее. Кое-где люди до сих пор умирают от туберкулёза, а сифилис лечат перманентно и целыми семьями, включая детей – только прокололи курс и сразу опять кто-то заразился.
.
Чуть не забыл: Вы в первой сцене говорите: «Лена сидела на перекидном мосту, подтянув колени к подбородку, закрыв глаза и прислушиваясь к себе, к новым ощущениям, которых не испытывала раньше. Должна была испытать, а не сподобилась, как сказала бы бабушка. Шок, злость, ужас, острота необратимости прежней жизни уступили место бесчувственному спокойствию, равнодушным практическим мыслям о том, что возвращаться придётся пешком».То есть я понимаю это так: новые, небывалые ощущения – это равнодушие. Но из Ваших объяснений следует, что это нечто иное. Вообще, то, что изнасилованная Генкой Лена впервые почувствовала себя женщиной – это странно и должно быть ну очень крепко связано с идеей рассказа. Чего пока нет. Возможно, окунувшись в эту клоаку за линией, Лена ощутила, что можно жить и так – ни к чему не стремясь. И изнасилование стало кульминацией погружения в эти вот нечистоты, в которых «тоже люди живут». Это альтернативная реальность, в которой никакую сотку набивать не нужно – просто расслабься и погружайся на дно. Спокойно и с удовольствием.
.
Сцена с камушком должна иметь более ясное развитие – какая-то парная сцена должна быть. Мне кажется, что про талант тут не рифмуется – камушек обыкновенный, он выделяется из общего числа только для героини и только потому, что на миг стал ею самой. Так же каждый человек видит себя особенным без причин, просто потому что он такой у себя один.
.
Пытаюсь понять, в чём тут литературный конфликт. Героине подруга внушила, что человек должен к чему-то стремиться, искать свой шанс и реализовывать его. Но сама героиня ничего не хочет, у неё нет устремлений. Вот, собственно, и весь конфликт. Очень понятный. Кстати, если назначение Юльки только в этом внушении, то нужна ли она вообще? У меня в связи с этим возникает такой вопрос: а чем вообще жизнь алкоголиков, живущих от пьянки к пьянке, отличается от жизни людей типа Лены или более успешной Раи из рассказа Катерины? Ну, вот так вот конкретно? Пожалуй, социальным одобрением отличается. Продолжительностью жизни? Нет, не факт. Инсульты, инфаркты, рак. Возможностью смотреть на других свысока и плевать им на плеши? Да, и наверняка это один из важнейших бонусов, но это ведь пока московская барынька не окажется сдуру на выселках. То есть плевать получается только издалека, в фантазиях. Так почему героиня вообще должна чего-то хотеть, к чему-то стремиться? Родилась – живёт, старается жить так, чтоб не было больно и трудно. Мне кажется, тут важно пройти всю цепочку из следующих друг за другом «зачем?» – чтоб прийти к некой первооснове. Ведь есть же, наверное, в человеке какой-то механизм, заставляющий его тратить свою душу, брать большую ложку и раздавать себя окружающим. То есть, скорее всего, экзистенциальная задача человека – не устраиваться и не хапать, а раздавать и тратить. Себя, свои личные внутренние ресурсы. Причём особой логики в этом, наверное, и нет, просто если не получится, то в душе в конце концов появляется какое-то свербящее разочарование. Как будто всё нерастраченное протухло внутри.
.
По моим ощущениям, все сцены, кроме центральной, описаны галопом. Получается длинная цепь событий, ни одно из которых не успевает читателя зацепить. Беглый пересказ длинной и сложной истории. Некоторые фразы и абзацы построены нелогично или двусмысленно, что добавляет хаоса в этот и без того не очень стройный текст.
На этом пока всё.

Роман Самойлов   09.03.2018 15:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Роман, за такую подробную рецензию.
Я подумаю над Вашими словами. Мне хорошо надо подумать.
Ирина

От Автора   09.03.2018 22:23   Заявить о нарушении
Красивый мотив - железная дорога, конечно, красивый. Много встречалось в фильмах особенно этого красивого мотива:)

А как быть, если по факту(по тексту) нет большого железнодорожного узла, а только банальная железнодорожная узловая станция со стандартным зданием вокзала и стандартным перекидным мостом через пути. Все поезда имеют здесь стоянку - здесь осматривают, остукивают - проверяют подвижную часть вагонов. И больше ничего. Шесть-семь путей сливаются в один путь на восток(сейчас уже двухпутка).
И всё. Промежуточная остановка на длинном пути.
Я плохо понимаю, как может находиться здание ж/д вокзала в непосредственной близости от ж/д моста, этой большой и сложной инженерной конструкции.

Промежуточная станция и промежуточное подведение итогов жизни на момент возраста в 5 лет(!) в 15 лет и в 33 года.

Выселки - я перечитала текст и не нашла в нём объективной информации, что за линией полный отстой. Неосторожно брошенное бабушкой слово осталось в памяти и послужило мотивом оправдания того, что случилось той ночью с героиней.

Я бы выделила в качестве мотивов белое пятно(на детском рисунке, в плане интимной жизни героини и направление движения жизни/к чему стремиться героини) до описываемых событий.
Второй мотив - линия/перейти за линию (сходить с бабушкой просто так, изменить мужу, отсечь линию жизни до и после событий, случившихся в описываемый сюжетный день).
С камушком есть у меня ассоциация, но пока она не оформилась в точном выражении, поэтому думаю.

Очень интересно разложить видение ситуации от мужского и женского взгляда:)

Было очень полезно, Роман!
Ирина
пока так, но размышления на этом не закончились:)

От Автора   10.03.2018 13:39   Заявить о нарушении
Ну так я и говорю о самой обычной станции, не о Казанском вокзале :) Красота - в самих рельсах и шпалах, поездах. В открытом пространстве. Кстати, для меня железнодорожный мост - это любой мост на железной дороге :) Важно что? Чтоб читатель сразу увидел, где находится. А про выселки - что ж, по причине нехватки информации я предлагаю свои варианты, чтоб Вы предложили свои. Оцениваю возможные композиционные связи. Ну, пятно так пятно, тоже вариант.

Роман Самойлов   10.03.2018 20:38   Заявить о нарушении
По поводу пространства: у меня странное ощущение от пространства на знакомой мне узловой станции. Нет в моих воспоминаниях большого пространства почему-то. Во всяком случае, если брать момент начала истории(Лена сидит на мосту). Скорее запустение и заброшенность. Словно был когда-то шумный и богатый дом, а теперь обветшало всё, потускнело. Была шумная многолюдная жизнь, стало мелко и пустынно. Было движение, стала тишина. Четыре-пять пассажирских поездов в сутки, а было... и грузовые - много меньше.
Я начинала писать именно с того, что единственное, что было постоянной величиной для города - это вокзал, перекидной мост и дом мещанки Кукушкиной с мезонином и вечными цветами на подоконнике - "женихом" и "невестой". Всё остальное - менялось, ветшало, рассыпалось в прах и выстраивалось новое. Эти же три точки были всегда. бетонные ступени перекидного моста и деревянный настил самого перекрытия и зелёные перила.
Так как-то вспомнилось:)

От Автора   10.03.2018 21:38   Заявить о нарушении
Ирина, вот смотрите. Почему я предлагаю начинать структурировать с железнодорожной станции: она логически, эмоционально и эстетически связывает три места действия. Рисую для себя вытянутый такой треугольник – станция, на его вершинах – три круга, три места действия: городок, Москва, выселки; для каждого места действия есть свой антагонист, партнёр по драматическому взаимодействию: мать, Игорь, Генка – три жирных точки, героиня в каждом круге – тоже точка, между ней и партнёрами по драме изображаю напряжение; в каждом из трёх мест действия реализуется свой конфликт, который вариативно отражает внутренний конфликт героини. Вот уже есть схема, демонстрирующая все композиционные связи, наращиваем на неё мясо – должно получиться гораздо яснее, логичнее, драматичнее, чем сейчас.

Роман Самойлов   11.03.2018 08:24   Заявить о нарушении
да, согласна.
линия отчим-Игорь-Генка - эту линию вижу очень ясно.
здесь как раз три точки взаимодействия: город - Москва - выселки.

надо подумать, как организовать:)
проблема(для меня) в организации именно данного текста в том, что я не придумывала героиню и события, я попыталась сделать анализ, расшифровать видимую и подводную часть айсберга. Как-то обобщить(может быть) и сделать выводы.
как говорят шерпы : многие приезжают, смотрят и только немногие - видят.

От Автора   11.03.2018 08:53   Заявить о нарушении
я напряжённо работаю, Роман:)
каждое утро начинается с размышления о тексте:) долгого такого размышления.
это моё личное время посвящено именно этому и только этому.
процесс накопления пока.

От Автора   11.03.2018 09:00   Заявить о нарушении
Ирине:
вот когда я писала про "калькирование", я имела в виду именно это: что ты пытаешься строго следовать за жизнью, то есть за тем, как оно всё в жизни было.
А реальность художественная требует уже отхода от реальности настоящей.
Т.е. на мой взгляд более выигрышна для рассказа будет формула "над вымыслом слезами обольюсь", а не "это всё было на самом деле".

Светлана Малышева   11.03.2018 09:59   Заявить о нарушении
нет, это не калькирование, отнюдь.
я выбирала только то, что мне казалось нужным именно для данной задачи.
и пыталась построить для того, чтобы была не конкретная история конкретного персонажа, а попытка понять явление. ситуация-то типичная, история типичная, если бы я хотела про конкретную жизнь, то получилась бы совсем другая история. она по факту и есть другая, а не та, что в рассказе.

герои могут быть вымышленные и тут мастерство автора проявляется в том, что они живее всех живых. это одна сторона литературного процесса.
а другая состоит в том, чтобы оттолкнуться от реальной жизни и выделить типовое и сделать/показать его. это уже другой тип литературного мастерства(пока у меня вот этот другой тип идёт сложно, ибо - новый опыт)

героев из воздуха не бывает - они создаются из увиденного, приснившегося(как было у Дины Рубиной в её "Почерке Леонардо"). По разному приходят герои.
Нельзя замкнуться на одном-единственном способе и штамповать его из раза в раз.

у каждого литгероя есть прототип, явный или неявный, считавшийся откуда-то:)
мой прототип явный и что? если он прочтёт, то я не уверена, что узнает себя.
снова отсылаю к Дине Рубиной - "Альт перелётный": прототип сестра писательницы. Мать увидела полное сходство, сестра - весьма и весьма отдалённое.
всё сложно:)

От Автора   11.03.2018 10:35   Заявить о нарушении
разница между обывателем простым и писателем как раз и заключается в том, что один смотрит, а другой - видит.
я _пытаюсь_ - видеть и - дать свет надежды в конце туннеля. то самое светлое пятно.

От Автора   11.03.2018 10:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурсант
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роман Самойлов
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.03.2018