Рецензия на «Приключения кавказца в России, гл. 1» (Юсуф Айбазов)

Доброго времени суток, Юсуф!
Высылаю Вам свои критические замечания по тексту, как обещала.

1.Предисловие
Предисловие, как и любая другая часть произведения (включая «пролог» и «эпилог»), должно выполнять определённую функцию. Смысл предисловия заключается в том, чтобы стать невидимой ниточкой между писателем и читателем, чтобы второй мог догадаться о целях и мотивах первого. И, откровенно говоря, «авторские» (не редакторские!) предисловия пользуются успехом, если речь идёт об историческом романе, где необходимо кратко обрисовать описываемую эпоху. С редакторскими предисловиями сложней, как правило, они представляют собой краткую биографическую справку об авторе. И то если издание коллекционное или автор уже давно покинул «мир живых». Проще говоря, Вашему тексту предисловие не нужно. Но если Вы не хотите отказываться от повествования в начале книги, то переделайте его в пролог от имени героя. Например, как он вспоминает об этой истории в глубокой старости. Такой приём может значительно подогреть интерес читателей.
«Не думаю, что эта история такая уж невероятная. Ее делают неправдоподобной несколько удивительных совпадений» — цитата из Вашего предисловия. Я зацепилась за слово «неправдоподобная». Никогда, НИКОГДА не говорите своим читателям, что история неправдоподобна, вообще выбросьте это слово из своей головы. Даже если Ваш герой бежит из Москвы за поездом до самого Воронежа, и у него не остановилось сердце в конце пути, он всё равно реален, потому что Вы наделите его какими-то «правдоподобными» чертами. Читатели хотят видеть историю, в которой найдётся место для них самих, в которой они хотя бы мысленно могли бы очутиться сами, а раз она не правдоподобна, то и читать её не стоит.
Когда вышла книга К. Льюиса «Хроники Нарнии», история о том, как дети залезли в шкаф и оказались в сказочной стране, в свои шкафы полезли все: и дети, и взрослые. Потому что автор ни разу не дал усомниться читателям, что в книге есть нестыковки и неправдоподобные повороты сюжета. А чем Вы хуже Льюиса? Ничем. Так что, пока Вы сами, Юсуф, думаете, что Ваше произведение частично (?) вымышлено, и будете говорить об этом читателям, они начнут сомневаться в том, стоит ли вообще тогда уходить дальше предисловие. Всё описываемое в книге реально и точка.

2.Герой
Смысл абсолютно любого произведения — цель героя. И эта цель должна быть обрисована с первых страниц. Как я поняла из текста, цель Героя заключается в «обрывании старых связей и поисках нового себя». И подтолкнул его к этому старый приятель Иосиф Гуркин. На самом деле зарисовка замечательна: Вы умело передали её через диалог. В этой части претензий пока нет, однако, имейте в виду, что я прочитала пока лишь первую главу произведения, поэтому в дальнейшем могу к этому вопросу вернуться.

3.Текст
В любом тексте всегда должны быть и описание, и рассуждение. Рассуждение я увидела, а вот описания, к сожалению, минимум. Как выглядят улочки, по которым ходит Юрий? Картинная галерея? Что его вообще окружает? Смотрите на описанный мир глазами своего Главного Героя!
Сам текст читается легко, но без должных описаний и рассуждений (внутренний конфликт Героя) выглядит пустым и сухим. Одним словом, не так близок к «художественному тексту». Если это исправить, изменится сам стиль повествования.

На этом моя «общая часть» закончена, и я перехожу к следующей, более детальной.

—Кто такой Юрий Борисович?
Как вообще выглядит этот мужчина? Он «горячий, кавказский мужчина с бородой»? Он «горячий, кавказский мужчина без бороды»? Он…
Думаю, Вы меня поняли. К концу первой главы я так и не поняла, как выглядит Юрий Борисович. Вероятно, описание его внешних данных есть в последующих главах. Главный Герой должен быть «обрисован» частично или полностью до четвёртой главы, в противном случае, если в 25 главе Вы напишите, что у него чёрные глаза, а читатель был уверен до 24, что голубые, это самая настоящая катастрофа. Читатель будет негодовать, уверяю Вас.

—Кто такой Иосиф Гуркин?
Он приятель Героя, здесь понятно. Насчёт внешности этого героя повторяться не буду. Однако Иосиф врач какой специальности? Хирург, терапевт, педиатр? А если кардиолог, то почему он советует Юрию другого врача? Он плохой специалист? Ответы на эти вопросы помогут Вам более полно раскрыть характер данного героя.

—Герой хочет остепениться.
Что значит «остепениться»? Герой женат! Да, у него не ладятся отношения с супругой, но неужели настолько, что он укатил в другой город, не предупредив её? Запомните: «если ружьё упоминается, то оно должно стрелять». И бизнес? Что за «маленький бизнес»? Он занимается недвижимостью, как Надежда Яковлевна, или чем Юрий зарабатывает на жизнь? Из текста пока только ясно, что герой «слабовольный».

—«Весна в самом разгаре… даже, пожалуй, начиналось лето».
Весна в самом разгаре и начало лета —не синонимы. И потом, везде то самое лето начинается по-разному. Как оно начинается здесь? Птички летают, деревья пушистые от зелени, или…Продолжите сами, то есть, добавьте описаний данной местности.

—Волго-Вятский регион.
Понятие весьма растяжимое; растяжимое настолько, что всё равно, что написать «дело было в Московской области», а она, как мы знаем, велика. Уточните город, иначе теряется пространство. Читатель всегда должен понимать где (место) и когда (время) происходят описываемые события; в 1978 году в Москве или в 2000 в Кирове.

—Слабовольный хочет снять путану?

Когда мы говорим «слабовольный», то невольно представляем «слабохарактерного», «нерешительного человека». А такой человек уж точно не сможет снять путану или вообще решится на поездку в другой город, потому что вечно сомневается в принятых решениях и анализирует, анализирует, анализирует. Если Герой действительно «слабохарактерный», то тут Вы просчитались в его психологическом портрете, и это разрушит весь сюжет. На мой взгляд, лучше заменить «слабовольного» на «человека, которым легко манипулировать», при условии, что от Иосифа он сразу побежит на вокзал, не заходя домой. В противном случае там Юрия может поджидать жена/тёща, которые «разманипулируют» его обратно. Если им легко манипулировать, то становится понятно, почему Герой так легко поддаётся на чары женщин, которых встречает.

—Снять путану или приличную особу?
Так путану или приличную особу? Или здесь по принципу, кто согласится на секс с героем? Складывается впечатление, что он или сам не знает, чего хочет, или давно не спит с женой, и ему уже просто всё равно с кем ложиться в кровать.

—Помощь пьянице.
Если Вы поменяете местами их диалог и ту часть, в которой Герой вспоминает, глядя на Валеру, брата, то этой части критики не будет. Одно дело, когда помогаешь маргиналу, когда видишь в нём близкого, в другое —просто так не от большого ума. Во всяком случае о Юрии складывается в начале именно такое впечатление, что он не особо умён, пока не появляется вставка о родственнике.

—Героиня Надя.
Я могу поверить, что девственница настолько сходит с ума, что готова сама пристать к первому встречному, но я никогда не поверю, что женщина, любая женщина, готова предложить ключи от своей квартиры незнакомцу. Либо чересчур наивна, либо, извините, полная дура. Другого варианта просто не дано. Объясните в повествовании, почему героиня так себя ведёт, должны же у неё быть какие-то мотивы. Сколько, кстати, Наде лет?

—Героиня Катя.
Такая же, как и Надя. «Мужчина, дайте денег на транспорт, хлеб, ой, а давайте кофе попьём, а я Вас что-то боюсь, может, Вы меня до остановки проводите?». Серьёзно? Я Вас боюсь, но проводите меня до остановки, а то поздно и темно? Возможно, моё непонимание героинь (обеих) связано с тем, что я не представляю, о каком времени (годе) идёт речь. Но сдаётся мне, что ни в какие времена женщины так себя не вели.
Подумайте над образами героев, чисто для себя, как автор. Какие у них цели (цель есть у каждого, даже второстепенного героя), мотивы и прочее? Поверьте, после того, как распишите, Вам станет легче писать.

На этом моя рецензия подходит к концу.
Надеюсь, Юсуф, я хотя бы частично изложила то, о чём Вы меня просили.
Как уже говорила, прочитать успела только первую главу. И если Вас не расстроит моя рецензия, и Вы сочтёте её «доброй критикой», я могу продолжить рецензировать дальнейшие главы, но, увы, не больше одной в неделю, так как я сама сейчас работаю над крупным произведением.

В любом случае, желаю Вам творческих успехов!
С уважением,
Ольга Гесс.

Ольга Гесс   23.11.2017 02:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Оля! Во-первых - большое спасибо за ваш титанический (другого слова я не смог найти), труд.Во-вторых, сразу же - не расстроила ли меня ваша критика? Немго расстроила, конечно.
Если вы писали вполне искренне, не кривили душой - значит я написал бестселлер, эпохальное произведение, гениальную повесть.
Но так как это исключается... значит - вы не совсем искренни. Критика получилась какая-то.. беззубая, что ли, больше комплиментов, чем резкой критики. Вы слегка пожурили меня за совершенейшие пустяки, за такие мелочи, что можно вообще не обращать внимание.

Вас еще немного извиняет то, что прочли крохотную часть текста, самое начало, события еще и не начали раскручиваться.
Там дальше будет яснее поведение обеих героинь и обоих героев. Так что боюсь, что ваш большой труд... не то чтобы насмарку.. просто без большой пользы: если я сейчас начну разъяснять поведение героев - это то же самое, что писать текст заново.
Вот если, скажем, после пятой главы останутся эти вопросы - странное поведение героев (с нашей повседневной точки зрения), тогда придется разъяснять, вносить значительные изменения в текст, пояснять.

Насчет слабовольности ГГ. Об этом мы знаем с его собственных слов.
Если бы повествование шло от третьего лица, и автор сказал, что главный герой - слабовольный рохля, мы были бы обязаны верить автору. А то, что герой сам себя называет рохлей... он ведь субъективен, может ошибаться, может быть слишком самокритичным.

Здесь ведь эффект контраста. Если герой о себе скажет: ой, я такой крутой, целеустремленный, деловой, успешный... А потом окажется, что это в общем-то средних способностей рядовой гражданин.. это одно. А если он настраивает читателя на то, что размазня, полудохлый, и вообще никчемный, а потом выясняется, что в общем-то...

Короче - Олечка, не ленитесь, читайте.

Насчет правдоподобности. Согласитесь, история в самом деле неправдоподобная? А, хотя, вы ведь еще можно сказать - вообще не читали.
Вот удивительный феномен. Если человек описывает повседневную рутину, бытовуху - все довольны, все рады. Или занимается сочинительством - гладкие, отшлифованные эпизоды - все нормально.

Возможно, я ошибаюсь, но уменя такое мнение: если собрался писать, то уж пиши о том, чего на каждом шагу не встретить, не о том, что мы видим вокруг ежедневно. Художественное произведение должно кроме всего прочего чему-то учить, причем, не назидательные речи, не морализование, а чтобы прочтя, человек задумался.

По поводу описания красот, пейзажей, сопровождающих героев...
Не знаю, каждый наверное, судит посебе.. Я, например, когда натыкаюсь на описание шелеста листвы, цветов и красок лазоревого неба, облаков, трав... стараюсь быстрее проскочить эти места. Мне часто делают замечания, что слишком много ненужных подробностей, текст затянут, нудноват..

Место и время событий... Так ведь текст и так вышел чересчур документальным, как отчет о командировке, что-то я не припомню, чтобы в художественном произведении автор давл точный адрес, наоборот - "..в городе Н, в 18... году".. Хотя в общем-то можно было наверное, замметить где-нибудь - только что закончились лихие девяностые..

Так. Это всё ладно. Ольга, вам надо, чтобы какое-нибудь ваше прозведение покритиковали?
Причем, если я возьмусь критиковать, то только с точки зрения повышения читабельности, увлекательности, привлечения читателя. Как сейчас говорят - кассовости.
Если вы не намерены публиковаться и зарабатывать - тем проще: я столько елея напущу, столько слащавых восторгов, столько красивых комплиментов, сами не поверите, что это вы написали.

Юсуф Айбазов   23.11.2017 13:46   Заявить о нарушении
Да, вероятно, Вы правы, Юсуф: как таковой текст я полностью то и не видела:) Но исправлюсь.
По поводу описаний: я тоже жутко не люблю, когда описывают шелест листвы, но так уж требуют законы жанров - повествование, описание и рассуждения обязательны для произведения.
___________
С моими работами сложней:) Проза, которая представлена на сайте, старая, и её ужас я вижу сама, поэтом себя хорошим не считаю, да и не планировала никогда этим заниматься. Я нацелена на крупные формы, но их на Прозе нет, так как это мой личный творческий каприз: не показывать работу до тех пор, пока она не будет полностью закончена.

Ольга Гесс   23.11.2017 19:01   Заявить о нарушении
У вас, Оля, очень неплохо получаются работы по истории, просто читать интересно.

Если уж честно - очень мало на Прозе интересных авторов, которых хочется читать и читать.
Но по вашему желанию хотелось бы писать отзывы, желательно на беллетристику, перечислите несколько работ, о которых хотели бы знать мнение рядового читателя.

Юсуф Айбазов   23.11.2017 19:08   Заявить о нарушении
Если Ваши слова не лесть/фальшь и не откровенная ложь, то, возможно, это заслуга моего образования и "пробы пера", которая продолжается уже больше десяти лет.

Ольга Гесс   27.11.2017 17:07   Заявить о нарушении
Да нет, у меня фальшивить не получается, у меня как у того дурака - что на уме, то и на языке.
Все, кто со мной хотя бы в легком контакте, отмечают мою простоту на грани простоватости.

Только.. тут ведь какой момент? На публицистику, историю любителей намного меньше, чем на художественную литературу. То есть - читать вас интересно, но у вас же тоже свой интерес? Вам оно надо - развлекать публику, должен быть наверное, пусть маленький, но материальный интерес.

Юсуф Айбазов   27.11.2017 19:00   Заявить о нарушении
Я не занимаюсь ни историей, ни публицистикой.
Все работы данных категорий, представленные на сайте, всего лишь отрывки университетских рецензий, рефератов, докладов и курсовых.
А интерес, конечно же, есть. Но то, что представляет интерес, я здесь не публикую:)

Ольга Гесс   27.11.2017 22:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юсуф Айбазов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ольга Гесс
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.11.2017