Рецензия на «Женщины-художницы в истории живописи» (Нина Лесина)

Уважаемый автор Нина Лесина!

Вы задались целью написать маленький очерк о месте и роли в истории искусства выдающихся женщин-художниц. Замысел хороший и благородный, но почему Вы столь недопустимо небрежно подошли к его исполнению? Ну как же можно допускать такое множество грубых фактических, орфографических и грамматических ошибок, сводящих на нет все Ваши усилия?
Как Вам, простите, просто не стыдно – выходить с таким явным браком на широкую читательскую аудиторию?
В чем причина такой… возмутительной халтуры?
В несерьёзности, в легкомыслии, в торопливости и лени перепроверить фактографические данные и сведения?

В общем, душа не вынесла и я основательно переработал, а во многих местах просто переписал и развил Ваш текст, исправив целый ряд возмутительных ошибок.

(Например, даты жизни Феде Галиции: она скончалась не в 1660, как Вы утверждаете, а в 1630 году;

фамилия художницы – не МериаМ, как у Вас, а МериаН;

художницу-немку Кауфман звали АнГелика, а не романизированно – Анжелика, к тому же она была членом не только Французской Академии, но и ряда Академий других европейских стран;

Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась 19 СЕНТЯБРЯ 1967 года, а не 19 ОКТЯБРЯ, как заявляете Вы… и др., и др., и пр.)

Шлю Вам Ваш текст в переработанном виде в надежде, что Вы в дальнейшем будете более вдумчиво, более строго и ответственно подходить к своей работе на ниве домашнего искусствоведения

<<У меня есть замечательная книга - Всеобщая история искусств, том четвёртый (их всего шесть томов). Искусство 17-18 веков. Государственное издательство "Искусство", Москва 1963 год.
В этом томе представлена история архитектуры и живописи конца 17-го и начала 18-го века. В нём прекрасные иллюстрации. В настоящий том включены жизнеописания и очерки творчества выдающихся художников: Караваджо, Веласкеса, Пуссена, Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса и наших замечательных русских художников: Боровиковского, Рокотова, Левицкого.
И среди этой блистательной плеяды - ни одной женщины-художницы! Их что, не было в то время?
Ладно, раз в советскую историю искусств они не вошли, обратимся к другим источникам. Я нашла их: оказывается, уже в эпоху Ренессанса даже в мрачном Средневековье] были талантливые женщины-художницы.

Феде Галиция (1578-1630 г). Она создавала замечательные произведения, преимущественно - прекрасные натюрморты. Из сюжетных творений художницы наиболее известна картина "Юдифь с головою Олоферна"

Софонисба Ангиссола [правильнее - АнгВиссола] (1532-1625 г.) После создания портрета герцога Альбы, была по его рекомендации приглашена к испанскому королевскому двору и стала придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, жены короля Филиппа Второго. Она создавала портреты членов королевской семьи, их детей и придворных. Картины Софонисбы Ангвиссолы отличает тонкая детализация изображений, тщательная выписанность тяжёлых парадных одежд, украшений. К сожалению, многие её картины были в последствии утеряны. В возрасте 47 лет художница повторно вышла замуж. Муж был намного моложе её, но боготворил свою жену и создал все условия для её творчества, предоставив в её распоряжение отдельные апартаменты и большую мастерскую.

Ангелика Кауфман (1741-1807 г.), немка, была прославленным живописцем Европы 18-го века. В 1762 году она стала членом флорентийской Академии художеств, с 1765-го – членом Академии Св. Луки в Риме, а с 1768-го – Французской и Британской Королевских Академий. Её картины – парадные портреты и полотна на мифологические сюжеты являются образцами высокого классицизма.

Мария Сибилла Мериан – немецкая художница, ученый-натуралист, гравёр, издатель и путешественница. Создала уникальные нетускнеюшие и невыгорающие краски, которые и сегодня выглядят так, словно вот только что положены её виртуозной кистью. Её творчество было высоко оценено во всей Европе. Ценнейшую часть блистательных акварелей Мериан, с научной точностью и художественным совершенством запечатлевших множество растений, животных и особенно насекомых приобрёл для своей Кунсткамеры царь Петр I.
Но хотелось бы вернуться к истории нашей русской живописи.
Были ли в ней талантливые женщины-художницы?
Да, были, и немало. Но я остановлюсь лишь на двух из них.

Мария Башкирцева (1858-1884 г.) Родившаяся в аристократической дворянской семье она получила блестящее домашнее образование: владела шестью европейскими языками и латынью, была красива, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала прекрасным сопрано. И замечательно рисовала с юных лет. Но рано обнаруженный туберкулез заставил юную художницу переселиться во Францию, где она прожила большую часть жизни.
Мария Башкирцева оставила после себя более 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур. Её картины входят в коллекции музеев Америки и Франции (в музее Ниццы есть даже отдельный зал Башкирцевой). В России её произведения хранятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, в Днепропетровском, Саратовском, Харьковском музеях. На протяжении своей короткой жизни она вела знаменитый «Дневник», который был многократно переиздан на многих языках и запечатлел сложную духовную жизнь необыкновенной девушки. Она умерла от чахотки когда ей было всего 25 лет. Её памяти посвящено несколько биографических книг и романов. Свой первый сборник стихов "Вечерний альбом" Марина Цветаева посвятила "Светлой памяти Марии Башкирцевой".

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в одной из наиболее прославленных в искусстве семей – Лансере и Бенуа. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец был известным скульптором, мать была художником-графиком. Талантами обладали и её братья: младший брат стал архитектором, старший - мастером живописи и графики.
После смерти отца семья переезжает из родового имения "Нескучное" в Петербург. Все члены семьи заняты творческой деятельностью, посещают Эрмитаж, выставки, театры. Зина начала рисовать в юном возрасте и детское увлечение стало призванием. Она по праву считается одной из наиболее выдающихся русских женщин-художниц, обессмертивших своё имя изумительными творениями, навсегда вошедшими в историю мировой живописи.
В 1900 г. она заканчивает женскую гимназию и поступает в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой. В 1905 г. выходит замуж за Бориса Серебрякова, своего двоюродного брата, с трудом преодолев сопротивление своих родных. После свадьбы молодые уехали в Париж. Зинаида напряженно работает, много пишет и рисует с натуры. Через год молодые супруги возвращаются домой в "Нескучное". Зина создает всё новые портреты, пейзажи, пастели. В 1910 г. она пишет картину, принёсшую ей славу. Зимнее солнечное утро. Она подошла к зеркалу, отвела в сторону густые тёмные волосы, взмахнула гребнем и замерла. Из зеркала на неё смотрела молодая, счастливая женщина, лицо её светилось покоем и счастьем. Разноцветные флакончики. блестящие булавки и бусы перед зеркалом лишь подчёркивали эту утреннюю красоту. И она в белой, сбившейся с плеча рубашке с ясной улыбкой на губах и яркими лучистыми глазами. Этот миг надо было непременно запечатлеть на холсте.
Получился не традиционный автопортрет, а прелестная жанровая сцена о счастливом утре молодой женщины, когда она ещё не знала о всех бедах и испытаниях, которым предстоит выпасть на её долю.
На седьмой всероссийской выставке в Москве эту картину "Автопортрет. За туалетом" приобретёт Третьяковская галерея.
1914-1917 годы - период творческого расцвета художницы. Она создает множество великолепных вещей – живописных потретов, жанровых сцен, пейзажей и графических листов, среди которых особое место занимают произведения, посвященные русской деревне и крестьянской жизни: "Крестьяне", Беление холста", "Крестьянка с коромыслом"… Много внимания уделяет замечательный мастер красоте русской природы: "Сад в цвету","Яблоня", "Осенний парк"…
Но наступает роковой 1917 год. Имение "Нескучное" сгорает, гибнут в огне её прекрасные работы. Жизнь резко меняется: от тифа умирает муж и художница остаётся с четырьмя детьми и больной матерью на руках без средств к существованию. Голод, нет масляных красок, но Серебрякова не может оставаться без работы и в ход идут карандаш и уголь. Художница отказывается переходить на насаждаемый советской властью кубо-футуристический стиль или писать парадные портреты красных комиссаров. В декабре 1920 г. она с семьёй переезжает на квартиру деда в Петроград. Ей повезло: на "уплотнение" ей поселили артистов МХАТа. В этот период она создает много произведений на темы из театральной и балетной жизни.
Осенью 1924 года, получив заказ на большое декоративное панно, она уезжает в Париж. Мать и дети остаются в России. Предполагалось, что уезжает она на 2-3 месяца, но оказалось – на всю жизнь. Так сложилось, что она до конца дней осталась во Франции.
Очутившись на чужбине, оторванная от Родины, от семьи, она все деньги, что удавалась заработать, отправляла семье. Через несколько лет двое её детей смогли переехать к ней.
Лишь с наступлением хрущёвской оттепели, в 1960 году, после 36 лет разлуки к ней приезжает во Францию дочь Татьяна, ставшая театральным художником во МХАТе.
В 1966-ом, за год до смерти, друзья-художники из России и дети сумели организовать большую выставку её работ сначала в Москве, затем в Ленинграде и в Киеве. Выставки пользовались огромным успехом. Так в СССР массовый зритель смог, наконец, узнать художницу Зинаиду Серебрякову.
Мой отец выписывал тогда журнал "Работница", где я впервые увидела репродукцию её картины "За туалетом". Светлая, жизнеутверждающая картина произвела тогда на меня, ещё девочку, яркое незабываемое впечатление.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет.

Так что, как видим, были и есть в истории живописи великие и талантливые женщины-художницы, чьи имена навеки вошли в золотой фонд мировой культуры. >>

Всего Вам доброго!

Ф.В.

Феликс Ветров   05.11.2017 16:59     Заявить о нарушении
Здорово Вы меня....... Но переделывать ничего не буду и даже объяснять не буду почему. Благодарю вас за труд.

Нина Лесина   05.11.2017 22:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Нина Лесина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Феликс Ветров
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.11.2017