Рецензия на «Как остановить эрзац-науку и с чего начать?» (Лев Агни)

"В сознании обывателя закрепляется представление об историках как о классе, призванном обслуживать правящую власть. История не воспринимается публикой как наука."

Этих двух ,совокупно взятых из Вашей статьи сентенции уже достаточно, чтобы выразить существо проблемы и видение её автором публикации."
Да, история не воспринимается публикой как наука. И это результат такой деятельности научного сообщества, которая даже не закрепляет представление, например о историках, а вполне устойчиво его сформировало.
Внутринаучные разборки, может и представляют интерес для обывателя, да только скандальный, развлекательный, но уж никак не конструктивный, за исключением разве что вывода о том что наука - это род проституции.
Странно, но приходится повторять банальности - наука вообще есть метод процесса познания реальности. Это основополагающее свойство сознания человека, ещё не разделённого на обывателя и творца структурированных истин. Ориентированный на исследование реальности человек - вот кто учёный. А обученный лавированию в среде чьих-то влиятельных интересов исследователь не только компрометирует, а и вообще теряет основания - да и вообще право - называться учёным. Ибо продукт его деятельности отравляет общественное сознание скепсисом в отношении возможности адекватно отразить реальность. А так как повседневная жизнь требует повседневной мотивации, то мотивация ложных представлений легко утверждает себя, заменяя собой необходимость природных реакций на происходящее.
Надо ли тогда сетовать на несовершенство обывателя ли, научного сообщества ли, власти ли с её вспухающими на дерьме институтами?
А вот сетуем же. Все. Да только что из того?

Виктор Гранин   13.09.2017 03:07     Заявить о нарушении
"Да, история не воспринимается публикой как наука."
"Публика" - это слишком широкое обобщение, на мой взгляд. История не воспринимается частью общества как наука потому, что представители этой части (обыватели) ленятся самостоятельно изучать исторические явления (они их просто не интересуют), а не потому, что спорят между собой и проклинают друг друга разные исторические школы или потому, что при одной власти история трактовалась так, а при другой - иначе. При этом под "историей" публикой понимается та история, которая имеет актуальное, часто политическое, значение для текущего времени. В нашем, российском обществе актуальны вопросы происхождения и появления славян на исторической арене, кто этнически были первые Рюриковичи и т.д. вплоть до трактовки событий новейшей российской истории. А история Древнего мира или Средних веков большей части российского общества - до лампочки. Она охотно верит шарлатанам, смело воюющим с "традиционными" историками и низвергающим сложившиеся исторические "стереотипы".

Алексей Аксельрод   13.09.2017 18:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лев Агни
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Гранин
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.09.2017