Рецензия на «С. Малышева, Медовый месяц Тамары Михайловской» (Литстудия)

Свет, мой ответ на заданный тобой вопрос – да. Ну, то есть не то чтобы правильно, но такое возможно. Попробую рассказать, как я это вижу.
.
На мой взгляд, не наивность первой любви как таковая вступает в конфликт с дальнейшей драмой, а способ подачи истории, особенности художественного метода. А именно – речевые маски в нарративе и жанровая ориентация этих масок.
.
Объясню подробнее. Произведение мультифокальное, точек зрения несколько, основных – три: Тамара, Зет и Зенкина. И каждый раз, как меняется точка зрения, меняется и язык повествования. Жанрово обусловленная наивность и неискушённость героини передаётся в начале повести через речевую маску, которая накладывается на нарратив, ожесточение Зенкиной и растерянность Зета передаются так же. При этом ни одного из фокальных персонажей ты не наделяешь развитой речевой культурой. То есть делаешь их всех достаточно простыми и управляемыми, создаёшь характеры по жанровым лекалам. Что за жанр? Ну, судя по ситуации, лексике и поступкам первых главок, это романтическая комедия. Мне именно так увиделось. И получается отчасти парадоксальная штука: говоря на языке того персонажа, точку зрения которого принимаешь, ты воздвигаешь между ним и собой барьер и разрываешь внутреннюю дистанцию. Максимально отдаляешься. И это легко понять, потому что когда рисуешь идеализированную юность – смешную и прекрасную одновременно, глуповатую, наивную, подслеповатую – пишешь не живых людей, а персонажей, какими они должны быть по законам жанра. И какая внутренняя близость может быть у живого автора, реального человека – с заведомо упрощённым персонажем? Максимальная внутренняя дистанция, на которой пишутся герои романтических комедий, не позволяет изображать глубину душевных переживаний. А нет глубины – не будет и драмы. Потому и не получается гармоничной смены курса, но кроме жанрового и стилистического слома, ничто не мешает постепенному превращению истории первой любви в кровавую драму.
.
Что бы сделал я, если бы писал драму такого жуткого взросления. Ввёл бы в текст некий голос автора, отстранённый и нейтральный, создающий жёсткий структурный каркас произведения. Отдал бы этому голосу все описания, а маски отправил в прямую речь. Наделил бы персонажей такими речевыми характеристиками, которые вызывали бы у читателя уважительный(!) и глубокий интерес к скрытым переживаниям, к реальной внутренней жизни – а не снисходительное умиление и ностальгию по идеальной юности. Сократил бы внутреннюю дистанцию между собой и главным героем – сделал бы его умнее, последовательнее в поступках, глубже в эмоциях. Постепенное сглаживание диссонанса между нейтральным, логичным и грамотным нарративом и речевой маской детской наивности и некоторой ограниченности (но не совсем уж смешной глупости) должно дать эффект эмоциональной закономерности именно того развития истории, которое ты задумала. Любая наивная влюблённость заранее обречена. Она может постепенно вытесняться чем-то более зрелым (как положительным, так и отрицательным), а может погибнуть внезапно, ее могут жестоко убить, обойтись с ней бесчеловечно, грубо цинично. Поэтому в плане жизненности тут всё на месте изначально. Восприятие плывёт и смазывается только из-за стилистического сбоя. Перемена не воспримется как эволюция. Она воспринимается как ошибка. Преобладание в нарративе наивно-дневникового стиля семнадцатилетней девочки делает драму эстетически не воспринимаемой. Стилизация чересчур упрощённая, под иной жанр. При переходе к драме это должно стать проблемой.
.
Интонации, построение фраз, словечки девчачьи – всё сообщает нам с первых же строк, что рассказывается история девочкой-подростком. Если представить себе реальную ситуацию речевой передачи истории – стал бы рассказчик, переживший внутреннюю эволюцию и кровавую, жуткую революцию в придачу, говорить так, как будто он и сейчас тот самый, ничуть не изменившийся человек? Нет, конечно. Мне кажется, где-то глубоко на подсознательном уровне, вне каких-либо разумных объяснений, любой рассказ так и воспринимается – близко к реальному речевому акту, и где-то к середине голос рассказчика воспринимается как фальшивый. Ни в какую драму читатель уже не хочет верить, а почему – толком сам не знает.
.
Первое серьёзное недоумение по поводу стиля возникает, когда в образе брата героини сквозь опереточные черты начинают проступать реалистично человеческие. Появляется ощущение, что вся первая часть повести (до знакомства Павла с Зенкиной) стилистически чужеродна по отношению к последующему тексту. Упоминание о связях брата, о звонках и окончательно прошедшем прошлом – всё это выглядит искусственным наращиванием души на уже существующее и активно действующее простенькое тельце. А, ну ты и бросила это дело… Было б это эволюцией персонажа – было бы хорошо, даже очень. А ретроспективно не катит. Поначалу брат выглядит персонажем лёгкого жанра, его реплики и монологи, его роль в происходящем как таковая – голимый функционал, ни на грош индивидуальности. А далее у него обнаруживается способность слушать, быть обаятельным и великодушным.
.
То есть неприятие рождается раньше, чем начинается собственно драма. Вообще, как мне показалось, образец верного нарратива в этой повести – больничные сцены. Если бы с самого начала рассказчик(и) говорил(и) таким языком, это было бы оптимально, и по поводу драматического продолжения не возникло бы никаких особых мнений.
.
Вот вроде бы и всё, потому что в плане логики сюжета и душевной жизни, реализма – повесть вполне внушает доверие вроде бы.

Роман Самойлов   23.04.2017 00:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Рома.
Но из всего твоего расклада (отличного, надо сказать, расклада) ответ-то прямо противоположный на мой вопрос. А именно - нет. То есть правы были те, кто мне сто лет назад сказал, что не вяжется начало с продолжением. Так, увы, и выходит.

Я понимаю, что для _задуманной_ драмы нужно было изначально придерживаться определенной стилистики и вообще вести всё к этому драматическому финалу, который во мне на данный момент укрепился уже.
Но дело в том, что этого задумано не было. Просто повесть писалась в три, а то и четыре-пять присеста, с огромными перерывами. Ну и, понятно дело, менялась я – менялись и герои, и наполнение текстовое тоже – стиль там, ритм, что ещё…
Т.е. то, что мне было интересно, и с чего я начинала писать в 2003, по-моему, году, в 2005 резко вильнуло в сторону, а прежнее отбросилось, а ещё через два года сменилось чем-то третьим, и так далее.
Вот эти скачкИ, или скАчки и привели к тому, что, перечитав итог, я вообще всё бросила.

Не вижу в себе сил, к сожалению, переписывать начало, подгоняя под финал. Может, вымарать оттуда всю Зенкину (вместе с её родными-друзьями и любовью)? И оставить одну линию Томка – Зет?

Светлана Малышева   23.04.2017 09:13   Заявить о нарушении
Да, когда руки опускаются и нет сил – тут трудно что-то сказать полезное. Но вот кстати, когда я эту повесть твою анализировал, меня особо заинтересовали типы внутренней дистанции между автором и фокальным персонажем. У меня где-то лежат тесты американской школы писательского мастерства, и, помню, там есть задание написать короткую сцену на пяти разных внутренних дистанциях с героем. Как думаешь, нечто такое интересно попробовать будет? Ну, вот лежит у тебя текст, у тебя нет эмоциональных ресурсов, чтобы взять и переписать его заново, и тут возникает идея – попробовать поиграть с фактурой: приблизить к себе героя настолько, настолько или настолько, а потом отдалить… Может, если попробовать посочинять героев заново, то появится новый интерес к сюжету, новые эмоциональные ресурсы задействуются?
.
Если оставлять только историю Томы и Зета, то тут нужна какая-то прямо-таки офигительно яркая фишка, выделяющая эту историю из общего числа подобных.

Роман Самойлов   23.04.2017 12:57   Заявить о нарушении
Если только негра переделать на игиловца, а Томку на Варю Караулову? :))

Светлана Малышева   23.04.2017 13:14   Заявить о нарушении
" Наделил бы персонажей такими речевыми характеристиками, которые вызывали бы у читателя уважительный(!) и глубокий интерес к скрытым переживаниям, к реальной внутренней жизни – а не снисходительное умиление и ностальгию по идеальной юности."
Рома, я реально ли это? Ну чтобы взрослый читатель по настоящему вник в эти переживания юной героини по поводу небесной любви к алжирцу? Мне кажется, это в любом случае вначале воспринимается несколько несерьёзно.
Что происходит потом - другая история. Должно быть другой историей.
По поводу Пашки... ты пошто его так?)))
Впервые он появляется в рассуждениях Томы. Ну как, она его видит, так он и выглядит.Чужие видения объекта часто далеки от самого объекта.
Портрет персонажа проявляется постепенно - от банальностей выкуренных сигарет до
сложных отношений и поступков.

Елизавета Григ   23.04.2017 13:31   Заявить о нарушении
Ой, Лиз, ты меня удивляешь, чес-слово :) Влюблённый человек в любом возрасте – такое дитё :) И почему же взрослый не сможет всерьёз воспринять юношеские любовные бредни, если он хоть раз влюблялся после тридцати? (Сорока, пятидесяти?) И, кстати, я заметил, что чем умнее и тоньше человек, тем дольше он сохраняет способность влюбляться, и в нём остаётся неизменным вот это полудетское :) Так что тут всё зависит от автора.
.
Про Павла для меня всё как-то очень просто, спорить не хочется :)
.
Вот, кстати, проблема и соблазн: при дописывании старых отложенных вещей продолжать писать про своё поколение или пытаться уловить сходство с чем-то актуальным и переписывать про современную молодёжь? Намного ли она другая?

Роман Самойлов   23.04.2017 16:31   Заявить о нарушении
да разве ж я про способность влюбляться?? Я про препятствия, которые девочке кажутся непреодолимыми.Взрослея, человек повышает порог, за который не может переступить и те, которые пониже, кажутся несуществующими.

Елизавета Григ   23.04.2017 16:42   Заявить о нарушении
У каждого возраста свои "непреодолимые" препятствия :)

Роман Самойлов   23.04.2017 18:44   Заявить о нарушении
вот именно))
Рома, на самом деле, твой разбор - высший класс.
Сначала я со всем согласилась. Потом появиились возражения.А теперь просто раздумываю. Есть о чём, есть чему поучиться.

Елизавета Григ   23.04.2017 18:55   Заявить о нарушении
Это интересный опыт :) Писать по вопросам и труднее, и проще. Ну, правда, вопросы не очень практичные, что ли... :) Не знаю :) У Алекса проблем слишком много, у Светы одна, но, получается, нерешаемая :(

Роман Самойлов   23.04.2017 20:48   Заявить о нарушении
ну ни фига себе не практичные! самая что ни на есть практика (в моём случае)
когда без этого ни тпру, ни но :(

Светлана Малышева   23.04.2017 21:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Литстудия
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роман Самойлов
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.04.2017