Рецензия на «Удаляем из текста литературные штампы» (Инна Криксунова)

== Инна,
сегодня дочитала ваши советы по литмастерству– все 10 миниатюр.
Спасибо.
Вы молодец.
И смелая. Определённый процент негатива в отзывах был вполне предсказуем (отвечаете достойно – не в пример многим…).
Не нашла у вас поучений или насмешек –
всё корректно, по делу.
Конечно - не открытие эзотерических знаний,
вроде бы вещи вполне известные,
но напомнить – в ясном и последовательном изложении – ну ооочень полезно.
…Ценю Проза ру за многое,
в частности – именно за возможность писать по собственным правилам,
без гнёта редакторов-корректоров, тематики, формата и пр., за возможность предъявлять ещё незавершённые вещи - т.д. и т.п.
Никто не указ. Автор – король.
Это благо –
видна первозданная (ну… не всегда) индивидуальность.
Пусть будут самые разные «манеры письма» (я только «за», это же здорово) –
от строго классических или сурово публицистических текстов - до… скажем, под монолог джойсовской Молли Блум… и… да мало ли. Пусть. Интересно.

Но ведь это совсем, совсем не значит – «как попало».
И верить в свою самобытность, развивать её – не значит игнорировать реалии.

Наверное, на сайте есть Очень Большие Авторы – про них что говорить…
Но ведь абсолютное большинство – из категории «я не волшебник, я ещё только учусь».
«Стадии обучения» очень различны. И сильные, и слабые стороны тоже – изначально и по этим самым стадиям.

Идеальных во всех отношениях нет –
Толстой где-то обмолвился: «запятые уж найму кого-нибудь ставить» (!!!)

Задуматься:
«а не стоит ли всё же что-то подправить» и получить совет в этом направлении – «это есть хорошо» .(И бесплатно! Вспомнился фильм «Дневник директора школы» - молодая учительница (играет Елена Соловей) говорит: «Это подарок для человека, когда его бесплатно учат иностранному языку».)

(Недавно читала интереснейшую вещь – но радость такой находки непоправимо омрачалась, потому что… масса грубейших ошибок. Необъяснимых для меня – просто среднешкольных… такое сочетание силы и слабости встречаю впервые).
Дали писал: художник, не бойся совершенства, тебе никогда не достичь его.
…Почитаю у вас и «на другие темы», а если добавите что-то по литмастерству – в 1ю очередь.
Хотелось бы знать ваше мнение о Тотальном диктанте (в этом году 8 апреля).
Может быть, напишете об этом в теме автора Прозы ру
Галины Гостевой ?
• Поддержим своим участием Тотальный диктант - 2017 - публицистика, 15.03.2017 12:28
Всего доброго.
Л. ==

Лидия Кузьмина Сапогова   06.04.2017 17:51     Заявить о нарушении
===== У прекрасного писателя Николая Носова

(стоит только «Незнайку» вспомнить… а «Бобик в гостях у Барбоса»!!! и многое другое)

Кроме всего прочего,
есть замечательные произведения,
ознакомиться с которыми – уверена – необходимо
(если вы пишете сами – стократ).

Скажу сегодня лишь о двух –

* «О литмастерстве» и

* «Поговорим о поэзии».

Они актуальны удивительно… да, кое-что в них можно назвать устаревшим (например, темы заводской и колхозной жизни, ),
но это мизер во-первых
и не суть во-вторых.

Предлагаю вашему вниманию отрывок.
========== Николай Носов «О литмастерстве»
«…В основном весь огромный отряд прозаиков делится по методам работы на две большие группы, или на два подотряда. К первому подотряду относятся те прозаики, которые пишут просто из жизни, используя свои наблюдения и жизненный опыт, не подражая никаким литературным образцам, работая как бы наобум, как бог на душу положит. Ко второму подотряду относятся те, которые, наоборот, создают свои произведения на основе заранее изученных правил, законов, приемов, канонов и рецептов литературного мастерства. …

Иной автор и рад бы написать по-своему, но его ни на минуту не оставляет забота о критиках: как же они, мол, бедные, критиковать будут, а вдруг не разберутся и обругают… Иногда такой слишком осторожный автор проделывает в угоду критикам довольно извилистый путь, напоминающий след улитки на дне пруда

искусство портрета
Основной фигурой художественного произведения, будь то повесть или роман, является человек, поэтому первое, на что следует обратить внимание прозаику, — это изображение человека, то есть его портрет. Главных героев, как известно, необходимо изображать во весь рост, иначе говоря, с ногами и руками, но начинать для порядка все-таки надо сверху, то есть с головы или лица. Наиболее важной деталью лица являются у героя глаза, которые в качестве зеркала человеческой души имеют самый большой набор эпитетов. Чаще всего встречаются глаза мутные, пустые, выцветшие, блеклые, водянистые, тусклые, неподвижные, подслеповатые, бутылочные, подозрительные, плутоватые, с хитрым прищуром, испуганно бегающие, холодные, с лихорадочным блеском, маленькие, большие, узенькие, широкие, жадные, глубоко спрятавшиеся в подлобье, добрые, ясные, озорные, вдумчивые, отражающие внутренний мир, смешливые, хитрые, въедливые, колючие, точно шилья, сверлящие, как буравчики, лисьи, хорьковые, воловьи, коровьи, раскосые и свиные. Пример: «Хитрые, въедливые глаза старика, точно буравчики, ввинтились в лицо бригадира».
Описывая глаза, необходимо тут же упомянуть о веках, бровях и ресницах. Веки большей частью бывают тяжелые, припухшие, красноватые, иссеченные прожилками, сонные и мигающие; ресницы — обычно длинные, короткие, черные, белые, золотистые, густые, облезлые и телячьи; брови — седые, кустистые, нависшие, взъерошенные, торчкастые, сросшиеся на переносице, редкие, узенькие, широковатые, ярко-коричневые, иссиня-черные, ехидно играющие и весело прыгающие: «Узенькие, иссиня-черные брови весело прыгали на ее желтоватом мясистом лобике».
Изображать во весь рост необходимо только главных героев. В основном же романы и повести заселены второстепенными и даже третьестепенными, так называемыми проходными персонажами, которые появляются на две-три минуты, скажут полдесятка фраз и тут же исчезают с лица земли, словно их и не бывало. На изображение таких героев не следует затрачивать лишних слов. Рисовать их надо не целиком, а лишь обозначать головы или лица. Головы у этих персонажей обычно бывают круглые, как шары, длинные, бочковатые, тыквообразные, хорошо сработанные, лобастые, шишкастые и лохматые. Лица же могут быть плоские, узкие, вытянутые, лопатовидные, лошадиные, отекшие, несколько поношенные, испитые, заплывшие, сморщенные, как печеное яблоко или сухая груша, сердитые, холено-нежные-, грубоватые, желтоватые, с жиринкой и без жиринки, а также усталые, будничные, прыщеватые и тупые.
Иногда попадаются и вовсе незначительные людишки, которых можно изображать совсем без лиц, рисуя только какую-нибудь приметную деталь, например: «Сидор Иванович был широкоплечий, чуть грузный мужчина, в очках». Больше ничего о Сидоре Ивановиче сообщать не следует, а читатель пусть сам догадывается, было ли у этого симпатичного, чуть грузного Сидора Ивановича что-нибудь для прикрытия своей наготы, кроме очков. Такие проходные мужчины могут быть не только чуть грузные, но и чуть грязные, с рябоватым лицом или с бычьей зашеиной, большерукие, сутуловатые, в белых косоворотках или поношенных пиджаках, угрюмые, замкнутые, молчаливые, тучные, коренастые, домовитые и худые.
Женщины тоже бывают худые, смуглые, лет тридцати с лишком, черные, не выпускающие изо рта папиросы, увядшие, с холодными серыми глазами, крупнокостные, с широким и сильным тазом, большие, дородные, дебелые, с гладкой дюжей спиной, хорошо сохранившиеся и крикливые.

Гораздо сложнее обстоит вопрос с описаниями природы, так как здесь требуются особенно оригинальные краски, которые не у каждого имеются в запасе. Приводим здесь для общего пользования некоторые пейзажные зарисовки, полученные путем анализа соответствующих произведений.
Самым распространенным является так называемый календарный пейзаж, который существует в четырех видах:
1) Весенний пейзаж.
Весной природа просыпается, как ото сна. С мокрых, еще не просохших крыш и от парной сыроватой земли поднимаются голубоватые дымки испарений. Небо глубокое, синее. Облака рыхлые, клочковатые и косматые. На груди легко, на сердце радостно, из земли пробивается молодая зеленая травка. Воздух крутой, густой и бодрящий, напоенный влагой, прохладой, солнечными лучами, весенней свежестью и журчанием талой воды. Дышать становится трудно. (Не будет также ошибки, если сказать, что дышать становится легко.)"

=========================================

Лидия Кузьмина Сапогова   06.04.2017 17:58   Заявить о нарушении
Лидия, всё, что пишите, представляет интерес. И не только для меня, я думаю.

Геннадий Мингазов   12.04.2017 15:09   Заявить о нарушении
== Геннадий, спасибо. Рада, что вы так считаете.
За очень редкими исключениями – нам всем… есть куда расти в плане «литературного мастерства» - так или иначе.
Хорошо, что Инна (побольше бы таких авторов) взяла на себя труд открыто говорить об этом.
Всего доброго.
Л. ==

Лидия Кузьмина Сапогова   12.04.2017 16:00   Заявить о нарушении
Лидия, спасибо за отзыв!

Инна Криксунова   02.05.2017 13:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Инна Криксунова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лидия Кузьмина Сапогова
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.04.2017