Лидия Кузьмина Сапогова - написанные рецензии

Рецензия на «Изнанка медицины» (Элла Рахманова)

=== Элла,
чем старше становлюсь, тем сильнее сочувствую юным – тем из них, кто чист, доверчив, надежд полон, миру открыт. (Да если ещё и талантлив?)
А это «восторженно внимала всем призывам новой советской власти и очень хотела быть полезной в строительстве светлого будущего» - "времена не выбирают".
И как же им – таким - трудно. Пока не нарастят панцирь или хоть кожу потолще.
Защитить бы. Предупредить-вооружить. Отвести удары, показать ловушки и – может быть - другие пути? Не сплошь полосопрепятственные?
Не все выживают, а выживших порой не узнать (от полюса до полюса).
Ангел-хранитель им необходим. Хотя бы в земном воплощении.
Врачи – настоящие – изделия штучные, нет им цены, нет замены.
Надеюсь, Раечка выстояла, по-прежнему высоко держа голову.
И косу-то жалко… про мечту что уж говорить…

…Родственник мечтал учиться в ленинградском Лесотехническом. Всю жизнь вспоминал - призвание! Да время послевоенное… ну, все знают. Ленинград сбылся, а вуз другой совсем, стипендия там выше, что для семьи тогда было просто жизненно важно.

Спасибо. ===

Лидия Кузьмина Сапогова   16.11.2021 01:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лидочкв! Спасибо что заглянули на огонек и посочувствовали не состоявшемуся, в конечном итоге,врачу.
А вот что касается панциря или толстой кожи.Сейчас, на мой взгляд, как раз и появились такие люди-нелюди с толстой кожей, которым на всех наплевать. Они с этим панцирем родились (а м.б. они всегда были, но не так откровенно демонстрировали свою позицию) А сейчас все дозволено.
А Ангел-хранитель у мамы был, он ее отправил учиться в г.Горький и таким образом спас от неминуемой смерти во время войны,в концлагере,куда попали все ее родственники. Она закончила химфак политеха и работала в КЭО (конструкторско экспериментальный отдел)Горьковского автозавода (много своих нюансов).
Всего вам доброго и ,конечно,здоровья. ЭРа

Элла Рахманова   16.11.2021 16:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «2. Дети Зевса от бессмертных дам - 4» (Юрий Козиоров)

===== Юрий, к вашим "Древнегреческим историям" обращаюсь уже который год.  И всем рекомендую. 
Сделала аудиозапись 1й книги - частями. Домашнее чтение - понимаю, что качество должно быть выше...  Надеюсь, это лишь проба - и сумею переписать в улучшенном во всех смыслах качестве. 
http://proza.ru/2021/07/31/1581 
Рада, что вы продолжаете над ними работать. 
Благодарю. 
Успехов! ======

Лидия Кузьмина Сапогова   01.08.2021 00:11     Заявить о нарушении
Дорогая Лидия! Огромное Вам спасибо за интерес к моим трудам и неизменную поддержку. Думаю, что переработка будет последней: нужно во время остановиться. Здоровья Вам и всяческих успехов.

Юрий Козиоров   01.08.2021 10:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Спорная ностальгия» (Валерий Черкасов-Минский)

== Валерий, спасибо, что сказали об этом,
тема для меня важнейшая.
А не поверила бы раньше, не так уж и давно, что моё отношение к книге

( наши дни, из вики: «Книга—один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило, твёрдый переплёт»)

может т а к основательно измениться. Считаю (не без оснований, об этом немного рассказала в
«Старом здании или…»),
что отношение это –
как к ценности несравненной –
по ряду личных причин пожизненно, не иначе.
Какое-то время себе не верила, но признаю теперь отчаянно честно: изменение состоялось.
Если раньше редкая мысль о серьёзном прореживании большой домашней библиотеки
(теперь пополняемой весьма редко и «особослучайно»)
с ужасом изгонялась,
ныне планирую, к а к это сделать разумнее + кардинально в ближайшем будущем.
Перелом…
И прочитанное у вас «дело не в носителе, а в содержании/информации»… стало мне созвучно.
_________ Отдельно храню энное количество сверхценных (для меня) книг (в том числе детских) – то есть конкретные экземпляры, которые хочу иметь в личной собственности + под рукой вечно. (И где-то есть несколько тех, что не в собственности, но тоже хотела бы видеть дома…)
Тут чёткие причины:
1)именно эта книга таит воспоминания самые приватные и чарующие (детство… и не только - да вот с драгоценными пометками или дарственной дорогого автора, например);
2)именно такое издание очень нравится, ласкает взор – в комплексе, не одни иллюстрации;
3)нужны «по делу» очень и часто
В остальном…
Нет, сама лично,
«будучи бы» вольна отдать под домашнюю библиотеку хотя бы комнату,
точно сохранила бы практически всё (даже - отобранную, конечно - прессу)… опять-таки пожизненно. Чтобы много хороших, избранных книг вокруг – да, хочу, люблю, моё…
Но факт: реальная перспектива («осознанная необходимость», что свободой у нас зовётся)
сократить «единицы хранения» до минимума… и… и даже – ооо! - двузначного числа
уже не кажется мне жуткой. Тексты – сотни, при желании тысячи – сохранены и доступны.
Остаётся вопрос их качества, да…
Старые книги (я о содержании) в массе почтенны: во времена Союза высоко держали корректуру… но на подлинность и полноту и тогда ведь нельзя было рассчитывать твёрдо. Увы.
__________ Чтение (и перечитывание) безусловно остаётся для меня одной из важнейших радостей жизни.
Но теперь чаще, многажды чаще держу в руках ноутбук, чем бумагу.
Не поверила бы…
_____ Так пусть каждый сам выбирает.
Уверена: ваша библиотека велика.
Может, расскажете, как решаете (решили?) её судьбу?
_____________ Будьте здоровы! - а там – как хотите:
При интересе
и жажде открытий
Этот, другой или третий носитель -
Н е п р и н у ж д ё н н о
решите. ===

Лидия Кузьмина Сапогова   01.07.2021 21:50     Заявить о нарушении
Лидия, спасибо! Мне начинает казаться, что Вы понимаете меня лучше всех! Еще раз - спасибо! О судьбе моей библиотеки обязательно как-нибудь расскажу.)

Валерий Черкасов-Минский   02.07.2021 12:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «О российских царях» (Юрий Козиоров)

******** Уважаемый Юрий!
Поздравляю вас с замечательным юбилеем!
Здоровья вам –
это важно всегда, а сейчас особенно.
Времени и сил –
на «чего только пожелаете».
Счастья навек –
именно в вашем понимании.

И чтобы у Светланы Борисовны и всех ваших близких тоже всё было хорошо.
Ура!
Празднуем! ********

…………………….Позже напишу вам
про «Любимого мужика царя Алексея Михайловича».
Нина Николаевна (моя мама, она старше вас на год, в 19м мы её «юбилеили»),
прочла с особенным интересом:
у неё с этими местами многое связано. В частности,годами ездила в Нижний (командировки).
Просила рассказать вам о своих (нахлынувших при чтении) воспоминаниях.
А сегодня она присоединяется к моим поздравлениям.
============================

Лидия Кузьмина Сапогова   05.07.2020 00:29     Заявить о нарушении
Дорогая Лидия! Спасибо за поздравления и пожелания. Нину Николаевну, хоть и с опозданием на год, но тоже поздравляю с юбилеем. Очень раз, что она мой заинтересованный читатель. Вам обеим доброго здоровья и всего самого наилучшего.

Юрий Козиоров   05.07.2020 10:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Эпилог» (Юрий Козиоров)

== Юрий, поздравляю вас с завершением оригинального, интересного и полезного труда.

________ Вы поведали (в прозе, стихами ли) -
Что там древние набедокурили.
Вероятно - и Клио, и Талия
Помогли Козиорову Юрию.
Нам же (память, увы, нерезинова) -
В покровители-то – Мнемозину бы… __________

____ Я ваш постоянный читатель - и на Проза ру, и на Стихи ру.

С искренним уважением - и благодарностью.

Л. ==

Лидия Кузьмина Сапогова   12.12.2018 15:23     Заявить о нарушении
Дорогая Лидия! Ужасно нравятся Ваши стихи как содержанием, так и неописуемыми рифмами. Огромное спасибо и за стихи, и за постоянную моральную поддержку моих трудов. Всего Вам самого доброго.

Юрий Козиоров   12.12.2018 18:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хохлатка или Сказка о сиреневой ленте» (Лидия Кузьмина Сапогова)

== Сегодня появилась рецензия,
прочла её, написала ответ –
а она исчезла.
Не называя автора – привожу свой ответ. Чтобы таких вопросов избежать в дальнейшем.
Но, может, потом тоже удалю.

Рецензия исчезнувшая:

############ "А многие завидовали…".

Сказка для детей 5-7 лет. Так Вами заявлено в анонсе, Лидия?
Вы имеете педагогическое образование? Я не зря лез к Вам с расспросами на эту тему в личке. Это упростило бы мою задачу: потребовать от дилетанта, взявшегося писать сказки для детей дошкольного возраста, изучить возрастные особенности пятилетних детей.

Вы будете чрезвычайно удивлены,Лидия, когда выясните, что дети этого возраста совсем не похожи на Вас и меня. Он по-другому воспринимают мир, иначе мыслят и многих понятий,близких взрослому человеку не воспринимают.

Это звездные дети. Это гении и поэты. Потом мы их сделаем похожими на себя: Научим завидовать и предавать, таиться и уничтожать соперников. Мы сделаем их земными, смоем звёздную пыль волос и там поселится перхоть - источник зависти к тем, у кого ее нет".

#######################
Ответ:
== ***, спасибо.
Очень даже быть может – это про ваш заключительный абзац.
Про тот, что перед ним: трудно поверить, что кто-то считает иначе.
Педагогическое образование – дело хорошее. При сочинении сказок для детей – фора, да.
Задумалась: сколько сказочников (особенно из самых знаменитых) – имели таковое образование?
Их так много и разные… Гандикап прямо…
Почему-то сразу вспомнился «недоучившийся» официально Лев Толстой. Дипломами отягощён не был…
Образование Андерсена? – хм…
Может, Ушинский? Нет - он юрист… И нежно любимый мною Пино – тоже.
А! Джоан Роулинг, точно! Вот почему так популярен е Гарри! Похоже, вы раскрыли секрет её успеха!
Даааа… навскидку вспомнить больше не получилось.
Вопрос изучу. Но уж понятно – не 100%. Что как-то не помешало им…
Вполне, вполне допускаю, что они не брались за дело с панталыку, сознавая свою некомпетентность, а вначале изучили возрастные особенности детей целевой группы. Но данных, подтверждающих гипотезу, пока не обнаружила.
__ Из 12 сказок «Венка» сама лично считаю «Хохлатку» и «Ромашку» самыми слабыми (любимцы мои – «Одуванчик» и «Колокольчик», хотя и там есть над чем покорпеть). Надо бы доработать, но ему уж второй десяток пошёл, уже «другие песни», руки не доходят.
Но желание не гаснет. Доберусь. Рассердившую вас фразу надо, видимо, исправить, подчеркнув белизну зависти – т.е. Смысл должен быть: «многим хотелось такой же идиллии», надо найти оборот, доступный пониманию 5-7летних. Или удалить фразу. «Будем посмотреть».
__ Заверяю вас, что не считала свои опусы безупречными и образцовыми ни ранее, ни доныне. Всё скромно и непритязательно - для тех, кому по нраву.
Выбор сказок неохватен - все найдут по себе.
__ Всего вам доброго.
Л. ==

Лидия Кузьмина Сапогова   19.04.2018 23:43     Заявить о нарушении
===== Вот ещё что. О грустном и непонятном.
Список любимых мною сказочников велик.
Но первая тройка:
Андерсен,
Кристиан Пино,
Анна Саксе (училась на филологическом факультете , «пришлось бросить учение и искать заработка»)..
__ Конечно, Андерсен наособинку – невероятное, неповторимое явление. Сказки изумительны. Даже не буду называть свои «самые».
Но есть кое-что у него, поражающее – и чему объяснения не нахожу.
Например.
__ «Огниво» прочитала в дошколье. Люблю до сих пор. Несмотря на… В общем, уже вполне взрослой вдруг заметила «кусочек», на который не обратила внимание в детстве - почему?!!! Как пелена с глаз спала…
Он в самом конце сказки – вот.
«А в этой стране был такой обычай: последнее желание осуждённого на казнь должно быть исполнено. Конечно, если это было совсем пустяковое желание.
Поэтому король никак не смог отказать солдату. И солдат сунул в рот трубку, вытащил своё огниво и стал высекать огонь. Ударил он по кремню раз, ударил два, ударил три — и вот перед ним появились три собаки. У одной глаза были, как чайные блюдца, у другой — как мельничные колёса, у третьей — как башни.
— Ну-ка, помогите мне избавиться от петли! — сказал им солдат.
Тут все три собаки бросились на судей и на государственный совет: того схватят за ноги, этого за нос, и давай подбрасывать, да так высоко, что, падая на землю, все разбивались вдребезги.
— Меня не надо! Я не хочу! — закричал король.
Но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила обоих кверху. Тут войско испугалось, а народ стал кричать:
— Да здравствует солдат! Будь, солдат, нашим королём и возьми в жёны прекрасную принцессу!
Солдата посадили в королевскую карету и повезли во дворец. Три собаки плясали перед каретой и кричали «ура». Мальчишки свистели, а войска отдавали честь. Принцесса вышла из медного замка и сделалась королевой. Понятно, она была очень довольна.
Свадебный пир продолжался целую неделю. Три собаки тоже сидели за столом, ели, пили и вертели своими громадными глазами».
___ Просто не знаю, как понимать... «Знаю только то, что ничего не знаю».
Моего отношения к Андерсену это не изменило.
Но, читая детям, отрывок сей испуганно «корректирую». Потому что на законный вопрос :
«А почему принцесса не заступилась за родителей? И даже «была очень довольна»…»? – ответа не знаю.
__ Психология – штука сложная… ==========

Лидия Кузьмина Сапогова   20.04.2018 09:47   Заявить о нарушении
== Ох, спешка!- "не обратила внимания".
Добавлю: до сих пор не хватает духу спросить у какого-нибудь впервые прочитавшего "Огниво" ребёнка - что он думает об этом? По-настоящему боюсь... ==

Лидия Кузьмина Сапогова   20.04.2018 16:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Смерч в городе Иваново» (Светлана Борисовна Волкова 2)

== Светлана Борисовна,
добавляю к вашему очерку статью, найденную
6 апреля на «Mail.Ru: почта, поиск в интернете, новости, игры» –
о торнадо, с которым вы лично встретились в 1984 году.
(Всё было, оказывется, ещё страшнее - по данным новым. )
Уверена: она интересна не только вам – как очевидцу, но и вашим читателям.
Ваш очерк меня впечатлил:
вы сдержанно, информативно рассказали
об уникальном (для нас) и
ужасном природном явлении,
которому стали свидетельницей,
тогда не осознав опасности.
Рукотворные катастрофы – вроде пожаров – предотвратить можно. А тут…
Надо знать: так бывает даже там, где не бывает.
По мне: со школы бы внедрять в сознание алгоритм действий в таких ситуациях. Столько жертв!
Господи, помилуй… Но надеяться мало, а «не плошать» - возможно.
__ Пользуясь случаем, скажу,
что ваши произведения,
написанные чистым русским языком (особо отмечаю уровень грамотности)
очень привлекают (кроме информативности)
редко встречающейся спокойной, доверительной манерой изложения:
вроде просто о простом, картинки жизни обычной –
а так хорошо. Не читаешь – слушаешь.
Спасибо.
Всего вам доброго.
Л. ==
Дважды пыталась добавить этот текст со статьёй, не выходит, ответ: «Вы уже опубликовали сообщение с точно таким же текстом».
Похоже, из-за того ответа в отзыве. Что делать – не знаю. Видимо, я добавить уже не смогу – надо кому-то другому. =========

Лидия Кузьмина Сапогова   14.04.2018 18:07     Заявить о нарушении
******* 6 апреля, источник: Чердак
Торнадо в Иваново был одним из сильнейших в Европе
Спутниковые данные позволили значительно уточнить представления о крупнейшем смерче в новейшей истории нашей страны.

Александр Чернокульский из Института физики атмосферы РАН и Андрей Шихов из Пенсильванского университета (США) с помощью спутниковых снимков уточнили представления о торнадо в Иваново, случившемся в 1984 году. Поскольку это экстремальное событие для России крайне редкое, к нему никто не был готов, и все наблюдения были импровизированными и неточными. Новые данные позволили понять, что размах явления недооценивался — смерч был одним из сильнейших в Европе и очень мощным даже по меркам США. Анализ подобных явлений в России весьма важен, так как при текущем изменении климата они могут стать довольно частыми «незваными гостями». Соответствующая статья опубликована в Atmospheric Research.
Смерчи — крайне разрушительное явление, встречающееся в основном в Северной Америке и Европе. Причины их формирования (предположительно — столкновение атмосферных фронтов), как и то, почему почти нигде более в мире они не возникают, не вполне ясны.
При этом изучать их важно — энергия одного смерча с диаметром воронки в километр равна энергии взрыва атомной бомбы в 20 килотонн.
Именно из-за их огромной энергии в центральных штатах США редко можно увидеть каменный или кирпичный жилой дом — сильный смерч разрушает любое строение, но обломки каменных зданий намного опаснее, чем каркасных.

Если в США есть места, где число смерчей может превысить число дней в году, то для России это явление пока много более редкое, в особенности если речь идет о сильных торнадо. Однако случаются и исключения — 9 июня 1984 года несколько смерчей возникли в Центральной России. Все они были далеки от населенных пунктов, кроме «ивановского». Скорость ветра в воздушной воронке достигала 100 метров в секунду, торнадо зацепило окраину Иваново и сильно повредило более полутора тысяч строений, убив около ста человек за пару минут. Никто не был готов к событию, и его параметры записали позднее, со слов очевидцев.
Авторы новой работы решили уточнить характеристики смерча используя данные спутниковых наблюдений земной поверхности — к счастью, один из западных сателлитов как раз в это время пролетал над Ивановской областью СССР. Оказалось, что в тот день образовался не один или даже несколько, а от 8 до 13 отдельных смерчей. Общая длина их маршрутов составила 540 километров. При этом самый большой смерч имел ширину воронки у земли в 1,74 километра. Маршрут этого наиболее широкого смерча составил примерно 80−85 километров в длину. Именно он и задел пригороды Иваново.

Обычно сильным торнадо считается такой, у которого воронка у земли шире километра. Более ранние оценки ширины «ивановского» смерча были заметно меньше, поскольку опирались на слова очевидцев, не способных точно описать увиденное ими впервые в жизни природное явление. Таким образом, новая оценка размера торнадо в Иваново делает его одним из сильнейших известных смерчей в истории Европы. Даже по меркам США он попадает по силе в верхние 25 процентов торнадо. Исследователи констатируют, что это исключительно редкое событие для России.
Потенциально смерчи опасны не только в плане разрушения жилых домов, но и для инфраструктуры.
Скажем, «ивановский» смерч поднял и отбросил на 200 метров бак водонапорной башни массой в 50 тонн, а грузовой кран на железнодорожной станции, весом в 350 тонн, смерч завязал в узел, хотя и не смог унести далеко.
На сегодня остается дискуссионным вопрос о том, станут ли смерчи случаться в нашей стране чаще из-за текущего глобального потепления, или все же нет. Дальнейшее изучение природы этого феномена способно заметно прояснить этот вопрос, как и то, должны ли быть изменены строительные нормы для жилья и инфраструктуры в связи с этой угрозой. *******

Лидия Кузьмина Сапогова   14.04.2018 18:10   Заявить о нарушении
== Уррра! Получилось!========

Лидия Кузьмина Сапогова   14.04.2018 18:10   Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова Лидия! Очень благодарна за статью, раньше я ее не читала. Смерч действительно явление страшное. Именно мы тогда не очень испугались, потому что самого страшного просто не видели, а те кто видел, к сожалению, рассказать об этом уже не может.

Светлана Борисовна Волкова 2   17.04.2018 16:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Серенький козлик» (Юрий Козиоров)

==Юрий, спасибо!
Не написать отзыв по такому поводу невозможно.
Оставлю в 2х экземплярах - и на Проза ру, и на Стихи ру.
Мне ваш цикл и раньше нравился. И теперь.
Читаю – смеюсь, вспоминаю - тоже.
Правда: легко, смешно, вспоминательно-размышлительно!
А можно повернуть и грустно… … сатирически… Направлений не счесть!Ну – сами знаете, как вам надо.
У Губермана «гарики», а тут – «козлики».

__Этот серый козлик мне стал то и дело мерещиться и смешить. Заразилась.

Напишу ассорти, что в голове на сей момент осталось:
если не нужно больше (то есть «хватит уже!») - не обращайте внимания, да и всё.
(__Кстати: про упомянутый раньше «маренго». Впервые наткнулась в детстве: в книге Юрия Коваля «Приключения Васи Куролесова».
Автор сказал, что это цвет светло-серый, стальной. Потом узнала, что словари возражают. Но «сероватый отлив» в некоторых вариантах допускают.
Автор «стиля» пока не вспомнился –
«если чо»,
можно ж написать: «в духе старинных баллад».
А слово «история» заменить на «легенда» - «для пафосу».)
______________ 10
__ Там, на неведомых дорожках,
В избушке бабушки своей
Жил серый козлик. Ел ватрушки.
И не видал иных зверей.
___Кабы не было козла
У седой старушки!
Но любовь – известно, зла!
Жил он с ней в избушке.
__Козлёнок серый вольных правил,
Когда не в шутку заскучал,
Старушку бедную оставил,
С кой кров и пищу разделял.
___Окрасился месяц багрянцем.
И серенький козлик дремал…
- Рогатый, пошли прогуляться,
Давно я тебя поджидал!

(Вариант:
Старушка храпит на матраце,
А он променад замышлял).
__ Вот козла деревня,
Бабушка и дом.
Вот он ест капусту,
Сидя под окном.
___Расцвела морковка в огороде
И капуста хорошо растёт.
Козлик серый, говорят в народе,
Королём у бабушки живёт.
__ Уж сколько раз твердили миру,
Что зла любовь, но только всё не впрок,
Козёл в душе отыщет уголок.
___Чунга-чанга, козлику везёт!
Чунга-чанга, с бабушкой живёт.
И прописка постоянна
В новом доме деревянном!
Жуй капусту кочанами!
Чунга-чанга!
___Медленно деревня уплывает вдаль.
Серый козлик углубился в лес.
Бабушку ему немного жаль,
Только пересилил интерес.
__ Уважаемые добрые старушки!
Роясь в огороде и печной золе,
Прибирая скромные избушки,
Вы, возможно,
Размечтаетесь о козле.
____(Только моё имя из ваших публикаций лучше бы убрать(прошу) –
это ваше,
я только чуть дровишек в пламя подкинула.
Пожалуйста: не ссылайтесь на меня, публичноофертно заявляю:
если что-то из вышепредложенного пригодится –
оно ваше безвозмездно. Хоть целиком, хоть «кусочками».

Если не пригодится – тоже ладушки:
я в плюсе хоть как… по-детски веселилась,
забыв обо всём, перебирая эти строчки… что само по себе дорого.
__ Вам и Светлане Борисовне – улыбок и успехов! На портале и вообще.
Л. ==

ЗЫ

__Вы, может быть, знаете,
но вспомнилось – оставлю.
Про юмор и математику –
отрывки из «Кафедры» Грековой (а она ведь математик по образованию).
Сама, признаюсь, не понимаю:
для меня юмор и математика – вода и масло… просто верю. Люблю Грекову.
А вы-то поймёте.

«Асин отец преподавал математику в средней школе. Прекрасный педагог, он был снисходителен и нестрог, двоек почти не ставил, но как-то добивался неплохой успеваемости. Главное, умел привить детям любовь к своему предмету -- вещь редкая, особенно у девочек.

С самого раннего Асиного детства шел между родителями любовный мирный спор о ее будущем: математика или музыка? Способности были и к тому и к другому. Учили тому и другому: в конце концов, разберется сама.
С отцом у нее была дружба научная, деловая. Он с ранних лет обучал ее высшей математике; девочка умела интегрировать в возрасте, когда другие еще с таблицей умножения плохо справляются.

С математикой никакого "если бы" не было нужно: девочка была явно одарена. Есть вещи, которым нужно учить рано: математика, языки, плавание. Софья Савельевна, ничего не смысля в математике (из школы она вынесла только робкое к ней отвращение), часами слушала, не понимая, разговоры отца с дочерью, ловя выражение их лиц, улыбалась, когда они смеялись. Казалось бы, что может быть смешного в математике? Оказывается, может». ==

Лидия Кузьмина Сапогова   23.12.2017 09:34     Заявить о нарушении
Дорогая Лидия! А можно ли мне оставить просто
«Лидии Кузьминой-Сапоговой»? Ссылки на Вас не будет,
просто посвящение Вам одного из этих козликов.

Каждого соавтора я считаю возможным использовать только один раз, поэтому, как пишут в объявлениях, Пушкина не предлагать. За исключением этого момента, все предложенные Вами строчки вызывают мой огромный энтузиазм.

По поводу юмора и математики. Тут нужно, конечно, вспомнить Льюиса Кэрролла. Говорят, что когда королева прочитала его Алису, то немедленно потребовала себе все его труды и увидела непонятные формулы одного из основоположников математической логики.

«Козлики» имеют историю, которая началась, пожалуй, за 15 лет до моего рождения. В 1925 г. в Харькове вышла анонимно книжка «Парнас дыбом», в которой были три части: «Собаки», «Козлы» и «Веверлей». В 1-ой были от имени разных авторов стихи и проза на тему «У попа была собака», во 2-й – «Жил был у бабушки серенький козлик», в 3-й – «Пошел купаться Веверлей». Тут же она разошлась и была переиздана, причем авторы уже обозначены инициалами ЭСП, АГР и АМФ. Когда я учился в школе, этой книжки уже следа не было, но наш классный руководитель, учитель рисования и черчения, Виктор Алексеевич Орлов нам как-то читал оттуда стихи (на память), ничего не сообщив, однако, об источнике. Мне захотелось такие стихи иметь, но взять было негде и я стал сочинять их сам, правда, только про козлика. В 1990 г. «Парнас дыбом» был снова издан (с большим добавлением), и я, наконец, узнал, откуда взяты те стихи. Авторы уже были указаны полностью: Э.С.Паперная, А.Г.Розенберг и А.М.Финкель (в 25-м еще студенты-филологи). В «Козлах» общими с моими оказались только Пушкин и Есенин, причем Есенин у меня совсем другой, а вот от Пушкина первая строфа почти совпадает с моей (возможно, я ее немного запомнил, когда услышал). Вот какие авторы в этой книжке у «Козлов»: Симеон Полоцкий, Карамзин, Крылов, Пушкин, А.К.Толстой, Надсон, Бальмонт, Юшкевич, Городецкий, Ремизов, Саша Черный, Ахматова, Северянин, Маяковский, Вертинский, Есенин, Цветаева, Пастернак, Сельвинский, Маршак, Лорка, Бабель, Твардовский, Барто, Вознесенский. Скромно считаю, что на фоне этой книжки мои козлики не проигрывают.

Юрий Козиоров   23.12.2017 16:40   Заявить о нарушении
=== Юрий, спасибо.
Очень интересно всё.
Про Кэрролла – люблю со школы, и детям читала, и даже сейчас могу перечесть с ничуть не ослабевающим восторгом.
Проник и «в народ»… к примеру: «варенье завтра и вчера» произносят, не вспоминая его имени.
__И про «как начались козлики» - надо же!
Какие-то чьи-то варианты не раз попадались одиночно, не запоминаясь: не знала, что было так филологически всерьёз и обильно.
Хорошая у вас компания!
_А не поместить ли этот рассказ как предисловие к вашим козликам? Уверена, мало кто в курсе и узнали бы с интересом?
Надо почитать. Особенно – как они Лорку-то на козлика повернули?
Тут, конечно, бооольшое значение имеет «выбор из» для основы,
т.е. лёгкое узнавание оригинала – почти всегда. Сейчас массовый читатель половину тех авторов не просечёт. И я в том числе… У того же Лорки знаю немного...
Впрочем, это можно изрядно компенсировать качеством своего текста –
сам знаменитый персонаж уже прочный фундамент для чего захочешь…

__Дальнейших успехов вам в продолжении цикла: надеюсь, будет – «взялся за гуж»!
__ Пользуясь случаем, добавляю:
ваши художественнопознавательные тексты:
история+мифы+библия и др. - ценю ещё выше.
Всем рекомендую читать.
Это редкий случай учиться весело –
«любовь с интересом».
__Насчёт посвящения – конечно,
сие почту за честь. Стану теперь хвастаться.
__Всего вам доброго.
Л. ==
ЗЫ
Меняю Пушкина (раз нельзя) на Киплинга, Цветаеву и Рязанова. Вдруг… да ? А на нет - вопросов нет.

__На далёкой Амазонке
Серый козлик не бывал.
Он у бабушки барчонком
От рожденья проживал.

(Закончить можно примерно так:
А жил бы он в идиллии
И в лес не убегал –
Мог побывать в Бразилии.
Попасть на карнавал…)
__Мне нравится, что козлик был здоров.
И бабушка его здорова тоже.
Они, деля питание и кров,
Годами проживали бестревожно.
__У природы нет плохой породы.
Быть козлом порою – благодать.
Если, не знавая про невзгоды,
Бабушку хорошую сыскать. ==

_______________________(Скопирую на Стихи ру)

Лидия Кузьмина Сапогова   23.12.2017 22:08   Заявить о нарушении
Если у Вас нет "Парнаса дыбом", можно скачать из интернета. В поисковой строке надо написать: Парнас дыбом. Скачать бесплатно.

Юрий Козиоров   24.12.2017 10:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Удаляем из текста литературные штампы» (Инна Криксунова)

== Инна,
сегодня дочитала ваши советы по литмастерству– все 10 миниатюр.
Спасибо.
Вы молодец.
И смелая. Определённый процент негатива в отзывах был вполне предсказуем (отвечаете достойно – не в пример многим…).
Не нашла у вас поучений или насмешек –
всё корректно, по делу.
Конечно - не открытие эзотерических знаний,
вроде бы вещи вполне известные,
но напомнить – в ясном и последовательном изложении – ну ооочень полезно.
…Ценю Проза ру за многое,
в частности – именно за возможность писать по собственным правилам,
без гнёта редакторов-корректоров, тематики, формата и пр., за возможность предъявлять ещё незавершённые вещи - т.д. и т.п.
Никто не указ. Автор – король.
Это благо –
видна первозданная (ну… не всегда) индивидуальность.
Пусть будут самые разные «манеры письма» (я только «за», это же здорово) –
от строго классических или сурово публицистических текстов - до… скажем, под монолог джойсовской Молли Блум… и… да мало ли. Пусть. Интересно.

Но ведь это совсем, совсем не значит – «как попало».
И верить в свою самобытность, развивать её – не значит игнорировать реалии.

Наверное, на сайте есть Очень Большие Авторы – про них что говорить…
Но ведь абсолютное большинство – из категории «я не волшебник, я ещё только учусь».
«Стадии обучения» очень различны. И сильные, и слабые стороны тоже – изначально и по этим самым стадиям.

Идеальных во всех отношениях нет –
Толстой где-то обмолвился: «запятые уж найму кого-нибудь ставить» (!!!)

Задуматься:
«а не стоит ли всё же что-то подправить» и получить совет в этом направлении – «это есть хорошо» .(И бесплатно! Вспомнился фильм «Дневник директора школы» - молодая учительница (играет Елена Соловей) говорит: «Это подарок для человека, когда его бесплатно учат иностранному языку».)

(Недавно читала интереснейшую вещь – но радость такой находки непоправимо омрачалась, потому что… масса грубейших ошибок. Необъяснимых для меня – просто среднешкольных… такое сочетание силы и слабости встречаю впервые).
Дали писал: художник, не бойся совершенства, тебе никогда не достичь его.
…Почитаю у вас и «на другие темы», а если добавите что-то по литмастерству – в 1ю очередь.
Хотелось бы знать ваше мнение о Тотальном диктанте (в этом году 8 апреля).
Может быть, напишете об этом в теме автора Прозы ру
Галины Гостевой ?
• Поддержим своим участием Тотальный диктант - 2017 - публицистика, 15.03.2017 12:28
Всего доброго.
Л. ==

Лидия Кузьмина Сапогова   06.04.2017 17:51     Заявить о нарушении
===== У прекрасного писателя Николая Носова

(стоит только «Незнайку» вспомнить… а «Бобик в гостях у Барбоса»!!! и многое другое)

Кроме всего прочего,
есть замечательные произведения,
ознакомиться с которыми – уверена – необходимо
(если вы пишете сами – стократ).

Скажу сегодня лишь о двух –

* «О литмастерстве» и

* «Поговорим о поэзии».

Они актуальны удивительно… да, кое-что в них можно назвать устаревшим (например, темы заводской и колхозной жизни, ),
но это мизер во-первых
и не суть во-вторых.

Предлагаю вашему вниманию отрывок.
========== Николай Носов «О литмастерстве»
«…В основном весь огромный отряд прозаиков делится по методам работы на две большие группы, или на два подотряда. К первому подотряду относятся те прозаики, которые пишут просто из жизни, используя свои наблюдения и жизненный опыт, не подражая никаким литературным образцам, работая как бы наобум, как бог на душу положит. Ко второму подотряду относятся те, которые, наоборот, создают свои произведения на основе заранее изученных правил, законов, приемов, канонов и рецептов литературного мастерства. …

Иной автор и рад бы написать по-своему, но его ни на минуту не оставляет забота о критиках: как же они, мол, бедные, критиковать будут, а вдруг не разберутся и обругают… Иногда такой слишком осторожный автор проделывает в угоду критикам довольно извилистый путь, напоминающий след улитки на дне пруда

искусство портрета
Основной фигурой художественного произведения, будь то повесть или роман, является человек, поэтому первое, на что следует обратить внимание прозаику, — это изображение человека, то есть его портрет. Главных героев, как известно, необходимо изображать во весь рост, иначе говоря, с ногами и руками, но начинать для порядка все-таки надо сверху, то есть с головы или лица. Наиболее важной деталью лица являются у героя глаза, которые в качестве зеркала человеческой души имеют самый большой набор эпитетов. Чаще всего встречаются глаза мутные, пустые, выцветшие, блеклые, водянистые, тусклые, неподвижные, подслеповатые, бутылочные, подозрительные, плутоватые, с хитрым прищуром, испуганно бегающие, холодные, с лихорадочным блеском, маленькие, большие, узенькие, широкие, жадные, глубоко спрятавшиеся в подлобье, добрые, ясные, озорные, вдумчивые, отражающие внутренний мир, смешливые, хитрые, въедливые, колючие, точно шилья, сверлящие, как буравчики, лисьи, хорьковые, воловьи, коровьи, раскосые и свиные. Пример: «Хитрые, въедливые глаза старика, точно буравчики, ввинтились в лицо бригадира».
Описывая глаза, необходимо тут же упомянуть о веках, бровях и ресницах. Веки большей частью бывают тяжелые, припухшие, красноватые, иссеченные прожилками, сонные и мигающие; ресницы — обычно длинные, короткие, черные, белые, золотистые, густые, облезлые и телячьи; брови — седые, кустистые, нависшие, взъерошенные, торчкастые, сросшиеся на переносице, редкие, узенькие, широковатые, ярко-коричневые, иссиня-черные, ехидно играющие и весело прыгающие: «Узенькие, иссиня-черные брови весело прыгали на ее желтоватом мясистом лобике».
Изображать во весь рост необходимо только главных героев. В основном же романы и повести заселены второстепенными и даже третьестепенными, так называемыми проходными персонажами, которые появляются на две-три минуты, скажут полдесятка фраз и тут же исчезают с лица земли, словно их и не бывало. На изображение таких героев не следует затрачивать лишних слов. Рисовать их надо не целиком, а лишь обозначать головы или лица. Головы у этих персонажей обычно бывают круглые, как шары, длинные, бочковатые, тыквообразные, хорошо сработанные, лобастые, шишкастые и лохматые. Лица же могут быть плоские, узкие, вытянутые, лопатовидные, лошадиные, отекшие, несколько поношенные, испитые, заплывшие, сморщенные, как печеное яблоко или сухая груша, сердитые, холено-нежные-, грубоватые, желтоватые, с жиринкой и без жиринки, а также усталые, будничные, прыщеватые и тупые.
Иногда попадаются и вовсе незначительные людишки, которых можно изображать совсем без лиц, рисуя только какую-нибудь приметную деталь, например: «Сидор Иванович был широкоплечий, чуть грузный мужчина, в очках». Больше ничего о Сидоре Ивановиче сообщать не следует, а читатель пусть сам догадывается, было ли у этого симпатичного, чуть грузного Сидора Ивановича что-нибудь для прикрытия своей наготы, кроме очков. Такие проходные мужчины могут быть не только чуть грузные, но и чуть грязные, с рябоватым лицом или с бычьей зашеиной, большерукие, сутуловатые, в белых косоворотках или поношенных пиджаках, угрюмые, замкнутые, молчаливые, тучные, коренастые, домовитые и худые.
Женщины тоже бывают худые, смуглые, лет тридцати с лишком, черные, не выпускающие изо рта папиросы, увядшие, с холодными серыми глазами, крупнокостные, с широким и сильным тазом, большие, дородные, дебелые, с гладкой дюжей спиной, хорошо сохранившиеся и крикливые.

Гораздо сложнее обстоит вопрос с описаниями природы, так как здесь требуются особенно оригинальные краски, которые не у каждого имеются в запасе. Приводим здесь для общего пользования некоторые пейзажные зарисовки, полученные путем анализа соответствующих произведений.
Самым распространенным является так называемый календарный пейзаж, который существует в четырех видах:
1) Весенний пейзаж.
Весной природа просыпается, как ото сна. С мокрых, еще не просохших крыш и от парной сыроватой земли поднимаются голубоватые дымки испарений. Небо глубокое, синее. Облака рыхлые, клочковатые и косматые. На груди легко, на сердце радостно, из земли пробивается молодая зеленая травка. Воздух крутой, густой и бодрящий, напоенный влагой, прохладой, солнечными лучами, весенней свежестью и журчанием талой воды. Дышать становится трудно. (Не будет также ошибки, если сказать, что дышать становится легко.)"

=========================================

Лидия Кузьмина Сапогова   06.04.2017 17:58   Заявить о нарушении
Лидия, всё, что пишите, представляет интерес. И не только для меня, я думаю.

Геннадий Мингазов   12.04.2017 15:09   Заявить о нарушении
== Геннадий, спасибо. Рада, что вы так считаете.
За очень редкими исключениями – нам всем… есть куда расти в плане «литературного мастерства» - так или иначе.
Хорошо, что Инна (побольше бы таких авторов) взяла на себя труд открыто говорить об этом.
Всего доброго.
Л. ==

Лидия Кузьмина Сапогова   12.04.2017 16:00   Заявить о нарушении
Лидия, спасибо за отзыв!

Инна Криксунова   02.05.2017 13:50   Заявить о нарушении