Рецензия на «Презренный» (Тереза Пушинская)

Добрый день-вечер, Тереза)
Давно не писала тебе откликов на прочитанное, и так получилось, что эту повесть прочла в несколько приемов, взяла паузу на подумать, разбираясь в мыслях и ощущениях после прочтения и, уловив нотки послевкусия, села писать)

По стилистике речи, строению фраз и эмоциональному посылу история соответствует другим работам того же периода. Тебе удалось приоткрыть завесу ушедших времен, наполнив историю деталями, штрихами и мазками той эпохи, к которой принадлежат герои. Плюс речь: витиеватая, неспешная, образно-многослойная рисует портреты и добавляет истории шарма (как коллекционное вино или старый коньяк, который пьют глоточками, смакуя каждую каплю).
История двоих: мужчины и женщины, страсти и любви, но любви, замешанной на горечи, причиняющей боль и ломающей душу. Любовь, как разрушение, как ломка своего внутреннего "Я", но читая, понимаешь, без этого не получится идти дальше. Ее нужно переболеть, пережить и отпустить, оставив за спиной старые одежды.

Марч. С ним сложно, больно и холодно. Он дарит страсть, но он слишком в себе: его любовь не греет, она не утоляет жажду, но открывает темные глубины души, захлестывая с головой. На краю бездны... С ним не будет легко, слишком много в нем отрицания и неприятия мира и общества. Он живет по своим правилам, нарушая правила чужие, его нужно принять полностью или уйти. С ним нельзя быть наполовину, только всем - и душой, и телом; на край света, в бедность, в нужду, в дорогу, всегда за спиной и рядом.

Вирджиния. Она в себе, в свое мире, в любимом сыне и в прошлом. Прошлое для нее не ушло, оно так тесно переплелось с настоящим, что только тепло и свет могут оборвать нити старой боли. Но Марч не может дать тепла, он может утолить голод страсти, подарить преклонение и восхищение, но не тепло. Понимая это, Вирджиния уходит, она заполняет душевную пустоту заботой о сирых и больных, воспитанием сына. Ей так проще. Проще жить в коконе себя самой.

Когда судьба пересекает пути двух одиночек, понимаешь, что каждый пойдет своей дорогой. Страсть опалила душу, обожгла крылья, но не стала связующей нитью, разбросав по разные стороны.
Сцена в таверне - это не просто пьянка в кругу девиц легкого поведения, это продолжение сцены у мельницы, когда Вирджиния увидела неконтролируемую ярость Марча. Слова Марча - это гвозди, загоняемые в крышку любовного гроба, похоронившего надежды и мечтания. Он разрушает образ той, которую боготворил, марая светлые воспоминания темной краской, как бы казня. После таких слов пути назад нет, они, как стена, как преграда.
Марча изгоняют. Сцена на дороге, когда он получает хлеб от той, которую любил - это просьба о прощении и благословение в трудный путь, и жест примирения. Он понял и принял.
Живое тянется к живому, подобрав раненого щенка, Марч разрешил себе привязанность к тому, кто слабее. Это важно.

Оливия - девочка-женщина, первое чувство, первое разочарование, первый опыт плохого и хорошего, первые наблюдения и выводы. Она в самом начале пути, но в ней нет жизненной легкости, она понимает, что ее доля - труд и смирение. Она учится принимать жизнь такой, какая она есть. В этом контраст между Марчем, который ломает все, с чем не согласен, и Вирджинией, которая пытается облегчить жизнь нуждающихся, заполняя собственные душевные пустоты.

И письма - они тоже герои, они рассказывают о внутреннем мире героев, о том, чем живут их души. Письма - это магия, это дыхание. Эпистолярный жанр уходит в прошлое, но читая письма в этой истории, понимаешь, как о многом можно рассказать, какие завесы приоткрыть с помощью пера и чистого листа бумаги. Неполученные письма, непрочитанные письма, неотправленные письма - тайны, судьбы, люди.

Читать было интересно и зримо.
Прочтя финальные строки, подумала: Тереза, кажется, ты умеешь заглядывать в будущее. Не смейся, но эта твоя история заставила меня поверить в то, что в этом мире возможно самое невозможное)
Спасибо!
До новых встреч,

P.S. Больше ничего не царапнуло)

Юлия Газизова   13.01.2017 17:16     Заявить о нарушении
Откроем бутылочку коллекционного вина, Юля. Присаживайся в кресло)

Почитала твои рассуждения и поймала себя на том, что слезы навернулись.
Не в конце рецензии. Раньше. В конце думала, прикидывала и не очень поняла) переспрошу потом.
Ты написала строки, которые хоть и звучат, как приговор, являются ответами на ВСЁ, о чем "спрашивалось" в повести.
Ты размышляешь так, будто не читатель мой, а сомыслитель и соавтор.
Расшифровала процесс, о котором я рассказывала "картинами", "сценами", "героями", не озвучивая "диагнозы".

Вот о чем я, доктор:

- Любовь, как разрушение, как ломка своего внутреннего "Я".

- Он дарит страсть, но он слишком в себе: его любовь не греет, она не утоляет жажду, но открывает темные глубины души, захлестывая с головой.

- его нужно принять полностью или уйти

- Прошлое для нее не ушло, оно так тесно переплелось с настоящим, что только тепло и свет могут оборвать нити старой боли

-он может утолить голод страсти, подарить преклонение и восхищение, но не тепло

-Когда судьба пересекает пути двух одиночек, понимаешь, что каждый пойдет своей дорогой. Страсть опалила душу, обожгла крылья, но не стала связующей нитью, разбросав по разные стороны.

-Письма - это магия.

- Тереза, кажется, ты умеешь заглядывать в будущее.
____________________________________________________________________

Меня удивила отзывчивость читателей на эту повесть. Я недооценивала читателей)
Мне ОЧЕНЬ приятно (приятно - не то слово), что ты , Юля, открыла бутылку старого вина для меня.
У тебя на такое всегда находится время. И ты его не жалеешь для других.

Тереза Пушинская   13.01.2017 20:50   Заявить о нарушении
Я рада, что эту бутылку мы открыли вместе. И пусть я почти не пью, но пару глотков вина в этот вечер сделаю)
Спасибо)

Юлия Газизова   13.01.2017 22:38   Заявить о нарушении
Я тоже почти не пью) но за такое стОит..)
Я там к тебе вообще с глинтвейном притащилась, встречай)

Тереза Пушинская   13.01.2017 22:42   Заявить о нарушении
))) Гулять, так гулять))

Юлия Газизова   13.01.2017 22:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тереза Пушинская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юлия Газизова
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.01.2017