Рецензия на «Почему Бастер Китон круче современных кинозвёзд» (Юлия Моисеенко)

Юлия, добрый день! Автор постарался (а переводчик очень помог) донести до нас информацию об одном из плеяды актёров подзабытого немого кино. Спасибо вам за это - современники, увлечённые динамикой и спецэффектами современного кино и телевидения, мало обращаются к тому давнему времени. Да, всё совершенствуется, техника и сложность трюков; компьютерная графика даёт возможности, которые не могли даже представить герои немых короткометражек. Но люди остаются людьми, примерно в равной степени ограниченными физическими возможностями, но такими разнящимися по волевым качествам и творческому безумству.
Бастер Китон - "комик без улыбки", которому контрактом было запрещено улыбаться не только с экрана, но и в обычной жизни на публике. Был ли он счастлив? О нём не слишком много известно широкой аудитории почитателей киноискусства. Скорее всего нет, как и многие его коллеги комического немого кино: Адре Дид (известный в России под прозвищем Глупышкин), забытый, всеми покинутый под конец жизни и окончивший дни в нищете и одиночестве; блистательный Макс Линдер (настоящее имя Габриэль Левьел), которого Чарльз Спенсер Чаплин назвал единственным своим учителем, и который ушёл из жизни в состоянии непреодолённой депрессии вместе с молодой красавицей-женой, не пожелавшей оставить его и в смерти; и многие другие.
Как правило они исполняли все трюки сами и жили смехом своих зрителей, хотя строили творчество на разной основе. И все ушли с приходом звукового кино: устоял лишь Чаплин, Великий Комик Чаплин.
Мне нравится творчество Китона, его герои, очень нравится, но в большей степени личные симпатии склоняются к Максу Линдеру.
С уважением, Мрак.

Мрак-Антоним   25.09.2016 11:33     Заявить о нарушении
Добрый день, мистер Мрак! Благодарю вас за внимание к моей, мягко скажем, не всем интересной теме. :) Да-да, вы всё очень верно пишете: люди есть люди, и никакими «эффектами» этого не замазать. Кстати, большинство этих самых «эффектов» были придуманы ещё при братьях Люмьерах. Именно поэтому Бастер так любил «помещаться в кадре с ногами» и снимать свои самые впечатляющие сцены одним непрерывным кадром: чтобы зритель видел, что его не обманывают.
Насчёт знаменитого контракта. Как человек, всесторонне изучивший этот вопрос, могу вас уверить: это обычная, хотя и чрезмерно живучая «утка», выдуманная уже во времена его работы на «Метро-Голдвин-Майер» тамошними рекламщиками. Просто Бастер считал своей «фишкой» отсутствие улыбки в кадре, а потом — и во время крупных мероприятий. В кругу же близких людей и на съёмках он часто улыбался, смеялся, хохотал до упаду, «запарывая» многие дубли, и даже с удовольстивем корчил рожицы.
И ещё, о счастье… Насчёт коллег ничего сказать не могу, но Бастер ТОЧНО был счастлив. Конечно, как у любого живого человека, у него были сложные и даже страшные периоды в жизни, но он всё успешно преодолел, о чём и пишется понемножечку мой роман. Бастер умер в семьдесят с лишним лет — от рака лёгких, о котором даже не подозревал, и до последних дней, принимая микстуру от кашля, участвовал в сложейших, рискованных съёмках. Рядом с ним была красавица-жена на двадцать лет моложе его, с которой они прожили 25 лет, ни разу не поругавшись. Рядом были любимые дети, внуки и, кажется, правнучка. Всё происходило на ранчо, о котором Бастер с детства мечтал и которое успел для себя построить. Там были миндальные и персиковые деревья, забавный курятник в виде миниатюрной школы, верный сенбернар и куча друзей, с которыми всегда можно было перекинуться в бридж. Один журналист того времени написал: «В свои семьдесят Китон так полон жизненных сил, что соседские мальчишки то и дело стучат к нему в дверь со словами: «А можно, Бастер выйдет поиграть?»» Несколькими годами ранее в своей автобиографии Китон заметил: «Я считаю, что у меня была счастливейшая и удачнейшая жизнь».
Вот… Извините за длинный ответ: что-то меня, как всегда, понесло. :)
С большим уважением,

Юлия Моисеенко   26.09.2016 09:32   Заявить о нарушении
Так-так-так.. "Макс Линдер",которого Чаплин называл ЕДИНСТВЕННЫМ своим учителем? А вот это, прошу прощения, уже настоящая подлость. Первым, главным учителем как Китона, так и Чаплина был некто Роско Арбакль, оклеветанный и незаслуженно забытый человечеством. В частности, это он был не вошедшим в титры автором сценария "Прерванного романа Тилли", а ещё - придумал танец с булочками за 8 лет до выхода "Золотой лихорадки" (см. картину "Rough House"). Чаплин просто "забыл" об этом где-либо упомянуть. Наверное, было невыгодно...

И, кстати, Бастер успешно работал с приходом звука в кино. Фильмы, сериалы, передачи, в съёмках которых он принимал участие после 1927 года, невозможно пересчитать, исследователи давно отказались от этой затеи. Бастеру повредил вовсе не звук,а появление киношных мега-корпораций, новые правила творческого процесса, не оставившие места импровизации, работе слаженной команды (людей постоянно дёргали на разные съёмки), максимальной простоте работы с натурой, кастингом и т.д.
С уважением и благодарностью за ваше терпение,

Юлия Моисеенко   26.09.2016 09:51   Заявить о нарушении
Приветствую, Юлия! Я не большой знаток истории кинематографа, биографий актёров и творцов его немого периода. Рад был узнать, что Китон в своей жизни и под конец её был счастлив: с его творчеством и биографией знаком поверхностно.
Имя Роско Арбакля мне знакомо, но с творчеством его я незнаком абсолютно. Какую-то отправную точку он, видимо дал и тому и другому: не могу спорить, просто не обладаю информацией. Я изложил лишь суть фразы самого Чаплина с фотографии, подписанной им Линдеру. По поводу контракта Китона тоже не буду спорить: вполне вероятно, что это "утка", или, как модно выражаться сейчас, определённый маркетинговый ход.
По поводу споров и сравнений - здесь всё проще. Споры ведут поклонники талантов, отстаивая свои симпатии и чувства к той или другой стороне. Споры эти как раз и основаны на чувствах, на том, как публика воспринимает того или иного кумира, и, порой, в среде поклонников доходит до оскорблений и драк. Профессионалы же в большей степени хранят определённый нейтралитет и говорят о средствах построения искусства, используемых приёмах, актёрском стиле и содержании создаваемых образов. И тот и другой актёр, да и многие другие тоже, имели и имеют массу обожающих поклонников, пользовались неслыханным успехом и популярностью публики, известны на всех континентах, кто-то более, кто-то менее, но известны. И если их сравнивать по популярности, а это - показатель, то здесь-то и можно спорить до бесконечности. Но я имел ввиду нечто другое. Основа творчества Китона, грубо говоря - трюкачество, Чаплина - собственно то, что называют актёрской игрой. Чтоб было понятнее, что я хотел сказать, попробуйте обратиться к такому вопросу: как сравнивать цирк и театр? И то и другое искусство востребованно, и то и другое будет ещё жить долго, но как их поставить рядом для сравнения? А как сравнивать театр и кино? В кино публика в большей степени ищет зрелищности, в театре - искусства актёрской игры. Так и в данном случае: один в большей степени расставляет акценты на эксцентрике, другой - на препарировании души. И то и другое находит своего зрителя, и то и другое популярно. Но как сравнивать то, что один ловчее, а другой выразительнее? Умопомрачительные трюки удивляют, но вряд ли умиляют, а кто-то сцены лирической чаплинской грусти воспринимает как занудство. Потому мне и кажется, что сравнивать их не следует: они все необходимы в едином кинематоргафическом пространстве, но не в качестве противопоставлений, а в необходимом качестве дополнения одного другим.
С уважением, Мрак.

Мрак-Антоним   26.09.2016 11:12   Заявить о нарушении
Ну, во-первых, текст и написан от имени рядового поклонника, если вы заметили. :) Во-вторых, он заканчивается словами не просто профессионала, а гения синема — Орсона Уэллса, и он почему-то тоже не чурался этой темы. В-третьих, я как раз и привожу здесь один из накопившихся у меня доводов и, надеюсь, достаточно чётко его сформулировала. В-четвёртых, прежде чем повторять чьи-то фразы о пустом трюкачестве и недостаточной душевности(«лиричности») персонажей Бастера, желаю вам чуть внимательнее пересмотреть картины «Пароходный Билл Младший», «Кинооператор», «Иди на Запад» (кстати, о-очень тонкая пародия на чаплинскую сентиментальность, "Воюющего дворецкого" или того же «Генерала», в котором «невероятное множество трюков, но они доведены до такой степени совершенства, когда не читаются как трюки", как заметил Леонид Трауберг, легендарный советский кинорежиссёр и сценарист.
Понимаете, просто я-то смотрела — и не по разу — все знаменитые картины как той, так и другой стороны. Поэтому, как мне кажется, имею право высказать здесь, на своей страничке, своё личное скромное мнение, а дальше читатели пусть думают сами.
Да и речь тут больше не о кино (тем более не о степени популярности), а о человеческом подходе, о базовых НРАВСТВЕННЫХ принципах, на которых оно построено. И они абсолютно разные, тут я ещё раз охотно с вами соглашусь.
А против "необходимости" существования комика Чаплина я, вроде бы, не выступала. :)))) Искренне сожалею, если сложилось такое мнение.
С благодарностью за интересную беседу,

Юлия Моисеенко   26.09.2016 11:58   Заявить о нарушении
И ещё раз добрый день, Юлия! Беседовать с Вами действительно интересно, поскольку полемика хорошо аргументирована с Вашей стороны. Но говорим мы, как мне кажется, о разных вещах. К тому же Вы пересекаете грань моих смысловых высказываний, что делает их более негативными и агрессивными. Я мог бы ещё заметить нечто по поводу нравственных принципов, которые Вы противопоставляете в качестве основы творчества этих актёров, и с этим противопоставлением тоже не всё гладко, ну да бог с Вами. А в целом публикации весьма интересны и - да! важны и необходимы читателю.
Всего наилучшего! Мрак.

Мрак-Антоним   27.09.2016 07:48   Заявить о нарушении
Не-не-не, честное слово, негатива и агрессии я не заметила!
Хотя, конечно, начинать диалог со слова "нельзя" было и впрямь как-то... ну, не знаю... Кстати, вы не первый, кто так начинает со мной разговор. Это потому, что я женщина?! Или потому, что блондинка? :)))))
Но дальше всё было просто супер, большущее вам спасибо! А то Юля тут в последнее время совсем заскучала. :)
А заходите ещё как-нибудь! Роман у меня интересный, вроде бы. Хотя и весь-весь-весь построен на уникальном документальном материале, с которым даже в Америке мало кто ознакомлен.

С уважением, Юлия

Юлия Моисеенко   27.09.2016 08:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юлия Моисеенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мрак-Антоним
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.09.2016