Рецензия на «Поговорим о вкусах гл. 1» (Людмила Волкова)

Привет, Людочка! Спасибо за интересное эссе о триединстве писатель-человек-читатель. Надо ли спорить о вкусах читателя? Спорить ни о чём не надо! В споре действительно побеждает не истина, а демагог. Нужно ли, можно ли совершенствовать литературный вкус, если жизненный лозунг читателя - "Просто жить!"? Такой читатель не оценит ваши труды.
Каково вообще значение литературы в жизни? Для одних эстетическое удовольствие, для других поиск ответов на философские вопросы смыслов жизни человека, а для кого-то "убийство времени" в скучной дороге. Так что, не будем говорить о читателе. У каждого из нас при выборе книги для чтения найдётся своя истина.
А вот оценка писателя с помощью парадигмы писатель-человек, человек-писатель интересна. ДОЛЖНА ли личность писателя раскрыться через его индивидуальный стиль или это процесс спонтанный, зависящий только от его характера? Что такое индивидуальный стиль? Мало ли писателей, которые свою сущность, как участники карнавала, прячут за масками изысканных фраз, метафор, языковых новшеств, стилизации сюжетов и героев под исторические времена - масками "индивидуальности"!? (Сорокин, Пелевин)
Обязательное "Ах!" перед русской классикой 19 века, внушённое нам школьной программой, вы от меня не услышите. Лев Толстой как "Зеркало русской революции" вызывает только тоску смертную. Салтыков-Щедрин - не сатирик, а ядовитая брюзга из деревни Глупово. Лермонтов - отнюдь не страдалец, а одинокий закомплексованный человек, обвиняющий мир в своей неполноценности и ненужности. Пожалуй только Чехов из предложенного вами списка вызывает восхищение и уважение. За что? За горькую иронию, искреннюю боль и сочувствие к своим героям.
Для меня важна искренность писателя, которая заставляет забыть о "художественных особенностях" произведения и снимает дефис между писателем и человеком. Передо мной возникает только человек, который "болеет" за общество и мир, как я.
Такой писатель для меня Виктор Астафьев. Всё жду, когда его, наконец, признают классиком русской литературы.

Ната Пантавская   08.08.2016 15:01     Заявить о нарушении
Ната, и для меня он классик (Астафьев). О современных писателях не хочу говорить. Во многих я разочарована. Особенно после того как услышала интервью с ними. О Лермонтове...Это мое ЧУВСТВО. И мне все равно, чем вызвано это ощущение. Много у него было причин для озлобления с детства. НО когда я читаю его поэзию, то вижу глубокого человека, а не обиженного мальчика. Мы забываем о его возрасте. А знаете, как этот щестнадцатилетний мальчик в трагедии "Испанцы" раскрыл тему антисемитизма? С какой искренностью, страданием? Все ли Вы знаете о нем? Я еще напишу об этом.И почему Вы думаете, что одинокий закомплдексованный человек - не страдалец?
Ну, а что касается Салтыкова-Щедрина, тут мы расходимся окончательно, Может, Вы не читали "Пошехонскую старину" или "Губернские очерки?"
Чихать я хотела на школьную программу. Мое мнение о писателях 19 века сложилось ДО школьной программы, независимо от нее, потому что, Вы помните, мы в те времена читали много и жадно еще в подростковом возрасте. И у меня всегда было на все СВОЕ мнение.
Короче, не нужно было поднимать эту тему? Я вызываю лишь раздражение?

Людмила Волкова   08.08.2016 15:25   Заявить о нарушении
Людочка! Солнышко!!! Никакого раздражения вы своим эссе не вызвали! Только интерес!!! Видимо вылилось моё раздражение на преподавание литературы в моей школе. Простите, если не удалось его скрыть. С нетерпением жду ваших статей о Лермонтове и других писателях. Вправляйте мне мозги. Я ведь действительно русскую литературу плохо знаю.
Вдохновения вам, а нам удовольствия в чтении ваших работ!

Ната Пантавская   08.08.2016 19:50   Заявить о нарушении
Наточка, да я все правильно поняла! Школьная литература - это часто убийство всякого желания что-то читать. Я свои уроки строила на анализе текста, а не на лекциях. Дети сами, но с моей помощью, искали в произведении секреты МАСТЕРСТВА писателя, и это их так увлекало, что на перемену иногда не хотели уходить. Все рвались выступить и выразить СВОЕ мнение. У меня был случай, когда проверяющая тетка из гороно пришла на заключительный урок по роману "Господа Головлевы", Ее сразило, что на партах У ВСЕХ учеников не было учебника, но лежали тексты романа с кучей закладок. А Салтыкова она терпеть не могла, и уже приготовила ручку, чтобы писать мне замечания. Но так увлеклась, что весь урок слушала полемику моих деток, а потом сказала мне:"Надо будет перечитать роман. Я, наверное, его забыла". А сама она преподавала литературу. Представляю - как!

Людмила Волкова   08.08.2016 20:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Людмила Волкова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ната Пантавская
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.08.2016