Поговорим о вкусах гл. 1

Людмила Волкова
                глава 1

                Поговорим о вкусах, о которых якобы не спорят. Спорят, еще и как!  Все зависит  от  эмоциональности полемистов и степени их образованности. Конечно, я имею в виду  вкусы литературные.
                Не помню, кому принадлежат слова: « В споре всегда  побеждает демагог».  Чтобы не прослыть демагогом, буду говорить лишь о собственных пристрастиях, не критикуя чужие.  А в своих примерах стану опираться на мировых классиков  литературы, а не на авторов нашего сайта, чтобы не нажить врагов.
                От чего зависит наш литературный вкус?                Составляющих много: это и возраст, и  врожденное эстетическое чувство, и привычка читать определенного сорта литературу,  и воспитание,  и уровень общей культуры,  образованности. И чувство юмора,  самоиронии тоже играют свою роль в этом длительном процессе формирования индивидуального вкуса.
                Иногда «нравится – не нравится» определяется  просто  жанром  произведения. Один  любит любовные романы,  другой реалистические повести,  кому-то подавай  фантастику. Популярнее остальных  детектив.  Любители  закрученной интриги  и сюжета   не станут убиваться  из-за бедного языка, каким автор владеет на уровне школьного сочинения. 
                А вот  поклонникам    интеллектуальной прозы  чихать  на сюжет,  для них  важнее  темные закоулки ума писателя,  в которых можно заблудиться, зато так приятно   осознавать себя элитой, ради которой и создано  сие творение. Тем более что в литературе такого сорта автор непременно демонстрирует новаторство  в стиле,  языке, композиции, иногда попирая все законы пунктуации и правописания.  Так что  рядовой; но вполне образованный читатель,  привыкший к  правилам  синтаксиса и  орфографии, чувствует  себя старомодным  кретином.
                Это как в абстрактной живописи: художник пошутил или поиздевался  над реальностью, изобразив ее в виде точек, линий, пятен (кисти вытирал),   а то и просто геометрической фигуры, назвав  сие творение « Путь к истине», а так называемый «потребитель»  задумчиво повторяет слова  продвинутого критика-искусствоведа, объявившего художника гением:  « В этом что-то есть…»      
                Но «что-то»  можно откопать даже в мусорной яме, а уж там, где порезвились  высоколобые творцы, жемчужина всегда найдется. Интеллектуальная проза имеет право собою гордиться, тем более – жить и процветать. Но вот единственным мерилом вкуса и современности  вряд ли останется.
                Русские классики  19 столетия писали не для критиков и любителей  изящной словесности, а для широкого читателя из всех  социальных слоев, которые и были предметом их  освещения.
                Для меня критерием  отменного вкуса остается русская классика 19 века  и  первой половины  20-го. 
                В современной  мировой  прозе сейчас проходит сложный процесс очищения:  кому  подарить литературное бессмертие, кому отойти на задний план или вообще сгинуть.  Так что неизвестно, что в ближайшее время будет считаться модным или достойным восхищения. Подождем…
                Первое,  на что откликается наше читательское сердце ( и мозг) – это стиль писателя.  Об этом я уже писала в главе № 1 «Заметок о мастерстве прозаика».   http://www.proza.ru/2015/02/18/1063
                Сейчас мне хочется  поговорить о другой  стороне постулата «стиль – это человек». Есть ли связь между личностью писателя и читателя, который его высоко оценил или наоборот – недооценил.
                Образцом    литературно-эстетического   совершенства    я считаю   прозу  Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Куприна, Мамина-Сибиряка,  Вересаева, Чехова, Короленко. 
                Не возмущайтесь, что не попали в  этот список два гения  – Достоевский и Лев Толстой.  Они заслужили всемирную славу, разбудив сердца и покорив умы всего человечества, так что без моей персональной любви как-нибудь обойдутся. 
                Я тоже высоко ценю их уникальный  талант.  Смешно перечислять их заслуги перед человечеством.  Это уже тема для диссертации.  Я просто не получаю эстетического удовольствия от их творческой манеры.
                С тем, что творчество – один из способов самовыражения человека, никто не спорит. И это вполне согласуется  с логическими выводами, что личность писателя просто должна  раскрыться через его индивидуальный стиль, язык. А иначе – как? Не в сюжете же задуманного произведения!  Мы говорим о писательском почерке, манере  и вроде бы забываем о человеке, который и есть источник этой творческой манеры.
                Разве не  особенности его характера, мышления, эмоциональной наполненности того невидимого органа, который мы называем душою, определяют стиль, язык? Это же замкнутый круг!
                Я пообещала, что буду  ссылаться  только на классиков, но вот неожиданно нашла в  давней переписке под своей рецензией на рассказ Андрея Чередника «Слепое окно» обмен мыслями с этим автором именно на эту тему – «писатель-человек-читатель».
                Привожу  фрагмент полемики,  которая может показаться интересной тем, кому хоть раз в голову приходила мысль об этом неразрывном триединстве, от которого и зависят наши  личные  предпочтения в литературе.
                Слегка покритиковав  автора (несправедливо!) за сентиментальную интонацию в рассказе, рецензент (то бишь я) оправдывается:
                «Просто это так на тебя не похоже - с твоим чувством юмора, иронии при описании самых драматических моментов жизни, что я растеряна. У тебя чудесный язык, образы, ты мастер метафор, но ты же и приучил меня, своего читателя и почитателя, к другой тональности.
                Мне главное в творческом человеке другое - насколько он мой. Совмещается ли два понятия в одном - писатель-человек? Хочешь ты того или нет, но ты - МОЙ, хотя и не похожий на меня совершенно. Те две сущности, что в тебе сидят, мне обе симпатичны, хотя они такие разные».
                Автор:
«Насчет писатель-человек - тема любопытная. Кажется, кто-то на другом сайте заметил, что бывает такое, когда человек - скотина, а писатель - хороший, а бывает наоборот - писатель хороший, а как человек - скотина:))
Вот и думай после этого "Кто же я - волк или Красная Шапочка"
                Рецензент:
«Человек-скотина, хорошо пишущая при том - явление частое, потому что чаще скотиной бывает умный человек, а не добрый. А умный идет в писатели. Но у меня нюх на таких вот писателей-скотин. Увы, обратное явление тоже имеет место. В жизни вообще ВСЕ бывает. Но меня притягивает гармония в этой связке человек-писатель. И когда чувствую перевес ...ну, не полной скотины, но маленькой дряни, то физиологически не принимаю и писателя. Потому и не люблю Набокова, Л.Толстого, Достоевского и многих других. За что меня ругали-ругали всякие дяди от литературы. Как можно?!»
                Автор:
«Я все-таки пытаюсь абстрагироваться от писателя как человека, когда читаю его нетленки (разумеется, если знаю его лично)»
                Рецензент:
«Нет, Андрей, не так! Это в живых писателях-коллегах что-то там ищу, хотя могу и восхищаться, не испытывая никакой симпатии. А когда речь идет о классиках, авторитетах для многих, мое восприятие чисто эстетическое. И я абстрагируюсь от ненужных знаний о писателе или поэте как о человеке, мне это мешает. Я знаю много плохого о Лермонтове-человеке, но он меня волнует больше Пушкина, потому что я чувствую его СТРАДАНИЕ. Мне его "Демон" и "Герой нашего времени" дороже многих и многих поэм Пушкина. Это личное предпочтение»

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/09/872