Рецензия на «Староверы Ульяновы. Заговор купцов» (Татьяна Щербакова)

Татьяна, спасибо! Интереснейшее размышление о староверах и революции. Даже и не задумывалась о том почему Достоевский остановился на фамилии Раскольников. А старуха, очевидно, Россия. Гений.

Месяца два составляла родословную отца. И часто сталкивалась в архиве с записью в духе "девица из расколу взята брак с... таким-то", при том что запись сделана православным священником. Очевидно эта запись своеобразное подтверждение ваших слов:

"Жадные до земли нестароверы ассимилировали раскольников, да так, что сегодня их там почти не осталось"

Казалось бы сухие архивные списки родившихся или умерших... Что там можно почерпнуть "из" и "для" истории? Но после прочтения вашей работы особенно хорошо понимаешь как много может обозначать эта запись. И даже следующее за записью о браке обстоятельство принимает вдруг новый оттенок. Факт, например, что в роду моих Гладковых троих детей Варвары (в частности сына Герасима) я не cмогла найти (ни записей смерти, ни браков). Думала - переехали. Но раз вы утверждаете, что староверы поддерживали друг друга, это могли быть усыновленные дети родственников по Токаревым. Тем более что в брак мои Варвара и Денис вступают 1820 (после войны с Наполеоном и, кажется, перед кавказскими). Интересно, что крепкая связь с семьёй у Варвары проявляется даже в том, что и дочь (тоже Варвара) вышла позже замуж за Токарева. А я сейчас думаю о том, что если разобрать имя Варвара "по косточкам", то получается условно говоря - дочь варвара. Да? Особенно любопытно, что до этого брака у моих Гладковых было популярным имя Евдокия. В каждой семье Гладковых одну девочку обязательно называли Евдокия. И вдруг как отрезало. Все девки стали Варварами. Стала внимательно рассматривать ветки и заметила вдруг, что крестьянские семьи Гладковых и Токаревых "связал" некий Гурий. То ли у парня было две жены, то ли по каким другим причинам, но половина его детей записаны как Гладковы, половина как Токаревы. Разбавил кровь и крестьянские детки помирать перестали. А до этого ужас какой-то... то ли от голода, то ли от кровосмешения больше половины детей умирало с диагнозом "от худобищ". Видимо крепостное право и невозможность переезжать, как и самостоятельно выбирать невест стали плохо сказываться на иммунитете крестьян. Теперь соображаю какой национальности был тот Гурий, поскольку в архиве не указано. А в роду у нас на одного блондина обязательно приходится один чёрнявый. Высмотрела где-то в Грузии область с названием "Гурия". Любопытно за какими выгодами мог появиться на холодном Урале кавказец? Возможно барин с кавказской войны пленного привёз и близость к барину позволила крепко погулять парню.

По поводу традиции староверов в поддержке друг друга нахожу подтверждение по отцовской ветке и гораздо позже во времени. После отечественной войны дед мой - красивый и чернявый, и здорово популярный у противоположного пола, решил вдруг жениться на вдове, жене погибшего друга и даже усыновил и вырастил как своего её сыночка от первого брака.

Спасибо вам. Очень любопытный материал для понимания истории семьи и страны, и разрывающих иногда и семью, и страну "подспудных" противоречий.

С уважением,

Людмила Гладкая   16.06.2016 07:47     Заявить о нарушении
Спасибо вам за внимание. Рада, что текст оказался вам полезен. Удачи!

Татьяна Щербакова   12.06.2016 22:01   Заявить о нарушении
Интересное рассуждение и о связи богатства староверов с еврейским кланом из Германии и Польши. Получается, что немцы на евреев были так страшно сердиты из-за того, что сорвался захват российской территории Германией?

Людмила Гладкая   13.06.2016 06:09   Заявить о нарушении
Это причина появления концлагерей и фашизма?

Людмила Гладкая   13.06.2016 06:10   Заявить о нарушении
Я такой вывод не делала. Но какой там сговор был на Олимпе, знает только Олимп. Не все же материалы рассекречены. И моя книга - это лишь версия, построенная на опубликованных все-таки документах и логике событий.Само возникновение фашизма от излишества национальных фантазий - это большая загадка. Я говорю - национальных, а не национальной, потому что фашизм может возникнуть на почве любого национализма в любой стране - будь то Италия в двадцатые, Украина в наши дни, ну и так далее.

Татьяна Щербакова   13.06.2016 06:19   Заявить о нарушении
В архиве Осы (Пермский Край) встречала ещё одну любопытную запись, которая заставляет размышлять о связях уральских староверов с Польшей -

"крестьянин Ивашко взят в полотцкую шляхту"... Никак не пойму что может означать эта запись. Как крестьянин может быть взят в шляхту? да ещё полотцкую на Урале?

Людмила Гладкая   13.06.2016 06:52   Заявить о нарушении
Если речь идет о полотцкой шляхте, то это о 1655 годе,когда России шляхта Витебска, Плоцка и других присягала Алексею Михайловичу. В это время на Руси и начался раскол - крещение троеперстием вместо двуперстия католиков. Там нужно год посмотреть, когда сделана запись, и тогда можно будет о чем-то говорить. Действительно, может быть интересный факт с этим крестьянином. Кстати, когда присоединяли Белоруссию к России, там все население перекрестили заново, но опыт был неудачным. Это уже в конце 18 века, когда окончательно Белоруссию присоединили к России. В общем, разберитесь со шляхтой в Полоцке в 17 веке - там Урусов действовал.

Татьяна Щербакова   13.06.2016 09:48   Заявить о нарушении
Да, но конечно этот крестьянин взят в шляхту как слуга, это же очевидно.Может быть, присягнувший русскому царю шляхтич презжал на Урал по делам и забрал к себе в слуги этого крестьянина. Только вот - в каком году? Если в 1655, то раскольников в массовом порядке еще не было.

Татьяна Щербакова   13.06.2016 09:53   Заявить о нарушении
И скорее всего, это было именно в 1655 году, потому что в конце 18 века полотцкой шляхты уже не было, поскольку Полоцк входил в Псковскую губернию.Значит, ваш крестьянин однозначно не был старовером. В это время настоящий Раскол еще не произошел.

Татьяна Щербакова   13.06.2016 09:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Татьяна Щербакова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Людмила Гладкая
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.06.2016